Проблемы адаптации детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.


Цель конкретизируется в следующих задачах:


- Изучить научную литературу по теме курсовой работы;


- Изучить правовые источники по теме курсовой работы;


- Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы;


- Сделать обобщения и выводы;


- Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3


Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6


1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6


1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации.............................. 12


Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16


2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16


2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Тема: Проблемы адаптации детей-инвалидов

Вид работы: Курсовая работа (п)

Предмет: Педагогика 

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3 

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6 

1.1.Социальная  адаптация как цель социальной  политики в отношении детей-инвалидов  6 

1.2.Ребенок-инвалид  как субъект социальной адаптации.............................. 12 

Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16 

2.1.Семья как  основной фактор адаптации детей-инвалидов  в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16 

2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Число детей-инвалидов  год от года только увеличивается. Этому  способствует множество не до конца  изученных факторов. Важнейшими среди  которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной  медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука. И практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В Советском Союзе понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как потери трудоспособности традиционно сохраняется и в наше время. 

Очевидно, что  несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные  ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[1]. 

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими  состояниями, резко ограничивающими  возможность включения ребенка  в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»[2].  

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и  в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами. 

Все это отражает особенную категорию проблем  инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти  проблемы любой человек с ограниченными  возможностями так или иначе обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей, в частности.  

Данная курсовая работа посвящена исследованию проблем  детей-инвалидов через призму их социальной ситуации и таящихся в  ней адаптационных возможностей. 

Объектом курсовой работы является социальная ситуация детей-инвалидов. 

Предметом курсовой работы являются ключевые моменты социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.  

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические  и практико-ориентированные источники  по проблемам адаптации детей-инвалидов  в современном рыночном обществе. 

          Цель конкретизируется в следующих  задачах: 

-                     Изучить научную литературу по  теме курсовой работы; 

-                     Изучить правовые источники по  теме курсовой работы; 

-                     Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы; 

-                     Сделать обобщения и выводы; 

-                     Изложить результаты исследования  в традиционной форме курсовой  работы. 

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов 

  

1.1.Социальная  адаптация как цель социальной  политики в отношении детей-инвалидов 
 

Мировая тенденция  – утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го века несколько  раз принимались важнейшие документы  о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и больного, «неполноценного», была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года отмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества»[3].  

Признавая особенные  нужды ребенка-инвалида, государства-участники  Конвенции разделяют мнение, что  помощь ему представляет собой обеспечение  эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. 

Российское государство  также признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов  приоритетности подготовки детей к  полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.  

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных  законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы»[4]. Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные, коммерческие и религиозные силы должны лишь способствовать полноценной адаптации ребенка-инвалида.  

Реабилитация  и адаптация ребенка с органическими или психическими нарушениями состояния здоровья, мешающими возможности полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В жизни ребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в прямой связи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье, общение с людьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со стороны здоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной защиты в стране, возможности в ней реализовать свои права и т.д. «В анализе процесса социально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора: личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, но если общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как к социальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видя в них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешная адаптация вряд ли состоится»[5]. Социальная политика в отношении инвалидов в настоящий момент должна стать политикой с «человеческим лицом». Медленно, но верно преодолевается тенденция закрываться от проблемы существования людей с нарушениями развития, встала проблема их интеграции в общество.  

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирует общественные установки  отношения к инвалидам. Социальная работа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно в этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество»[6]. Статья 18 этого закона посвящена исключительно воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно этому закону, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения»[7]. Кроме образовательного права, детям-инвалидам предоставляются другие равные с их здоровыми сверстниками права. Такова буква закона. Он, как отмечено выше, отчасти создает основы правильного, милосердного отношения к детям-инвалидам. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему. «Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное - создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями»[8]. 

Большинство детей-инвалидов когда-нибудь станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, продолжительности рабочего дня инвалидов, создания общественных объединений инвалидами, ответственности и льгот работодателям для инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует инвалидов к производительному труду и общественной активности, а с другой - дает социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает о произвола, предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида.  

Информация о работе Проблемы адаптации детей-инвалидов