Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 04:59, реферат
Цель работы - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы и сравнить взгляды писателей с реальностью. Задачи:
- анализ теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в классической литературе;
- рассмотрение теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в современной литературе;
- сравнение реальных взглядов на проблему с теми, которые отражены в литературе;
- систематизация данных по данной теме;
- заключительные выводы из проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Проблемы «отцов и детей» в классической литературе……………………......стр. 4
1.1. Проблема «отцов и детей» в одноименном романе И.С.Тургенева…………….…...стр. 5
1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………….стр. 8
Глава 2. Проблемы нынешней молодежи. Отношения родителей и детей в современной литературе…….стр. 11
2.1. Людмила Улицкая. Семейные отношения в цикле рассказов «Бедные родственники»…………стр.12
2.2. Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети»…………………..…стр. 14
2.3. Павел Санаев. Повесть «Похороните меня за плинтусом». …………….…….…....стр. 16
Заключение…………………………………………………….……………………….….стр. 19
Библиография………………………………………………………………………………стр. 20
Приложения..........................................................................................................................стр. 21
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблемы «отцов и детей» в классической литературе……………………......стр. 4
1.1. Проблема «отцов и детей»
в одноименном романе И.С.
1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………….стр. 8
Глава 2. Проблемы нынешней молодежи.
Отношения родителей и детей
в современной литературе………………
2.3. Павел Санаев. Повесть «Похороните
меня за плинтусом». …………….…….…
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения....................
Введение.
Объектами исследования являются произведения русской современной и классической литературы, в которых отражена проблема «отцов и детей».
Предметом исследования является изучение проблемы взаимоотношений родителей и детей, сформулированной в русской литературе.
Гипотеза. Предполагается, что литературу всегда волновал вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей». На подобные взаимоотношения влияют многочисленные факторы: историческая эпоха, социокультурная среда, среда жизнедеятельности и многие другие. Одним из главных факторов является возраст. Взгляды на жизнь могут различаться не только в разных возрастных группах, но и в пределах одной группы.
Цель работы - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы и сравнить взгляды писателей с реальностью.
Задачи:
- анализ теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в классической литературе;
- рассмотрение теоретического
подхода к проблеме «отцов
и детей» в современной
- сравнение реальных взглядов на проблему с теми, которые отражены в литературе;
- систематизация данных по
- заключительные выводы из
Методами исследования в работе являются анализ, совмещение информации из разных источников, сравнение и обработка новой информации.
Тема исследовательской работы актуальна в наше время как никогда, так как проблемы взаимоотношений между родителями и детьми могут нести за собой серьезные последствия. Так было в нашей стране и раньше, но многие писатели не оставались равнодушными к этому. Они размышляли и говорили об этих проблемах.
Глава I
«Проблемы «отцов и детей» в классической литературе».
Во второй половине 18 века в европейской
литературе появляется особый интерес
к жанру воспитательного романа
Все авторы подходят по-разному к проблеме «отцов и детей». Данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.
Роман «Отцы и дети» Тургенев
создавал в нелегкое для России время.
В 1861 году крепостное право было отменено
правительством из-за роста крестьянских
восстаний и кризиса
Тургенев раскрывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений.
Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением.
В романе “Отцы и дети” главными
противниками и антагонистами являются
Евгений Базаров и Павел Петров
Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.1
Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на «всеотрицании», не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.
Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.
В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.
Проблема «отцов и детей» заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.
Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.
В своем романе Тургенев объективно показал все положительные и отрицательные стороны поколений.
В молодежи он видел мощную силу, способную привести к изменениям в обществе. В то же время эта сила была как железная сока, не щадящая ничего: ни искусства, ни поэзии, ни даже любви. С этим Тургенев не мог согласиться. Он понимал, что без этих, казалось бы, простых вещей, жизнь будет бесцветной, безрадостной, «не настоящей». Поэтому Иван Сергеевич был ближе к «аристократическим» взглядам на жизнь. Конечно, аристократы были не так деятельны, как нигилисты, но, живя в семье, занимаясь своим внешним видом, кое-как ведя хозяйство, они были счастливы. А счастье – главное, к чему должен стремиться человек.
1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от
ума” явилась новаторским
Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. Чацкий обращается со своими возмущенными монологами к Софье, Молчалину, наконец, ко всем гостям на балу. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи, с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и монологи героев, нарастающее непонимание и отчужденность. Кульминация — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним “лагерем” идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наиболее легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки победил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, будущее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего. Конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет.
Другой не менее важный конфликт
— личный: по-прежнему влюбленный Чацкий
и изменившаяся за время его отсутствия,
полюбившая Молчалина Софья. Три
года странствий не охладили чувство
Чацкого, и, вернувшись, он надеется на
взаимность. Однако Софья встречает
его по-светски радушно, а когда он насмешливо
отзывается о Молчалине, тон ее становится
холодным и оскорбленным. Вероятно, первое
упоминание Чацкого о Молчалине и есть
завязка этого конфликта, заключающегося
в том, что Софья пытается скрыть свои
отношения с секретарем отца и одновременно
уязвить Чацкого, а тот в свою очередь
силится разгадать тайну возлюбленной
и вернуть прежнюю Софью, которая была
ему близка. Между тем Софья, неординарная
и нетипичная для московского общества
девушка, — единственная, кто противостоит
Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов
затыкает уши и отстреливается общими
положениями своей морали; лишь у Софьи
хватает остроумия и такта, чтобы отвечать
Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения
становятся более и более напряженными,
Софья говорит о своем бывшем друге: “Не
человек — змея!”, Чацкий теряется в догадках,
пока, наконец, в кульминационной для этого
конфликта сцене объяснения Молчалина
с Лизой и потом с Софьей не узнает правду.
Известие о связи Софьи и Молчалина становится
настоящим ударом, которого не может выдержать
влюбленность; Чацкий осознает, что перед
ним — опустившаяся московская барышня,
принявшая для себя “высокий идеал московских
всех мужей”: “муж-мальчик, муж-слуга,
из жениных пажей”. Развязка здесь — опять
же отъезд Чацкого. Любовный конфликт,
очевидно, разрешен и одновременно способствует
разрешению конфликта социального: ведь
именно Софья из соображений личной мести
пускает слух о сумасшествии Чацкого и
именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном
ему доме, а затем, разочаровавшись в ней,
своей последней надежде, уезжает.
“Горе от ума” — комедия, гениальная
по типичности и яркости, очерченных в
ней образов, отношений, по жизненности
изображенных социальных противоречий
в русском обществе 20-х годов XIX века. И.
А. Гончаров писал, что Чацкий — образ
собирательный и появляется каждый раз,
когда грядет смена общественных формаций,
когда возникает конфликт между старым
и новым. Такие проблемы, как отношения
отцов и детей, мужчины и женщины, новых
веяний и устаревших форм жизни, характерны
для любого общества, в том числе и современного,
поэтому комедия А. С. Грибоедова и рассмотренные
в ней конфликты остаются актуальными,
волнуя и современного читателя и зрителя.
Крепостничество, консервативность взглядов, боязнь всего нового, безразличие к судьбе России — вот основные предметы споров между отцами и детьми, примеры которых нам дает русская литература.
Информация о работе Отцы и дети. Проблемы современной молодежи