Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор: Михаил Гончаров, 22 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Психологические особенности леворуких детей...................7
Понятие леворукости и причины ее возникновения.................7
Психологические особенности леворуких детей.......................12
Леворукость как психолого-педагогическая проблема..........15

Глава 2. Школьные проблемы леворуких детей.................................21
Школьные проблемы левшей.......................................................21
Обучение леворуких детей.............................................................24

Заключение.................................................................................................31

Глоссарий....................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

Психологические проблемы леворуких детей в школе.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение........................................................................................................3

     Глава 1. Психологические особенности леворуких детей...................7

    1. Понятие леворукости и причины ее возникновения.................7
    2. Психологические особенности леворуких детей.......................12
    3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема..........15

    Глава 2. Школьные проблемы леворуких детей.................................21

  1. Школьные проблемы левшей.......................................................21
  2. Обучение леворуких детей.............................................................24

    Заключение.................................................................................................31

    Глоссарий....................................................................................................33

    Список  использованных источников....................................................35 

     Введение 

     Актуальность. Школа - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это означает готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Система ожиданий, как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в основе готовности, которая понимается как итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду1. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

     Проблема  леворукости воспринимается многими исследователями как бы вершиной айсберга, в виде которого можно представить огромную область морфологии и физиологии билатеральных различий организма (в том числе и межполушарной асимметрии головного мозга)2.

     Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% - леворукие. Но следует понимать, что и праворукие, и леворукие - это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает: в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979-1988 гг. достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Цифры по количеству леворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильно различаются и варьируют от 5 до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких - порой с огромным трудом - приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.

     По  данным отечественных авторов, количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, в 1987 г. выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% - среди девочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%. Леворукость особо четко проявляется и младшем школьном возрасте.

     Особого внимания на старте школьного обучения заслуживают леворукие дети. Многие из них имеют весь «набор» трудностей обучения3.

     Леворукому  ребенку не так-то просто в праворуком мире. «Возьми ложку в правую руку». Почему опять держишь карандаш в  левой руке?» - с раннего детства  слышит ребенок. А правой рукой почему-то не очень удобно, несмотря на то, что  взрослые требуют, несмотря на то, что у других детей все наоборот - им неудобно работать левой. И все же основные трудности у леворукого ребенка начинаются, как правило, в школе. И первая, самая главная проблема, которая должна быть решена, - действительно ли малыш левша. И уже потом следует определить, какой рукой ребенок будет писать, и выработать единую тактику действий. Задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд, да и подход к ней со стороны учителей и родителей неоднозначен.

     Объект  курсовой работы – леворукие дети.

     Предмет курсовой работы – психологические проблемы левшей в школе.

     Цель  курсовой работы – изучение психологических проблем леворуких детей в школе.

     В связи с поставленной целью в  работе необходимо решить ряд следующих  задач:

  • изучить понятие леворукости и причины ее возникновения;
  • выяснить психологические особенности леворуких детей;
  • рассмотреть леворукость как психолого-педагогическую проблему;
  • выявить школьные проблемы левшей;
  • исследовать обучение леворуких детей.

     Методы  исследования: изучение психолого-педагогической литературы, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме работы.

     Теоретической основой работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Бабанский Ю.К., Лисина М.И., Хамблин Д., М. Корбаллис,   Г. Менделеь и других относящихся к теме курсовой работы.

     Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список использованных источников.

     Во  введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть

     Глава 1. Психологические особенности леворуких детей

    1. Понятие леворукости и причины ее возникновения
 

     В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей  день. На этот счет существует множество  любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит - в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч - в правой. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости4.

     В частности, доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Не самая «мощная» по своей теоретической значимости теория, конечно, - но зато чрезвычайно важная для здоровья женщин-левшей. Дело в том, что недавно американские ученые выявили неприятную закономерность: у дам, предпочитающих действовать преимущественно левой рукой, существенно повышается риск развития рака молочной железы5.

     Проблемы  левшества и леворукости интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет.

     И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.

     Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек  наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством6.

     Левшество может быть сенсорным, касающимся органов  восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.

     Приучить  левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу7.

     Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие - за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим.

Именно  в нем находятся главные центры речи - зона Брока и зона Вернике.

     Развитие  правой руки взаимосвязано с развитием  речевых центров. Особенно чувствительна  эта связь в раннем возрасте, в период становления речи8.

     В качестве весьма поучительного и  одного из наиболее ярких разочарований  при изучении проблемы леворукости  являются исследования, в результате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речи Брока у левшей в 70% случаев расположен так же, как и у правшей, в левом полушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов (когда сердце располагается справа, печень слева и т.д.) и даже локальная декстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявления леворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чем сама леворукость.

     Более того, связь между этими состояниями  не ясна. Так, например, среди 12 обследованных  людей с тотальной транспозицией внутренних органов не было ни одного левши9.

     Лишь  у части леворуких детей картина  оказывается перевернутой: речевые  центры у них перенесены в правое полушарие (и оно, соответственно, будет  доминирующим). Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка. Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями.

     Правое  полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок - потенциальный гений10.

     В многочисленных исследованиях так  или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, каким из критериев определения левшества надо придавать большее, а каким - меньшее значение. Имеются различные точки зрения по этому вопросу. С другой стороны, указанные признаки не коррелируют между собой, в различной степени ограничиваются культурологическим давлением и даже могут изменяться в течение жизни с одного типа на противоположный. Мы не знаем, какой вклад в них вносит переучивание с одной руки на другую.

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе