Проблемы леворуких детей в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности данной проблемы, тема нашего исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста. Целью исследования является выявление особенностей леворуких детей. Объектом нашего исследования являются особенности леворуких учащихся.

Предмет исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста: память и продуктивность внимания.

Задачи нашего исследования:

1.раскрыть сущность понятия «леворукость»;
2.раскрыть основные психологические особенности леворуких младших школьников;
3.познакомиться с опытом учителей и психологов по данному вопросу.
4.Изучить особенности психических процессов леворуких детей: памяти и внимания.

Работа содержит 1 файл

Леворукость.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

       Но другие авторы считают, что тот же факт сочетания вербальных и невербальных функций в одном правом полушарии позволяет вербальным и невербальным способностям взаимодействовать, усиливая друг друга, что может определять более высокие творческие способности. И это же подтверждается при сравнении леворуких и праворуких. Значит, можно предсказать, что леворукие и праворукие не должны отличаться по уровню речевого развития, но у леворуких могут быть относительно более низкие показатели зрительно-пространственных функций.

       Когда речь идёт о значительном проценте леворуких среди взрослых и детей  с нарушениями психического здоровья, стоит учесть постоянно действующий  декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, а просто другим), неудовлетворённость собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно – задача не из лёгких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чьё-то раздражение…И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдёт, а значит, есть ограничения в выборе профессии и ещё какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых леворукий человек избежать не может.

       Ежедневные  микрострессы не только ведут к появлению  нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребёнка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.

       Существуют  данные о том, что леворукие имеют  более низкие, чем у праворуких, показатели развития не всех, а только некоторых психических функций. Леворукие могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, но выраженные математические способности.

       1.4 Организация обучения  и воспитания, и  развития леворуких детей.

       Использование левой или правой руки в качестве ведущей - это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это, прежде всего отражение психической  деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое  вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет. 
             Учителям и родителям не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом родителям нужно  постараться развивать обе руки ребенка - при рисовании, в игре давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте. 
             В школах педагоги младших классов упрямо переучивают леворуких школьников. Делается это, конечно, из наилучших побуждений, чтобы ребенку не выделяться и не быть мишенью для насмешек. К этому процессу подключаются и родители, иногда используя "дедовские" методы - дома во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. У многих детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражения, несдержанности, кроме того, ухудшается сон, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи ребенок кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может даже наблюдаться заикание. В школе такой ребенок отстает от ровесников в исполнении письменных заданий - пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Отсутствие успехов ведет к тому, что у леворукого школьника исчезает желание учиться, о письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение.                 Большинство переученных детей через полгода - год овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно сглаживается, однако все это не проходит бесследно. В письме переученные леворукие никогда не достигают того совершенства, как при письме левой рукой, делают ошибки, типичные для таких детей.

       Переученные дети всю жизнь дублируют те автоматизированные программы мозга, которые лежат  в основе письма, - сначала эта  программа воспроизводится в  правом, доминирующем полушарии, впоследствии переносится на левое полушарие, которое координирует движения правой руки, то есть необходимый навык осуществляется неэкономно, с избыточными расходами.

       У большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые  свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих леворуких эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а у праворуких - на левой. Поэтому, тщательное наблюдение врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может  дать ответ «леворукий ребенок или нет» уже в возрасте 3-4 месяцев.

       Определение ведущей руки ребенка важно для  того, чтобы как можно полнее использовать его природные задатки снизить  вероятность возникновения трудностей при обучении. Существует достаточно большое количество способов определения предпочтительного выбора правой или левой руки. Можно использовать ряд несложных заданий для определения того, какая рука у  ребенка активнее (какой рукой он действует быстрее и точнее). Каждое из этих заданий в отдельности не даст достоверной информации, но в совокупности они помогут отличить праворукого от леворукого.                                                                                                                             Ф.Кречмер (немецкий исследователь): «Необходимо попросить ребенка проделать следующие действия: он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-«молнию», зажигает спички, вынимает пробку из ванной».

       Также маленького ребенка можно попросить: отвинтить и завинтить крышки нескольких баночек разной величины, из бусин с помощью иголки собрать браслетик, собрать цепочку из скрепок, построить из кубиков высокую башню, подбросить мяч и поймать его одной рукой, вырезать по контуру фигурку из картинки, завязать бантик, расстегнуть и застегнуть пуговицы, нарисовать человечка, домик, елочку сначала одной, затем другой ручкой, причесать куклу (4).

       Согласно  статистике на школьный класс приходится один - два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ни чуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

       Методика  обучения письму, ее организация рассчитана на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые  пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме.

       За  партой леворукий ребенок должен сидеть всегда справа, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5–2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди (13).                                                                   

         Также привычные проблемы леворукого  ребенка - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".  
           Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).  
          Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то леворуким выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.  
          Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького леворукого человека. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что, в конце концов, и сам не может понять, что же у него получилось!  
          Огромные трудности стоят перед леворуким ребенком и при определении времени по циферблату. Он не только зеркально воспринимает одну или обе стрелки, но и делает метрические ошибки - определяет время с разницей в 10-15 минут. 
           Леворукие бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. Учителям к этому следует относиться терпимо. Ведь этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие леворукие хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, леворукие с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если праворуким детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то леворуким к этому и привыкать не надо. Также леворукие быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

       Итак, в теоретической части мы рассмотрели  понятие «леворукость» и его  происхождение, физиологические и  психологические особенности леворуких  людей. Также нами были рассмотрены  особенности организации воспитания и обучения леворуких детей для  последующего составления рекомендаций для учителей и родителей. 

Глава II. Исследование психологических особенностей леворуких младших школьников. 

   В исследованиях  принимали участие 2 ученика 1 класса гимназии №37 города Петрозаводска  и 6 учеников 1 класса средней общеобразовательной школы посёлка Сосновец. 

Методика 1. Определение устойчивости внимания. 

   Цель  проведения: определить уровень устойчивости внимания у праворуких и леворуких детей для дальнейшего сравнения.

        Ход проведения исследования: ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

   Далее ребёнку  показывается бланк с кольцами Ландольта  и объясняется, что он должен, внимательно  просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их.

   Работа  проводится в течение 4 минут. Через  каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок  должен поставить черту в том  месте бланка с кольцами, где его застала эта команда.

   После того, как 4 минут истекли, экспериментатор  произносит слово «стоп». По этой команде  ребёнок должен прекратить работу и  в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

   При обработке  результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все 4 минуты, в течение которых продолжался  психодиагностический эксперимент.

 
Праворукие  дети
средний результат за первую минуту     0,769
средний результат за вторую минуту     0,5095
средний результат за третью минуту     0,71425
средний результат за четвертую минуту     0,75525
средний результат за четыре минуты     2,748
       
       
       
       
Леворукие дети
средний результат за первую минуту       0,80625
средний результат за вторую минуту 0,734
средний результат за третью минуту 0,7775
средний результат за четвертую минуту 0,804
средний результат за четыре минуты 3,12175
 

    Многие  авторы говорят о низком уровне устойчивости внимания у леворуких детей, но наше практическое исследование показало, что это не всегда верно. У наших леворуких испытуемых устойчивость внимания оказалась выше, чем у праворуких.

Методика 2. Диагностика опосредованной памяти. 

     Цель проведения: выявить уровень развития опосредованной памяти у праворуких и леворуких детей для последующего сравнения. 

     Ход проведения исследования: материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить всё задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

     Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

     Дом. Палка. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывёт по реке. Кошка  ест рыбу.

     После прочтения ребенку каждого слова  или словосочетания экспериментатор  делает паузу на 20 секунд. В это  время ребенок должен успеть изобразить на листе бумаги что-нибудь такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребёнок не успел сделать рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками, вспомнить те слова  и выражения, которые ему были зачитаны.  

 
Праворукие  дети
Средний результат 0,927
Леворукие дети
Средний результат 0,826
 

Исследование показало, что уровень развития опосредованной памяти у праворуких детей ненамного выше, чем у леворуких. Это значит, что при работе, направленной на развитие памяти,  память леворукого ребёнка может ничем не отличаться от памяти праворукого ребёнка. 

Информация о работе Проблемы леворуких детей в психологии