Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:03, курсовая работа
Исходя из актуальности данной проблемы, тема нашего исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста. Целью исследования является выявление особенностей леворуких детей. Объектом нашего исследования являются особенности леворуких учащихся.
Предмет исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста: память и продуктивность внимания.
Задачи нашего исследования:
1.раскрыть сущность понятия «леворукость»;
2.раскрыть основные психологические особенности леворуких младших школьников;
3.познакомиться с опытом учителей и психологов по данному вопросу.
4.Изучить особенности психических процессов леворуких детей: памяти и внимания.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время появилось
Леворукие и медлительные дети наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания «переделать» природу – заставить леворукого быть «как все» – праворуким, а медлительного – быстрым. Стремление родителей и педагогов «не ждать милостей от природы» всегда плачевно. Однако нельзя сказать, что желающих сделать ребёнка таким, «как хотят взрослые», становится меньше. Почему это происходит? Почему так стойко неприятие леворуких, почему с первых дней обучения в школе у них возникает комплекс проблем, которые не позволяют спокойно жить и успешно учиться?
Исходя из актуальности данной проблемы, тема нашего исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста. Целью исследования является выявление особенностей леворуких детей. Объектом нашего исследования являются особенности леворуких учащихся.
Предмет исследования:
психологические особенности
Задачи нашего исследования:
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ и обобщение материала по теме исследования, кольца Ландольта, диагностирование опосредованной памяти.
База
исследования: средняя общеобразовательная
школа посёлка Сосновец Беломорского
района, гимназия №37 города Петрозаводска.
Глава
I. Теоретические основы
проблемы леворуких
детей в психологии.
1.1 Понятие и происхождение леворукости
Леворукий
– это тот ребёнок или
В целом по поводу возникновения левшества есть ряд противоречивых теорий. Ранее была популярна версия, что леворукий – это тот, у кого внутриутробно возник порок развития либо при родах произошла травма, например, кровоизлияние в мозг, которое не вызывает видимых болезненных неврологических симптомов, однако приводит к тому, что ведущие функции берёт на себя здоровое полушарие. Однако чем дальше, тем меньше сторонников у данной теории, так как любые из исследований леворуких показывают, что большинство из них совершенно здоровы. Разумеется, среди них есть определённый процент людей, получивших родовую травму, и на деле они должны быть праворукими, точно так же, как есть и праворукие, которые изначально, внутриутробно сформировались как леворукие, но…
Какие
же причины увеличивают
Поль Бакан, исследуя вопрос о влиянии осложнённых родов на «рукость» ребёнка, сравнивал детей, появившихся в результате первых, четвёртых и следующих родов, с детьми от вторых и третьих родов. Он обнаружил, что большой стресс во время родов связан с повышенной частотой леворукости. Этот автор считает, что кислородное голодание (аноксия) ребёнка при задержке первого вдоха может приводить в некоторых случаях к леворукости.
Влияет ли возраст матери на предпочтение руки у ребёнка? На этот вопрос существуют некоторые косвенные данные. Так, доля рождения близнецов растёт с возрастом матери. А вместе с этим растёт и доля леворуких детей.
Большинство исследователей полагают, что закладывание лидерства одного из полушарий происходит ещё при развитии плода в организме матери. Однако имеются и другие наблюдения, свидетельствующие о том, что дети, в 4-5 месяцев демонстрирующие предпочтение левой руки (в ней малыш держит погремушку, ею тянется к чему-то интересному), в дальнейшем может стать праворуким. Это несовпадение, вполне возможно, связано с различными периодами индивидуального развития ребёнка. В пользу такого предположения говорит часто встречающееся на первом году жизни предпочтение левой руки для доставания предметов манипулирования. Постепенно оно сменяется предпочтением правой руки. Причём время, когда это происходит, зависит от формы предмета. Так левая рука доминирует при игре с кубиком до возраста 7 месяцев, с шариком – до 8 месяцев, а с колокольчиком до 1 года и 3 месяцев.
В силу вышесказанного часть учёных настаивает, что правшество ∕левшество формируется на первом году жизни, а окончательно – к 6-7 годам.
1.2 Физиологическая основа леворукости.
Леворукие люди известны человечеству с незапамятных времён. Однако левшество только лишь леворукостью не ограничивается. Существует и левоногость, левоухость, левоглазость, - т.е. доминирование предпочтение в работе и каких-то действиях именно парных органов человеческого тела.
Зависят же такие индивидуальные особенности от доминирования того или иного полушария головного мозга. При этом происходит перекрёстный процесс: правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие и наоборот. Таким образом, у праворуких в организме главенствует левая часть мозга. А у леворуких, как ни парадоксально, правая.
А
ещё в последние годы учёные стали
учитывать степень доминирования обоих
полушарий – сильно выраженную (в таком
случае перед нами будет «классический
стопроцентный » праворукий или ярко выраженный
леворукий человек) или слабо выраженную
(в таком случае у человека могут быть
всего 1-2 признака левшества, - например,
ведущие левый глаз и ухо при ведущей правой
руке). Учеными установлено, что среди
обычных людей «чистые праворукие», т.
е. имеющие одновременно ведущую правую
руку, глаз и ухо, составляют всего около
30%.
Немало на нашей планете и тех, у кого
полушария мозга как бы заключили «соглашение»
и ни одно из них не подавляет работу другого.
Поэтому такие люди – их называют амбидекстерами
– одинаково хорошо владеют обоими парными
органами.
Классическими же «стопроцентно правильными» праворукими признаются те люди, которые пишут и выполняют большинство действий, особенно тонких и сложных, правой рукой, которые прикладывают трубку телефона к правому уху, у которых ведущий глаз также правых, плюс у них ведущая правая нога (то есть она толчковая при прыжках, именно она предпочитается для забивания голов у футболистов и так далее).
За что же отвечает каждое из полушарий мозга? Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Оно обрабатывает информацию последовательно.
Правое полушарие, в отличие от левого, воспринимает мир живо, образно, целостно, а не просчитывает его. Оно чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально (Приложение 1).
Поэтому считается что:
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (поэтому левши и амбидекстеры всегда при тестировании показывают более быстрые результаты по степени реагирования на происходящие события, чем правши). Правое полушарие также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы.
Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность «делится» между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие – левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передаётся информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути – комиссуры мозга. Основная из них – мозолистое тело. Мозолистое тело – одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3-4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело ещё не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребёнка.
1.3 Психологические особенности леворуких.
Действительно ли леворукие дети «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чём-то превосходить праворуких? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего, потому что леворукое меньшинство ещё не очень хорошо изучено, да и предубежденье против левшества не изжито. Кроме того, леворукие люди вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, но всё остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой леворукие люди вынуждены жить, а значит, они находятся в менее благоприятных, чем праворукие, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: улучшения морали, прекращения нервных болезней и огромного повышения духовной деятельности человека, - сохраняются сторонники двух крайних взглядов. Первые всё-таки считают, что у леворуких снижены умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности леворуких и праворуких с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга – левого у праворуких и правого у леворуких, в популярной литературе даже появился термин «левополушарные дети», «правополушарные дети». Стоит выделить и четвёртую точку зрения: её сторонники отрицают различие между леворукими и праворукими на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у леворуких перекрывает групповые различия.
Доктор А.А.Капустин в своей работе «Детская леворукость и проблемное воспитание левой руки» (1924 г.), исследуя леворуких в неврологической клинике, приводит данные о том, что из 44 леворуких 7-17 лет четверо имеют одарённость выше среднего уровня, двадцать семь – среднюю одарённость, семеро – одарённость ниже среднего уровня и один оказался умственно отсталым. Эти данные совсем не дают основания для вывода, который сделал А.А.Капустин: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в ¾ случаев) левша всё-таки дегенерат».
Многие исследователи отмечают высокий процент леворуких среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребёнка.
Английская
исследовательница М.Аннет с
Дальнейшие исследования М.Аннет показали, что не сильно праворукие, но и сильно леворукие дети также имеют более низкий показатель интеллекта и худшие показатели организованной деятельности.
Работа американской исследовательницы Дж.Леви позволила выяснить особенности зрительно-пространственных функций у леворуких. Учитывая, что у многих леворуких правое полушарие (в дополнение к левому) принимает участие в осуществлении речевых функций, она предположила, речевые и зрительно-пространственные функции (характерные для правого полушария) будут конкурировать, и речевые могут преобладать за счёт более низкой организации зрительно-пространственных функций (3).