Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, реферат
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми
элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению, организации нервной системы, по
типам деятельности и способам ее регуляции человек —
наиболее совершенное существо в природе. Однако по
состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют
какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем
выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше
длится его детство, тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов природы, который
предопределяет историю детства.
Детская психология: теории, факты,
проблемы
Глава l.
ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ (страницы 13-22)
1. Исторический анализ понятия "детство"
Сегодня любой
образованный человек на
том, что такое детство, ответит, что детство — это период
усиленного развития, изменения и обучения. Но только
ученые понимают, что это период парадоксов и
противоречий, без которых невозможно представить “себе
процесс развития. О парадоксах детского развития писали
В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д.
Б. Эльконин говорил,
что парадоксы в детской
— это загадки развития, которые ученым еще предстоит
разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б.
Эльконин неизменно начинал с характеристики двух
основных парадоксов детского развития, заключающих в
себе необходимость
исторического подхода к
детства. Рассмотрим их.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми
элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению, организации нервной системы, по
типам деятельности и способам ее регуляции человек —
наиболее совершенное существо в природе. Однако по
состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют
какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем
выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше
длится его детство, тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов природы, который
предопределяет историю детства.
В ходе
истории непрерывно росло
материальной и духовной культуры человечества. За
тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч
раз. Но за это же время новорожденный ребенок
практически не изменился. Опираясь на данные
антропологов об
анатомо-морфологическом
кроманьонца и современного европейца, можно
предположить, что новорожденный современного человека
ни в чем существенном не отличается от новорожденного,
жившего десятки тысяч лет назад.
Как же получается, что при сходных природных
предпосылках уровень психического развития, которого
достигает ребенок на каждом историческом этапе развития
общества, не одинаковый? Детство — период,
продолжающийся от новорожденности до полной
социальной и, следовательно, психологической зрелости;
это период становления ребенка полноценным членом
человеческого общества. При этом продолжительность
детства в первобытном обществе не равна
продолжительности детства в эпоху Средневековья или в
наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и
они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет
назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его
становления вне развития человеческого общества и
законов, определяющих его развитие. Продолжительность
детства находится в прямой зависимости от уровня
материальной и духовной культуры общества.
Как известно, теория познания и диалектика должны
складываться из истории философии, истории отдельных
наук, истории умственного развития ребенка и детенышей
животных, истории языка [84]. Заостряя внимание именно
на истории умственного развития ребенка, следует отличать
ее как от развития ребенка в ортогенезе, так и от
неравномерного развития детей в различных современных
культурах.
Проблема истории детства — одна из наиболее
трудных в современной детской психологии, так как в этой
области невозможно проводить ни наблюдение, ни
эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники
культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех,
не очень частых случаях, когда в археологических раскопках
находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые
в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в
загробном мире. Миниатюрные изображения людей и
животных использовались также в целях колдовства и
магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам
предшествовала теория.
Теоретически вопрос об историческом
происхождении периодов детства был разработан в трудах
П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина [14; 36;
178]. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С.
Выготскому, не подчиняется вечным законам природы,
законам созревания организма. Ход детского развития в
классовом обществе, считал он, "имеет совершенно
определённый классовый смысл". Именно поэтому, он
подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь
исторически детское. Так, в литературе XIX века
многочисленны свидетельства отсутствия детства у
пролетарских детей. Например, в исследовании положения
рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет
комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году
для обследования условий труда на фабриках: дети иногда
начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с
шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети
неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста;
рабочее время у них продолжалось 14-16 часов [96].
Принято считать,
что статус детства
ребенка формируется лишь в Х1Х-ХХ веках, когда с
помощью законодательства об охране детства начал
запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что
принятые юридические законы способны обеспечить
детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в
этой среде и, прежде всего, девочки и сегодня выполняют
работы, необходимые
для общественного
(уход за малышами, домашние работы, некоторые
сельскохозяйственные работы) . Таким образом, хотя в наше
время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить
о статусе детства, не учитывая положения родителей в
социальной структуре общества. "Конвенция о правах
ребенка", принятая Юнеско в 1989 году и
ратифицированная большинством стран мира, направлена
на обеспечение полноценного развития личности ребенка в
каждом уголке земли.
Исторически понятие детства связывается не с
биологическим состоянием незрелости, а с определенным
социальным статусом, с кругом прав и обязанностей,
присущих этому периоду жизни, с набором доступных для
него видов и форм деятельности. Много интересных фактов
было собрано для подтверждения этой идеи французским
демографом и историком Филиппом Ариесом [186].
Благодаря его работам интерес к истории детства в
зарубежной психологии значительно возрос, а
исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.
Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в
сознании художников, писателей и ученых складывалось
понятие детства и чем оно отличалось в различные
исторические эпохи. Его исследования и области
изобразительного
искусства привели его к
вплоть до XIIП века искусство не обращалось к детям,
художники даже не пытались их изображать. Детские
образы в живописи XIII века встречаются лишь в
религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец
Иисус и нагое дитя как символ души умершего.
Изображение реальных детей долго отсутствовало в
живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок
заключает в себе человеческую личность. Если же в
произведениях искусства и появлялись дети, то они
изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было
знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок"
долго не имело того точного значения, которое придается
ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой
Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия
"дурак". Детство
считалось периодом быстро
малоценным. Безразличие по отношению к детству, по
мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием
демографической ситуации того времени, отличавшейся
высокой рождаемостью и большой детской смертностью.
Признаком преодоления безразличия к детству, как считает
французский демограф, служит появление в XVI веке
портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь
переживалась как
действительно невосполнимая
не как вполне естественное событие. Преодоление
равнодушия к детям происходит, если судить по живописи,
не раньше XVII века, когда впервые на полотнах
художников начинают появляться первые портретные
изображения реальных детей. Как правило, это были
портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в
детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф. Ариеса,
открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно
проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но
очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в
конце XVI и в течение всего XVII столетия.
Важным символом изменения отношения к детству
служит, по мысли исследователя, одежда. В Средние века,
как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же
одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды
взрослого соответствующего социального положения.
Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская
одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что
для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была
одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря,
для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его
одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал
Информация о работе Детская психология: теории, факты,проблемы