Проблема общения в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:14, реферат

Описание работы

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Содержание

Введение 3
1. Общение, как научный феномен 5
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5
1.2 Общение, как психологическая проблема 8
2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15
2.1 Проблема психологического влияния 15
2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Проблема общения в психологии.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Проблема общения  в психологии”

Психология - Рефераты  

Курсовая работа на тему “Проблема общения в психологии” 

Содержание 

Введение 3 

1. Общение, как  научный феномен 5 

1.1 Структура,  функции и основные понятия  общения 5 

1.2 Общение, как  психологическая проблема 8 

2 Сравнительная  характеристика сторон и видов  общения 15 

2.1 Проблема психологического  влияния 15 

2.2 Проблема барьеров  общения и её изучение 21 

Заключение 26 

Список литературы 27 

Введение 

Рассматривая  образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. 

Сейчас уже  не приходится доказывать, что межличностное  общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. 

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку  в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования. 

Общение свойственно  всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. 

Содержанием общения  может стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о  присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. 

У человека содержание общения значительно шире, чем  у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. 

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает  данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. 

У человека количество целей общений увеличивается. В  них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. 

1.

Общение, как  научный феномен. 

1.1 Структура,  функции и основные понятия  общения. 

Общение -- взаимодействия и взаимоотношения, возникающие  между различными субъектами: между  отдельными личностями, личностью и  группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический  аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.  

В последние  десятилетия минувшего столетия, заключительно-го века в ушедшем  тысячелетии, проблема общения была “логичес-ким центром” психологической науки. Исследование этой пробле-мы открыло возможности более глубокого анализа психологичес-ких закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обус-ловленность психики и образа жизни индивида. 

Концептуальные  основы разработки проблемы общения  связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его соци-ализации и индивидуализации, формирования личности. 

Психологический анализ общения раскрывает механизмы  его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и пре-кращается формирование личности. 

Психологи относят  потребность в общении к числу  важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность  в об-щении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. 

Поскольку человек  существо социальное, он постоянно  испы-тывает потребность в общении  с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого усло-вия жизнедеятельности. 

Эмпирические  данные свидетельствуют о том, что  уже с первых месяцев жизни  у ребенка возникает потребность  в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека но-сят индивидуальный характер и определяются как личностными осо-бенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами. 

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности раз-вития выступают специальным  предметом многих исследований. 

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его  рассмотрение как самостоятельной  и специфической сферы индивидуального  бытия человека, диалектически связанной  с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений. 

Одним из общепринятых является выделение в общении  трех взаимосвязанных сторон или  характеристик -- коммуникативная, интерактивной  и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение -- важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга -- это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция -- это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. 

1.2 Общение, как  психологическая проблема 

Бесценный вклад  в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл транс-формации общения как аспекта культуры в сознание личности, рас-крывающийся в исследованиях Л.С. Выготского, удивительно точ-но передаёт В.С. Библер: “Процесс погружения социальных свя-зей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть - в логическом плане - процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных “образов культуры”, её готовых феноменов и культуру мышле-ния, динамическую и расправленную, конденсированную в “точ-ке” личности. Объективно развитая культура… оказывается обра-щенной и будущее формой творчества новых, еще не существую-щих, но только возможных “образов культуры”… Соци-альные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реали-зованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…” Библер В.С. От наукоучения - у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: 1991. - C. 111-112.. 

Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира обще-ния обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: че-ловеческий резонанс исторической и культурной эволюции скон-центрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его осо-бенностях общения. 

В самом общем  смысле язык определяется как система  знаков, служащая средством человеческого  общения, мышления и выражения. С  помощью языка осуществляется познание мира, в языке объекти-вируется самосознание личности. Язык является специфическим со-циальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык - средство передачи соци-ального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществ-ляется преёмственность различных поколений и исторических эпох. 

История языка  неотделима, от истории народа Первоначальные родоплеменные языки по мере слияния  племен и образования народностей  трансформировались в язык народностей, а в дальнейшем, с образованием наций, - в язык наций. 

Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие  от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в  логике, математике, искусстве и  т.п.). 

Язык всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровень жизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых слов благородное сословие воздерживалось, ибо они считались знаками низ-кого социального положения. Такая же судьба постигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большей дисциплине в выражении своих чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в среде крестьянства и городского плебса язык телодвижений использовал-ся для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмо-циональные проявления, что впоследствии распространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывало дав-ление на индивидуальное поведение человека. В XX в. Это стало при-чиной проблем в общении и многих психосоматических заболеваний. 

Психологам известен феномен “непрозрачности”, характерный  для любой социальной реальности: общество пытается “маскироваться”. Оказывается, что “замести следы” для себя самого и для внешнего мира важно для выживания как отдельного человека, так и для человечества в целом. Поэтому специалисты знают: откры-тые заявления общества о себе не всегда отражают истину. То же явление известно и в психотерапии: подлинная проблема человека часто лежит отнюдь не там, где человек её ищет. Эта важная осо-бенность человеческого поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной и глубинной языковой структуры. 

Формирование  культуры и общественного сознания - от зарождения идей до их общественного утверждения - происходит через социальную коммуникацию. 

Уточним смысл  понятия коммуникация, латинский  корень кото-рого означает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обо-юдный, предполагающий обмен знаниями и  ценностями”. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как фактор совме-стной деятельности людей, предполагающий активность его участ-ников. При этом ученые принимают во внимание достижения семио-тики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации. 

Задача семиотики (науки о знаковых системах) - выявление  закономерностей известных знаковых систем, их структурной организации, функционирования и развития. Ядром  общей семиотики является лингвосемиотика - наука об общественном обращении знаков естественного языка. 

Задача лингвистики (науки о естественном языке) - выявление  закономерностей становления, развития и функционирования естественного  языка. Специфическая особенность  человеческого языка - его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики - внутренняя структура есте-ственного языка, связи и сочетания его элементов. В структурной лин-гвистике вычленяют филологический, морфологический, лексичес-кий и синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка в разные периоды его развития. Вместе с тем лин-гвистика изучает вопросы происхождения и развития языка, его свя-зи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализ конкрет-ного речевого поведения позволяют понять природу и сущность язы-`и, принципы и закономерности его исторического развития. 

Информация о работе Проблема общения в психологии