Отцы и дети. Проблемы современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 04:59, реферат

Описание работы

Цель работы - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы и сравнить взгляды писателей с реальностью. Задачи:
- анализ теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в классической литературе;
- рассмотрение теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в современной литературе;
- сравнение реальных взглядов на проблему с теми, которые отражены в литературе;
- систематизация данных по данной теме;
- заключительные выводы из проделанной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Проблемы «отцов и детей» в классической литературе……………………......стр. 4
1.1. Проблема «отцов и детей» в одноименном романе И.С.Тургенева…………….…...стр. 5
1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………….стр. 8
Глава 2. Проблемы нынешней молодежи. Отношения родителей и детей в современной литературе…….стр. 11
2.1. Людмила Улицкая. Семейные отношения в цикле рассказов «Бедные родственники»…………стр.12

2.2. Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети»…………………..…стр. 14
2.3. Павел Санаев. Повесть «Похороните меня за плинтусом». …………….…….…....стр. 16
Заключение…………………………………………………….……………………….….стр. 19
Библиография………………………………………………………………………………стр. 20
Приложения..........................................................................................................................стр. 21

Работа содержит 1 файл

Отцы и дети. Проблемы современной молодежи..doc

— 203.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Проблемы «отцов и детей» в  классической литературе……………………......стр. 4

1.1. Проблема «отцов и детей»  в одноименном романе И.С.Тургенева…………….…...стр. 5

1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………….стр. 8

Глава 2. Проблемы нынешней молодежи. Отношения родителей и детей  в современной литературе…………………………………………………………………………...……..стр. 11 2.1. Людмила Улицкая. Семейные отношения  в цикле рассказов «Бедные  родственники»…………………………………………………………………………..…стр.12                                                                                      2.2. Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети»…………………..…стр. 14

2.3. Павел Санаев. Повесть «Похороните  меня за плинтусом». …………….…….…....стр. 16

Заключение…………………………………………………….……………………….….стр. 19

Библиография………………………………………………………………………………стр. 20

Приложения..........................................................................................................................стр. 21 

Введение.

 

 

 

Объектами исследования являются произведения русской современной и классической литературы, в которых отражена проблема «отцов и детей».

Предметом исследования является изучение проблемы взаимоотношений родителей и детей, сформулированной в русской литературе.

Гипотеза. Предполагается, что литературу всегда волновал вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей». На подобные взаимоотношения влияют многочисленные факторы: историческая эпоха, социокультурная среда, среда жизнедеятельности и многие другие. Одним из главных факторов является возраст. Взгляды на жизнь могут различаться не только в разных возрастных группах, но и в пределах одной группы.

Цель работы - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы и сравнить взгляды писателей с реальностью.

Задачи:

- анализ теоретического подхода  к проблеме «отцов и детей»  в классической литературе;

- рассмотрение теоретического  подхода к проблеме «отцов  и детей» в современной литературе;

- сравнение реальных взглядов на проблему с теми, которые отражены в литературе;

- систематизация данных по данной  теме;

- заключительные выводы из проделанной  работы.

Методами исследования в работе являются анализ, совмещение информации из разных источников, сравнение и обработка новой информации.

Тема исследовательской работы актуальна в наше время как никогда, так как проблемы взаимоотношений между родителями и детьми могут нести за собой серьезные последствия. Так было в нашей стране и раньше, но многие писатели не оставались равнодушными к этому. Они размышляли и говорили об этих проблемах.

 

 

 

Глава I

«Проблемы «отцов и детей» в классической литературе».

 

 

 

Во второй половине 18 века в европейской  литературе появляется особый интерес  к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослых и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака.

Все авторы подходят по-разному к  проблеме «отцов и детей». Данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более  ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Естественно, что эта тема нашла  свое отражение во многих произведениях  русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблема «отцов и детей» в одноименном романе                И.С. Тургенева.  

 

Роман «Отцы и дети» Тургенев создавал в нелегкое для России время. В 1861 году крепостное право было отменено правительством из-за роста крестьянских восстаний и кризиса крепостнической  системы. Общество раскололось на революционеров-демократов, идеологов крестьянских масс и либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Тургенев раскрывает в своем  романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений.

Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением.

В романе “Отцы и дети” главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Они отличаются по своему социальному происхождению, что отразилось на их формировании взглядов.  Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда.  Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых. Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..». Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: «Рафаэль гроша медного не стоит...». Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия  основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В  них мы видим множество направлений  и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.1  

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь  построена на «всеотрицании», не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни  и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в  Кирсанове, и в Базарове сильно развито  самолюбие. Порой они не могут  спокойно вести споры. Оба они  не подвержены чужим влияниям, и  лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Проблема «отцов и детей» заключается  в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более  терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился  к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

В своем романе Тургенев объективно показал все положительные и отрицательные стороны поколений.

В молодежи он видел мощную силу, способную  привести к изменениям в обществе. В то же время эта сила была как  железная сока, не щадящая ничего: ни искусства, ни поэзии, ни даже любви. С этим Тургенев не мог согласиться. Он понимал, что без этих, казалось бы, простых вещей, жизнь будет бесцветной, безрадостной, «не настоящей». Поэтому Иван Сергеевич был ближе к «аристократическим» взглядам на жизнь. Конечно, аристократы были не так деятельны, как нигилисты, но, живя в семье, занимаясь своим внешним видом, кое-как ведя хозяйство, они были счастливы. А счастье – главное, к чему должен стремиться человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проблема  «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

 

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением  в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои  делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение системы персонажей: герои делятся на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, первых несоизмеримо меньше. Главный герой нередко оказывается смешон, а Фамусов, один из основных представителей “века минувшего”, предстает перед читателем заботливым отцом и в принципе добродушным человеком. Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы.

Между Чацким и Фамусовым разгораются  бурные споры о приемлемости различных  способов для получения повышений  по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. Чацкий обращается со своими возмущенными монологами к Софье, Молчалину, наконец, ко всем гостям на балу. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи, с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и монологи героев, нарастающее непонимание и отчужденность. Кульминация — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним “лагерем” идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наиболее легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки победил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, будущее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего. Конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет.

Другой не менее важный конфликт — личный: по-прежнему влюбленный Чацкий и изменившаяся за время его отсутствия, полюбившая Молчалина Софья. Три  года странствий не охладили чувство  Чацкого, и, вернувшись, он надеется на взаимность. Однако Софья встречает его по-светски радушно, а когда он насмешливо отзывается о Молчалине, тон ее становится холодным и оскорбленным. Вероятно, первое упоминание Чацкого о Молчалине и есть завязка этого конфликта, заключающегося в том, что Софья пытается скрыть свои отношения с секретарем отца и одновременно уязвить Чацкого, а тот в свою очередь силится разгадать тайну возлюбленной и вернуть прежнюю Софью, которая была ему близка. Между тем Софья, неординарная и нетипичная для московского общества девушка, — единственная, кто противостоит Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов затыкает уши и отстреливается общими положениями своей морали; лишь у Софьи хватает остроумия и такта, чтобы отвечать Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения становятся более и более напряженными, Софья говорит о своем бывшем друге: “Не человек — змея!”, Чацкий теряется в догадках, пока, наконец, в кульминационной для этого конфликта сцене объяснения Молчалина с Лизой и потом с Софьей не узнает правду. Известие о связи Софьи и Молчалина становится настоящим ударом, которого не может выдержать влюбленность; Чацкий осознает, что перед ним — опустившаяся московская барышня, принявшая для себя “высокий идеал московских всех мужей”: “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей”. Развязка здесь — опять же отъезд Чацкого. Любовный конфликт, очевидно, разрешен и одновременно способствует разрешению конфликта социального: ведь именно Софья из соображений личной мести пускает слух о сумасшествии Чацкого и именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном ему доме, а затем, разочаровавшись в ней, своей последней надежде, уезжает.  
            “Горе от ума” — комедия, гениальная по типичности и яркости, очерченных в ней образов, отношений, по жизненности изображенных социальных противоречий в русском обществе 20-х годов XIX века. И. А. Гончаров писал, что Чацкий — образ собирательный и появляется каждый раз, когда грядет смена общественных формаций, когда возникает конфликт между старым и новым. Такие проблемы, как отношения отцов и детей, мужчины и женщины, новых веяний и устаревших форм жизни, характерны для любого общества, в том числе и современного, поэтому комедия А. С. Грибоедова и рассмотренные в ней конфликты остаются актуальными, волнуя и современного читателя и зрителя.

Крепостничество, консервативность взглядов, боязнь всего нового, безразличие к судьбе России — вот основные предметы споров между отцами и детьми, примеры которых нам дает русская литература.

Информация о работе Отцы и дети. Проблемы современной молодежи