Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
По-видимому, леворукие дети, существенно отличаются от численно превосходящих праворуких не только особенностями восприятия и переработки информации, но и своими психологическими характеристиками. Выявление ведущей руки и доминирующего полушария у детей в период адаптации к школе, изучение психологических особенностей и профилактика неврозов леворуких детей настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки конкретных рекомендаций для учителей по работе с этими учащимися. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным.
Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь
исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
Введение…………………………….........................................................................3
1 Теории возникновения леворукости…………………………………………….6
2 Определение леворукости, ее признаки и виды………………………………10
3 Леворукость как психолого-педагогическая проблема………………………14
Заключение………………………………………………………………………..20
Глоссарий…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………23
Список сокращений………………………………………………………………24
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Иркутский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология (курс 1) |
Тема | 18. Психологические проблемы леворуких детей в школе. |
Фамилия студента | Гусенко |
Имя студента | Татьяна |
Отчество студента | Викторовна |
№ контракта | 10004080701004 |
Введение…………………………….....
1 Теории возникновения леворукости…………………………………………….6
2 Определение леворукости, ее признаки и виды………………………………10
3
Леворукость как психолого-
Заключение……………………………………
Глоссарий………………………………………
Список использованных источников……………………………………………23
Список
сокращений……………………………………………………
Приложение……………………………………
Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной. За множеством серьезных трудностей, стоящих перед образовательной системой нашей страны в настоящее время, о проблеме левшей забыли, видимо, не считая ее первостепенной в сравнении с такими серьезными проблемами, как подростковая преступность, наркомания, беспризорность.
Однако педагоги и психологи отмечают, что с каждым годом леворуких (правополушарных) детей рождается все больше и больше, сама группа леворуких детей настолько неоднородна, что до сих пор нет единых методических рекомендаций по их обучению. Хотя Министерством здравоохранения и выпущены методические рекомендации о запрещении переучивания левшей и снижения требования к их каллиграфии. Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большой комплекс проблем, возникающих в процессе обучения в школе. Скорее ставит ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое, что еще не решено и не сделано. [13]
Фактически леворукого ребенка у нас учат так же, как и праворукого. Между тем функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, - не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей.
Отечественный исследователь феномена детской леворукости нейрофизиолог А. В. Семенович отмечает, что 70% детей с трудностями школьного обучения составляют левши. Еще в XIX веке итальянский психиатр Чезаре Ломброзо писал о том, что в тюрьме среди заключенных особенно много левшей, и делал вывод, что именно левши более склонны к правонарушениям, чем люди, использующие правую руку в качестве ведущей, многие современные авторы соглашаются с этим.
Негативное отношение к левшам в нашей стране имеет длительную историю. Так, больше 70 лет назад в журнале «Русская клиника» доктор А. А. Капустин писал о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, но у большей части их них доктор Капустин отметил нарушения развития. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными». [5]
К сожалению, и сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, не смотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как и умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворуких, и у сниженных интеллектуальных способностей может быть одна причина – патология развития, у здорового левши могут быть блестящие способности. [3] Достоверно известно, что леворукими были такие исторические личности: Александр Македонский Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк Максвелл, И. П. Павлов и В. И. Даль, Чарли Чаплин, Пол Маккарти, Джордж Буш и Билл Клинтон и многие выдающиеся спортсмены, которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей, и они способны добиваться в своем деле больших успехов. [8]
Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения какой-либо одной гипотезы.
Очевидно лишь то, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факты: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание. Многие ученые из разных областей
наук посвятили свои исследования изучению функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, психофизиологическим особенностям леворуких детей, возможности индивидуального подхода при их обучении и воспитании. Вместе с тем в большинстве работ выявляются и описываются лишь особенности познавательных процессов в учебной деятельности и стратегии мыслительных операций у обоих полов. Однако очевидно, что проблемы леворуких детей не ограничиваются учебным процессом, а существенно влияют и на формирование индивидуально-психологические особенности формирующейся личности. Можно полагать, что уже в младшем школьном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, свидетельствующие о сложности и противоречивости их внутреннего мира.
По-видимому, леворукие дети, существенно отличаются от численно превосходящих праворуких не только особенностями восприятия и переработки информации, но и своими психологическими характеристиками. Выявление ведущей руки и доминирующего полушария у детей в период адаптации к школе, изучение психологических особенностей и профилактика неврозов леворуких детей настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки конкретных рекомендаций для учителей по работе с этими учащимися. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным.
Причина
такой актуальности заключается
в неоднозначности и
исследователи
больший интерес проявляют
В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все теории о причинах происхождения леворукости делятся на три группы:
Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону, делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения - более точными.
Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Во время сражений, воины закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой, а оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности.
Существует и такая версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число правшей и левшей в каменном веке было равным.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве. [3]
Любопытны
данные дерматоглифических исследований.
Дерматоглифика, наука, изучающая характер
кожного покрова рисунка
Следовательно, благодаря им можно оценить исходную базу для формирования того или иного типа ассиметрии. У правшей более сложные узоры располагаются на правой руке, а у левшей - на левой (особенно это заметно на указательном пальце). Из этого ученые делают вывод, что леворукость предопределена генетически, и поэтому переучивать левшей дело не только бесполезное, но и вредное.[4]
В литературе очень часто обсуждаются данные о различных числах леворуких, родившихся в разные времена года, в разные десятилетия. Леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы, реже весной.
Специально
проведенные массовые обследования
населения показали, что распространенность
леворуких среди населения
Согласно одному из взглядов в первобытном обществе, леворуких в первобытном обществе было больше, чем в последующих периодах. В соответствии с другим взглядом, число левшей все же неуклонно увеличивается.
Наиболее активный рост числа леворуких наблюдался с 1900 по 1960 годы, имеется две причины этого роста. Первая - это улучшение акушерской помощи и связанное с этим уменьшение летальности младенцев, рождающихся с патологией мозга, сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая - снижение «культурного давления», так как, по мнению автора, среди педагогов и врачей растет понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является
особенностью
биологической конституции
Сейчас многие современные родители уже практически не пытаются переучивать своих леворуких детей, но все, же встречаются и такие родители и педагоги, которые стремятся заставить детей писать правой рукой. Можно предположить, они опираются на предрассудки досоветского времени. Следует признать, что и в прежние времена жизнь леворуких не была комфортнее. Еще средневековые богословы объявили левшой сатану, поэтому людей с не той хваткой подозревали в связи с ним и вполне могли отправить на костер.
Во многих странах мира само понятие «левый» синоним чего-то негативного, лживого, неловкого.
С.Спрингер и Г. Дейч приводят в качестве примера перевод понятия левый со многих европейских языков: французское слово «gauche» обозначает кроме левый еще и еще и неуклюжий, а в международном словаре Вебстрера леворукий переводится так же, как и неумелый [10].
В одной из советских газет было опубликовано такое сообщение: «Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой, вы нанесете жестокое оскорбление представителям одной из народностей Нигерии. Во многих районах, где живут эти народности, левую руку называют негодной, а левшей вообще считают ненормальными людьми».
Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе