Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:03, курсовая работа
Исходя из актуальности данной проблемы, тема нашего исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста. Целью исследования является выявление особенностей леворуких детей. Объектом нашего исследования являются особенности леворуких учащихся.
Предмет исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста: память и продуктивность внимания.
Задачи нашего исследования:
1.раскрыть сущность понятия «леворукость»;
2.раскрыть основные психологические особенности леворуких младших школьников;
3.познакомиться с опытом учителей и психологов по данному вопросу.
4.Изучить особенности психических процессов леворуких детей: памяти и внимания.
Рекомендации
для учителей и родителей
При воспитании и обучении леворуких детей необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у леворуких, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся. Данные полученные при исследовании леворуких показывают, что способы и приёмы, с помощью которых дети усваивают знания, различны.
Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы представляется необходимым выявлять такие индивидуальные особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.
К сожалению, еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (т.к. даже ножницы ему нужны другие). Поэтому леворукие дети учатся выполнять все учебные действия так же, как и праворукие. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
Для
того чтобы правильно организовать
в семье воспитательную работу с
ребенком, проявляющим склонность к
леворукости, необходимо, прежде всего,
знать, как развивается вообще у детей
раннего возраста их предметно-игровая
деятельность. Этапы ее развития одинаковы
для всех детей.
Исследования развития предметно-игровой
деятельности детей первого, второго и
третьего года жизни показали, что правильная
организация этой деятельности способствует
своевременному формированию ручной умелости,
развитию мышления ребенка, его ориентировок
в свойствах предметов, с которыми он действует.
Условно
весь период развития предметно-игровой
деятельности в раннем детстве можно разделить
на три этапа. Первый этап охватывает почти
весь первый год жизни. Это этап ознакомительной
игры с предметами и игрушками. Общаясь
с ребенком, родители обращают его внимание
на различные игрушки, дают их ребенку
в руки. Улыбкой, ласковым словом и своими
действиями с той или иной игрушкой взрослый
формирует у маленьких интерес к игрушке,
желание смотреть на нее, тянуться к ней,
брать в руки и действовать. На этом этапе
действия ребенка носят характер сначала
простых, а затем все более сложных манипуляций
с предметом. Ребенок манипулирует с игрушкой,
рассматривает ее, постепенно знакомится
с ее свойствами. На первом году жизни
(особенно до 9—10 мес.) он действует примерно
одинаково со всеми игрушками: смотрит,
хватает, держит, приближает ко рту, рассматривает,
помахивает игрушкой, стучит ею, бросает.
Однако если внимательно понаблюдать
за предметно-игровой деятельностью ребенка
на протяжении нескольких месяцев, то
можно заметить, что действия его с предметами
меняются. Ребенок все чаще и чаще начинает
действовать ими более правильно. Погремушку
малыш держит обязательно теперь за ручку;
толкает шарик, наблюдая, как он катится;
куклу не бросает, а прижимает к себе. Все
эти изменения свидетельствуют о том,
что ребенок поднимается в своем развитии
на ступеньку выше, наступает этап игры,
для которой характерна специфичность
предметных действий. Действия с предметом
уж не сводятся к простым манипуляциям,
они как бы отражают свойства предмета
и в какой-то степени уже начинают соответствовать
назначению предмета. Ребенок к концу
первого года жизни отображает в своей
игре способы действия с предметами, принятые
в человеческом обществе.
А если
ложку ребенок держит во время еды в левой
руке? Мать вкладывает ему ложку в правую
руку, а он старается переложить ее опять
в левую... Мама сердится, ребенок плачет...
А виноват ли он? Мама может исправить
положение только путем кропотливых, повседневных
стараний, без раздражения и акцентировки
внимания ребенка на этом его «недостатке».
Родители
должны быть очень внимательны, чтобы
вовремя помочь ребенку более активно
действовать правой рукой. Для этого нужно
стараться давать игрушку чаще в правую
руку, класть ее так, чтобы удобнее было
к ней тянуться и брать ее правой, а не
левой рукой.
Для
профилактики неврожденной леворукости
необходимо, прежде всего, правильное
воспитание. Необходимо, чтобы у ребенка
своевременно формировалась игровая деятельность.
При манипулировании предметами особенно
важно следить, чтобы ребенок действовал
чаще правой рукой: давать игрушку в правую
руку ребенка, класть ее справа от ребенка.
Ребенку
старше одного года, который охотнее действует
левой рукой, а не правой, очень полезны
игры со строительным материалом, различные
конструкции, механические игрушки с несколькими
рычажками, кнопками, игры с предметами-орудиями.
Особенно
важно, чтобы воспитательная работа с
леворуким ребёнком была бы не только
тактичной и постоянной, но и интересной
для него. Лучше всего использовать в целях
тренировки правой руки ребенка совместную
игру с ним. Нужно, чтобы ребенок чувствовал
спокойное, доброжелательное внимание
взрослого к себе.
Нельзя
ребенка со склонностью к леворукости
оставлять всегда одного с игрушкой. Нужно
находить время для совместных игр с ребенком,
показывать ему, как играть с игрушкой,
побуждать, чтобы он активно действовал
в игре правой рукой, но ни в коем случае
не запрещать ему действовать левой. Не
правы те родители, которые запрещают
ребенку действовать левой рукой, этим
самым лишая его возможности играть с
интересом, что имеет большое значение
для общего развития ребенка. Заставляя
ребенка, несмотря на его протесты, действовать
только правой рукой, родители невольно
тормозят формирование активности, самостоятельности.
Нужно позволять ребенку пользоваться
левой рукой, одновременно тренируя правую
руку, показывая ему, что и правой рукой
действовать нетрудно. Главное, помнить,
что во всех случаях леворукости необходимо,
не ограничивая активности левой руки,
помогать ребенку, учиться действовать
и правой.
Чувство
радости, возникающее во время совместной
игры с взрослыми, помогает развитию у
ребенка самостоятельности, желания самому
делать так же, как взрослые, т. е. действовать
не только левой, но и правой рукой.
Не
надо привлекать внимания ребенка к тому,
что он делает «не так», как все. Помощь
взрослых должна быть ненавязчивой, естественной,
она должна пробуждать у ребенка веру
в свои возможности, уверенность в своей
умелости. Нужно похвалить его даже за
небольшие достижения, порадоваться вместе
с ним — это способствует развитию волевых
качеств, так как вызывает у ребенка стремление
сделать лучше, чтобы заслужить похвалу.
Но необходимо указывать ребенку и на
его неправильные действия в твердой,
но благожелательной форме, не унижающей
его самолюбия. Надо добиваться, чтобы
он охотно исправлял ошибки, чтобы у него
формировались правильные приемы действия
с игрушками и бытовыми предметами.
Своевременная
тренировка правой руки без снижения активности
левой подготовит ребенка к овладению
в школе умением писать правой рукой. Хорошее,
радостное настроение, полезные игры и
занятия, выполнение разнообразных домашних
поручений — все это будет способствовать
правильному, всестороннему развитию
вашего ребенка. Умелость обеих рук —
вот что необходимо развивать у ребенка
со склонностью к леворукости. И ему очень
нужно родительское внимание, ласковое
и постоянное.
Заключение
При выполнении курсовой работы, я старалась выделить самое главное и существенное из всего найденного материала.
Я поняла, что леворукие дети – это необычные дети и обращаться с ними надо не так, как с другими детьми.
Леворукие очень отличаются от праворуких детей. С ненаучной точки зрения можно сказать, что различие между ними только в том, что леворукие предпочитают всё делать не правой рукой, как все обычные люди, а левой.
Но учёные давно установили, что у леворуких ведущим является правое полушарие мозга, а у праворуких – левое.
Также установлено, что леворукие дети не такие внимательные, как праворукие, и их уровень запоминания ниже, чем у праворуких. Наше практическое исследование показало, что это не всегда так.
У
леворуких детей возникает
Список литературы: