Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
- Изучить правовые источники по теме курсовой работы;
- Выполнить теоретическое исследование проблем инвалидов на основе изученной литературы;
- Сделать обобщения и выводы;
- Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов..................................... 6
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации.............................. 12
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................
Тема: Проблемы адаптации детей-инвалидов
Вид работы: Курсовая работа (п)
Предмет: Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава 1. Социализация
и адаптация детей-инвалидов...............
1.1.Социальная
адаптация как цель социальной
политики в отношении детей-
1.2.Ребенок-инвалид
как субъект социальной
Глава 2. Подготовка
ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой
жизни 16
2.1.Семья как
основной фактор адаптации
2.2.Проблемы адаптации
при получении образования детьми-инвалидами.
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ..................
ВВЕДЕНИЕ
Число детей-инвалидов
год от года только увеличивается. Этому
способствует множество не до конца
изученных факторов. Важнейшими среди
которых следует признать экологический,
социальные и экономические неурядицы,
невысокий уровень
Очевидно, что
несовершеннолетний ребенок трудоспособность
потерять не может – он ее просто
еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас
принято называть имеющие «значительные
ограничения жизнедеятельности, приводящие
к социальной дезадаптации вследствие
нарушения роста и развития ребенка, способностей
к самообслуживанию, передвижению, ориентации,
контролю за своим поведением, обучению,
общению, трудовой деятельности в будущем»[1].
А «инвалидность»
в детском возрасте можно определить,
как «состояние стойкой социальной
дезадаптации, обусловленное хроническими
заболеваниями или
Однако хотелось
бы заметить, что за рубежом и
в нашей стране идет процесс перехода
к более гуманной и гибкой терминологии.
В отношении детей теперь нормой считается
говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным
зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок
с неспособностями». Термины «идиотия»,
«имбецильность», «дебильность» по мнению
ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими
и не должны иметь отношения к общению
с инвалидами.
Все это отражает
особенную категорию проблем
инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию,
социальную адаптацию и т.д. Эти
проблемы любой человек с ограниченными
возможностями так или иначе обдумывает.
Никому из этой категории людей не удастся
не решать эти проблемы в той или иной
форме. Детям это особенно сложно. И им
необходима помощь не только со стороны
родителей, но и со стороны всего общества
в целом, и конкретных «чужих» людей, в
частности.
Данная курсовая
работа посвящена исследованию проблем
детей-инвалидов через призму их
социальной ситуации и таящихся в
ней адаптационных
Объектом курсовой
работы является социальная ситуация
детей-инвалидов.
Предметом курсовой
работы являются ключевые моменты социальной
адаптации детей-инвалидов в современном
обществе.
Цель данной
курсовой работы исследовать теоретические
и практико-ориентированные
Цель конкретизируется в
-
Изучить научную литературу по
теме курсовой работы;
-
Изучить правовые источники по
теме курсовой работы;
-
Выполнить теоретическое исследование
проблем инвалидов на основе изученной
литературы;
-
Сделать обобщения и выводы;
-
Изложить результаты
Глава 1. Социализация
и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная
адаптация как цель социальной
политики в отношении детей-
Мировая тенденция
– утверждать и охранять институт
детства. На протяжении 20- го века несколько
раз принимались важнейшие
Признавая особенные
нужды ребенка-инвалида, государства-участники
Конвенции разделяют мнение, что
помощь ему представляет собой обеспечение
эффективного доступа к услугам
в области образования, профессиональной
подготовки, медицинского обслуживания,
восстановления здоровья, подготовки
к трудовой деятельности и доступа к средствам
отдыха. Таким образом, эта помощь приводит
к наиболее полному, по возможности, вовлечению
ребенка в социальную жизнь и достижению
развития его личности, включая культурное
и духовное развитие ребенка.
Российское государство
также признает детство важным этапом
жизни человека и исходит из принципов
приоритетности подготовки детей к
полноценной жизни в обществе, развития
у них общественно значимой и творческой
активности, воспитания в них высоких
нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Это касается всех детей, независимо от
их национальности, социального положения,
состояния здоровья и т.п.
Основным документом,
регулирующими социальную политику
в отношении ребенка-инвалида, является
Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных
законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 21.12.2004 N 170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды
определяются как «дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации», а «социальная
адаптация ребенка» как «процесс активного
приспособления ребенка, находящегося
в трудной жизненной ситуации, к принятым
в обществе правилам и нормам поведения,
а также процесс преодоления последствий
психологической или моральной травмы»[4].
Этот закон утверждает, что политика государства
в отношении детей является приоритетной.
Осуществление государственной политики
в отношении детей-инвалидов этот закон
относит к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основная ответственность
за общее отношение к детям, в том числе
и инвалидам, за их образование, воспитание,
социальную защиту, соцобеспечение, поддержку,
реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит
на государстве. Общественные, коммерческие
и религиозные силы должны лишь способствовать
полноценной адаптации ребенка-инвалида.
Реабилитация
и адаптация ребенка с органическими
или психическими нарушениями состояния
здоровья, мешающими возможности полноценно
участвовать в социальной и повседневной
бытовой жизни, невозможна без утверждения
значимости личностно-адаптационного
потенциала. В жизни ребенка-инвалида
действуют факторы социального порядка
находящиеся в прямой связи со способностью
личности жить в обществе и чувствовать
себя полноценным человеком. Имеются в
виду такие факторы, как учеба, жизнь в
семье, общение с людьми, жилищные условия,
стереотипы отношения к детям-инвалидам
со стороны здоровых детей, состояние
здоровья, система здравоохранения и социальной
защиты в стране, возможности в ней реализовать
свои права и т.д. «В анализе процесса социально-психологической
адаптации необходимо учитывать два фактора:
личностный и социальный. Какой бы ни был
личностный адаптационный потенциал,
но если общество негативно воспринимает
эту категорию людей, относясь к ним, как
к социальным иждивенцам, а государство
«откупается» пенсиями и льготами, не
видя в них граждан страны, социальных
субъектов участвующих в ее жизни, то успешная
адаптация вряд ли состоится»[5]. Социальная
политика в отношении инвалидов в настоящий
момент должна стать политикой с «человеческим
лицом». Медленно, но верно преодолевается
тенденция закрываться от проблемы существования
людей с нарушениями развития, встала
проблема их интеграции в общество.
Закон «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
формирует общественные установки
отношения к инвалидам. Социальная
работа с детьми-инвалидами строится
на основе положений Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно в этом
законе определяется понятие «ребенок-инвалид»
как лицо с ограничениями жизнедеятельности,
возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает
адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации.
«Реабилитация инвалидов направлена на
устранение или возможно более полную
компенсацию ограничений жизнедеятельности,
вызванных нарушением здоровья со стойким
расстройством функций организма, в целях
социальной адаптации инвалидов, достижения
ими материальной независимости и их интеграции
в общество»[6]. Статья 18 этого закона посвящена
исключительно воспитанию и обучению
детей-инвалидов. Согласно этому закону,
образовательные учреждения, органы социальной
защиты населения, учреждения связи, информации,
физической культуры и спорта обеспечивают
непрерывность воспитания и образования,
социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.
«Детям-инвалидам дошкольного возраста
предоставляются необходимые реабилитационные
меры и создаются условия для пребывания
в детских дошкольных учреждениях общего
типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья
которых исключает возможность их пребывания
в детских дошкольных учреждениях общего
типа, создаются специальные дошкольные
учреждения»[7]. Кроме образовательного
права, детям-инвалидам предоставляются
другие равные с их здоровыми сверстниками
права. Такова буква закона. Он, как отмечено
выше, отчасти создает основы правильного,
милосердного отношения к детям-инвалидам.
Но на практике использование детьми-инвалидами
равных прав со сверстниками представляет
серьезную проблему. «Ведь создание правового
цивилизованного государства невозможно
без учета прав людей с ограниченными
возможностями. Такой этап прошли все
цивилизованные страны. Для того, чтобы
проблема была решена и в нашей стране,
нужно двигаться в направлении ее решения.
Поднимать эту тему в средствах массовой
информации. Проводить занятия в школах,
на которых дети получают представление
о жизни человека-инвалида, как это делается
в большинстве цивилизованных стран. И,
наконец, это, пожалуй, самое важное - создавать
учреждения интегративного типа, в которых
могли бы общаться здоровые дети и дети
с различными отклонениями»[8].
Большинство детей-инвалидов
когда-нибудь станут взрослыми людьми.
В условиях современной рыночной экономики
этот закон обеспечивает социальные гарантии
детям-инвалидам. Статьи этого закона
касаются социального и материального
обеспечения, трудовой занятости, обеспечения
рабочими местами, продолжительности
рабочего дня инвалидов, создания общественных
объединений инвалидами, ответственности
и льгот работодателям для инвалидов.
Этот закон, с одной стороны стимулирует
инвалидов к производительному труду
и общественной активности, а с другой
- дает социальные гарантии удовлетворения
основных жизненных потребностей и тем,
кто не может работать, защищает о произвола,
предусматривает улучшение общественной
обстановки в отношении инвалида.