Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:14, реферат
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Введение 3
1. Общение, как научный феномен 5
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5
1.2 Общение, как психологическая проблема 8
2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15
2.1 Проблема психологического влияния 15
2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы 27
Проблема общения в психологии”
Психология - Рефераты
Курсовая работа
на тему “Проблема общения в
Содержание
Введение 3
1. Общение, как
научный феномен 5
1.1 Структура,
функции и основные понятия
общения 5
1.2 Общение, как
психологическая проблема 8
2 Сравнительная
характеристика сторон и видов
общения 15
2.1 Проблема психологического
влияния 15
2.2 Проблема барьеров
общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы
27
Введение
Рассматривая
образ жизни различных высших
животных и человека, мы замечаем, что
в нем выделяются две стороны: контакты
с природой и контакты с живыми существами.
Первый тип контактов мы назвали деятельностью.
Второй тип контактов характеризуется
тем, что взаимодействующими друг с другом
сторонами являются живые существа, организм
с организмом, обменивающиеся информацией.
Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов
называют общением.
Сейчас уже
не приходится доказывать, что межличностное
общение - совершенно необходимое условие
бытия людей, без него невозможно
полноценное формирование у человека
ни одной психической функции или психического
процесса, ни одного блока психических
свойств, личности в целом.
Поскольку общение
- это взаимодействие людей и поскольку
в нем всегда развертывается взаимопонимание
ими друг друга, устанавливаются те или
иные взаимоотношения, имеет место определенное
взаимообращение (в смысле поведения,
выбираемого участвующими в общении людей
по отношению друг к гругу), то межличностное
общение оказывается таким процессом,
которые при условии, если мы хотим постичь
его суть, должен рассматриваться как
система человек - человек во всей многоаспектной
динамике ее функционирования.
Общение свойственно
всем высшим живым существам, но на
уровне человека оно приобретает
самые совершенные формы, становясь
осознанным и опосредствованным речью.
Содержанием общения
может стать информация о состоянии
внешней среды, передаваемая от одного
живого существа к другому, например,
сигналы об опасности или о
присутствии где-то поблизости положительных,
биологически значимых факторов, скажем,
пиши.
У человека содержание
общения значительно шире, чем
у животных. Люди обмениваются друг
с другом информацией, представляющей
знания о мире, богатый, прижизненно
приобретенный опыт, знания, способности,
умения и навыки. Человеческое общение
многопредметное, оно самое разнообразное
по своему внутреннему содержанию.
Цель общения
- это то, ради чего у человека возникает
данный вид активности. У животных
целью общения может быть побуждение
другого живого существа к определенным
действиям, предупреждение о том, что необходимо
воздержаться от какого-либо действия.
Мать, например, голосом или движением
предупреждает детеныша об опасности;
одни животные в стаде могут предупреждать
других о том, что ими восприняты жизненно
важные сигналы.
У человека количество
целей общений увеличивается. В
них помимо перечисленных выше включаются
передача и получение объективных
знаний о мире, обучение и воспитание,
согласование разумных действий людей
в их совместной деятельности, установление
и прояснение личных и деловых взаимоотношений,
многое другое. Если у животных цели общения
обычно не выходят за рамки удовлетворения
актуальных для них биологических потребностей,
то у человека они представляют собой
средство удовлетворения многих разнообразных
потребностей: социальных, культурных,
познавательных, творческих, эстетических,
потребностей интеллектуального роста,
нравственного развития и ряда других.
1.
Общение, как
научный феномен.
1.1 Структура,
функции и основные понятия
общения.
Общение -- взаимодействия
и взаимоотношения, возникающие
между различными субъектами: между
отдельными личностями, личностью и
группой, личностью и обществом,
группой (группами) и обществом. Социологический
аспект общения предполагает изучение
внутренней динамики структуры общества
и ее взаимосвязи с процессами общения.
Любое общение, будучи социально или личностно
ориентированным, отражается на социологическом
уровне, если в этом общение актуализируются
общественно значимые отношения между
людьми. Общение существует в различных
формах активного воздействия человека
на природу и тем самым выступает как целый
пучок разнонаправленных факторов социальной
жизни индивида и группы.
В последние
десятилетия минувшего
Концептуальные
основы разработки проблемы общения
связаны с трудами В.М. Бехтерева,
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева,
Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева
и других отечественных психологов, которые
рассматривали общение как важное условие
психического развития человека, его соци-ализации
и индивидуализации, формирования личности.
Психологический
анализ общения раскрывает механизмы
его осуществления. Общение выдвигается
как важнейшая социальная потребность,
без реализации которой замедляется, а
иногда и пре-кращается формирование личности.
Психологи относят
потребность в общении к числу
важнейших условий формирования
личности. В связи с этим потребность
в об-щении рассматривается как следствие
взаимодействия личности и социокультурной
среды, причем последняя служит одновременно
и источником формирования данной потребности.
Поскольку человек
существо социальное, он постоянно
испы-тывает потребность в общении
с другими людьми, что определяет потенциальную
непрерывность общения как необходимого
усло-вия жизнедеятельности.
Эмпирические
данные свидетельствуют о том, что
уже с первых месяцев жизни
у ребенка возникает
Само общение,
его внутренняя динамика и закономерности
раз-вития выступают
Итак, исходным
концептуальным основанием психологического
исследования общения является его
рассмотрение как самостоятельной
и специфической сферы
Одним из общепринятых
является выделение в общении
трех взаимосвязанных сторон или
характеристик -- коммуникативная, интерактивной
и перцептивной. Коммуникативная сторона
общения, или коммуникация в узком смысле
слова, состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в организации взаимодействия
между общающимися индивидами, т.е. в обмене
не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг друга
партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания. Функции
общения многообразны. Существуют разные
основания для их классификации. Информационно-коммуникативная
функция общения в широком смысле заключается
в обмене информацией или приеме-передаче
информации между взаимодействующими
индивидами. Регуляторно-коммуникативная
(интерактивная) функция общения в отличие
от информационной заключается в регуляции
поведения и непосредственной организации
совместной деятельности людей в процессе
их взаимодействия. В процессе общения
как взаимодействии индивид может воздействовать
на мотивы, цели, программы, принятие решения,
на выполнение и контроль действий, т.
е. на все составляющие деятельности своего
партнера, включая взаимную стимуляцию
и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная
функция общения связана с регуляцией
эмоциональной сферы человека. Общение
-- важнейшая детерминанта эмоциональных
состояний человека. Весь спектр специфически
человеческих эмоций возникает и развивается
в условиях общения людей: происходит
либо сближение эмоциональных состояний,
либо их поляризация, взаимное усиление
или ослабление. Основными механизмами
взаимопонимания в процессе общения являются
идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия
в проблеме понимания друг друга -- это
осмысление индивидом того, как он воспринимается
и понимается партнером по общению. В ходе
взаимного отражения участников общения
«рефлексия» является своеобразной обратной
связью, которая способствует формированию
стратегии поведения субъектов общения,
и коррекции их понимания особенностей
внутреннего мира друг друга. Еще одним
механизмом понимания в общении является
межличностная аттракция. Аттракция --
это процесс формирования привлекательности
какого-то человека для воспринимающего,
результатом чего является формирование
межличностных отношений.
1.2 Общение, как
психологическая проблема
Бесценный вклад
в развитие проблемы общения внес основоположник
отечественной культурно-исторической
психологии - Л.С. Выготский. Понимание
механизмов преобразования общения в
сознание личности открывается при исследовании
Л.С. Выготским проблем мышления и речи.
Культурно-исторический смысл транс-формации
общения как аспекта культуры в сознание
личности, рас-крывающийся в исследованиях
Л.С. Выготского, удивительно точ-но передаёт
В.С. Библер: “Процесс погружения социальных
свя-зей в глубь сознания (о котором говорит
Выготский, анализируя формирование внутренней
речи) есть - в логическом плане - процесс
превращения развернутых и относительно
самостоятельных “образов культуры”,
её готовых феноменов и культуру мышле-ния,
динамическую и расправленную, конденсированную
в “точ-ке” личности. Объективно развитая
культура… оказывается обра-щенной и
будущее формой творчества новых, еще
не существую-щих, но только возможных
“образов культуры”… Соци-альные связи
не только погружаются во внутреннюю речь,
они в ней коренным образом преобразуются,
получают новый (еще не реали-зованный)
смысл, новое направление во внешнюю деятельность…”
Библер В.С. От наукоучения - у логике культуры:
Два философских введения в двадцать первый
век. - М.: 1991. - C. 111-112..
Итак, культурно-историческая
психология побуждает нас в поисках
механизмов преобразования общения в
индивидуальный мир личности и порождения
в процессе развития личности мира обще-ния
обратиться к проблемам языкознания. И
это не случайно: че-ловеческий резонанс
исторической и культурной эволюции скон-центрирован
прежде всего в языке того или иного народа,
в его осо-бенностях общения.
В самом общем
смысле язык определяется как система
знаков, служащая средством человеческого
общения, мышления и выражения. С
помощью языка осуществляется познание
мира, в языке объекти-вируется самосознание
личности. Язык является специфическим
со-циальным средством хранения и передачи
информации, а также управления человеческим
поведением. Язык - средство передачи соци-ального
опыта, культурных норм и традиции. Через
язык осуществ-ляется преёмственность
различных поколений и исторических эпох.
История языка
неотделима, от истории народа Первоначальные
родоплеменные языки по мере слияния
племен и образования народностей
трансформировались в язык народностей,
а в дальнейшем, с образованием
наций, - в язык наций.
Звуковой язык
совместно с языком тела составляет
естественную систему знаков в отличие
от искусственных языков, специально
создаваемых в науке (например, в
логике, математике, искусстве и
т.п.).
Язык всегда
играл важную знаковую роль, указывая
на уровень жизни и развитии народа. Так,
от употребления некоторых слов благородное
сословие воздерживалось, ибо они считались
знаками низ-кого социального положения.
Такая же судьба постигла и язык тела.
Индустриальная система побудила человека
к большей дисциплине в выражении своих
чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается
чувство стыда по отношению к телесным
контактам. И если в среде крестьянства
и городского плебса язык телодвижений
использовал-ся для выражения подавленных
импульсов, то в привилегированных сословиях
формировались привычки подавлять невербальные
эмо-циональные проявления, что впоследствии
распространилось на общество в целом.
Так бюрократическое государство оказывало
дав-ление на индивидуальное поведение
человека. В XX в. Это стало при-чиной проблем
в общении и многих психосоматических
заболеваний.
Психологам известен
феномен “непрозрачности”, характерный
для любой социальной реальности:
общество пытается “маскироваться”.
Оказывается, что “замести следы”
для себя самого и для внешнего мира
важно для выживания как отдельного человека,
так и для человечества в целом. Поэтому
специалисты знают: откры-тые заявления
общества о себе не всегда отражают истину.
То же явление известно и в психотерапии:
подлинная проблема человека часто лежит
отнюдь не там, где человек её ищет. Эта
важная осо-бенность человеческого поведения
зафиксирована в языке: в феномене поверхностной
и глубинной языковой структуры.
Формирование
культуры и общественного сознания
- от зарождения идей до их общественного
утверждения - происходит через социальную
коммуникацию.
Уточним смысл
понятия коммуникация, латинский
корень кото-рого означает “совместный,
общий, объединяющий, взаимный, обо-юдный,
предполагающий обмен знаниями и
ценностями”. Сегодня во многих психологических,
социологических и философских работах
коммуникация рассматривается как фактор
совме-стной деятельности людей, предполагающий
активность его участ-ников. При этом ученые
принимают во внимание достижения семио-тики
и лингвистики, занимающихся анализом
коммуникации.
Задача семиотики
(науки о знаковых системах) - выявление
закономерностей известных
Задача лингвистики
(науки о естественном языке) - выявление
закономерностей становления, развития
и функционирования естественного
языка. Специфическая особенность
человеческого языка - его членораздельность,
внутренняя расчлененность высказывания
на единицы разных уровней (словосочетания,
слова, морфемы, фонемы). В центре внимания
лингвистики - внутренняя структура есте-ственного
языка, связи и сочетания его элементов.
В структурной лин-гвистике вычленяют
филологический, морфологический, лексичес-кий
и синтаксический уровни. При этом исследуются
национальные особенности языка в разные
периоды его развития. Вместе с тем лин-гвистика
изучает вопросы происхождения и развития
языка, его свя-зи с обществом. Изучение
проблем коммуникации, анализ конкрет-ного
речевого поведения позволяют понять
природу и сущность язы-`и, принципы и закономерности
его исторического развития.