Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

ТЕМА: «ПРИРОДА –  ГЕНИАЛЬНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ПРИРОДА –  УЧИТЕЛЬ»

 

Содержание 

Введение

  1. «Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»

2.1.    Экологическое воспитание – новое направление педагогики

2.2.    Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении

- Ознакомление детей с  осенними явлениями природы

- Ознакомление детей дошкольного  возраста с природой зимой

- Ознакомление детей с  весенними явлениями природы

- Ознакомление детей с  летними явлениями природы

2.3.    Развитие экологической культуры детей и взрослых

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложение

 

1. Введение.

«Человек стал человеком  только тогда, когда увидел красоту  вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение  соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль  и красота идут рядом»

В.А.Сухомлинский.[11,с.26]

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга - все это привлекает внимание детей. В связи с этим перед нами стоит ответственная задача воспитывать малышей, а это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей - добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания». Воспитателю дана самостоятельность в выборе и разработке собственной технологии.

Экологической воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления с природой. Теоретические основы его представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознано-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Цель образования и  воспитания дошкольников в области  окружающей среды - формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязи с ней и способах ее сохранения, интерес к природе и проблемам ее охраны, деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе. В дошкольный период у ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Человек, как частица природы нуждается в определениях жизненно необходимых условиях.

Занимаясь с детьми экологическим  воспитанием, решила взять тему «Природа – гениальный изобретатель, природа  – учитель». Считаю, что она актуальна, в этой теме можно отобразить все  аспекты по экологическому воспитанию.

Формирование начала экологической  культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. Ребенка привлекает все яркое в природе, таинственность, загадочность явлений природы. Он видит красивое в природе, на основе этих чувств возникает желание воссоздать свое видение природы, в виде рисунков, аппликаций, составление кроссвордов, рассказов - описаний, наблюдая природу уметь находить, что могло бы воплотиться в жизнь человека.

И здесь имеют большое  значение знания воспитателя, его умение правильно знакомить с аспектами экологического воспитания. 

 

2. Природа –  гениальный изобретатель, природа  – учитель. 

 

2.1. Экологическое  воспитание – новое направление  педагогики.

Человек, невидящий красоты  природы, хуже, чем слепой. Природа  и человек едины.

Экологическое воспитание –  это новое  направление в дошкольной педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребенку осознать это.

Чтобы сформировать у детей  сознательное отношение  к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма о  воздействия внешних факторов, деятельности человека.

Осознанно – правильное отношение детей к природе  строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней  и знании особенностей жизни, роста  и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных  зависимостей существования живых  организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения  ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии  растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения  при этом проявляется в том, что  дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут  самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно  – правильного отношения к  природе сопровождается определенными  формами поведения ребенка, которые  могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной  деятельности (отражать в игре, создавать  изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Начиная работу с детьми, провела диагностику, которая помогла  мне выяснить, что ребята знают  о природе; проанализировала их отношение  к ней.

Составила календарную последовательность ознакомления детей всех возрастных групп с природой в соответствии с её сезонными явлениями и изменениями. 
2.2 . Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в   дошкольном учреждении.

Ознакомление детей с  осенними явлениями природы.

Осень — одно из благоприятных  времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Начинается этот процесс  уже в младшем возрасте в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы. Младших дошкольников учат замечать изменения погоды: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Воспитатель обращает внимание малышей на то, что люди стали тепло одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть воспитанников к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь — на земле лужи, выглянуло солнышко — лужи высохли.

Благодаря систематическим  наблюдениям за дождем дети смогут понять появление снега: сначала дождь идет все чаще, затем он становится все холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лед. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого открытия воспитатель может предложить малышам подумать, почему качаются деревья. Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире. В осенний период ребята наблюдают как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов педагога дети должны прийти к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев. Например, полезна игра "Найди такой же". Из похожих листьев одного дерева воспитатель делает карточки, перемешивает их и просит ребенка найти пару одной из вытянутых картинок. Опавшие же листья можно собрать для осеннего букета, который затем помещают в уголок природы.

Воспитателю важно вызвать  у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Этому способствуют не только непосредственно слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они бегают по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию, что помогает им глубже прочувствовать красоту осенней природы. Много радости доставляют детям осенние цветы в цветнике (гладиолусы, георгины, астры, ноготки и др.). Воспитатель отмечает отличия этих сортов от летних, а также демонстрирует ребятам, как выкапывать цветущие растения, пересаживать их в горшки, украшать ими помещение группы.

Также малыши наблюдают, как  взрослые и старшие дети убирают  урожай овощей. Младшим дошкольникам показывают, что выросло на грядках  к осени, предлагают самостоятельно выдернуть лук, морковь, свеклу.

Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это  делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы. Время от времени после наблюдения на прогулках воспитатель должен вывешивать в уголке природы картинки с изображением птиц, которых дети видели в этот день. Придя в группу, нужно спросить: "Кого мы сегодня видели на прогулке? Правильно, воробья. На этой картинке такой же воробей". Вскоре дети заметят, что видят все меньше птиц. Педагог объясняет им, что они собираются в большие стаи и скоро улетят в теплые края. Также малышам рассказывают (а впоследствии показывают), что старшие ребята будут подкармливать оставшихся, зимующих птиц. Младшие дошкольники вносят свой посильный вклад: собирают семена для зимней подкормки пернатых.

В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых  существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет берлогу.

В среднем  дошкольном возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности.

Наблюдая за явлениями  неживой природы, они устанавливают  более глубокие (по сравнению с  прошлым годом) причинно-следственные связи: солнце светит мало, поэтому  стало холодно; птицам не хватает пищи, их надо подкармливать.

В то же время детям еще  трудно определить переход от лета к осени по первым признакам. Приметы  переходных сезонов (весны, осени) осваиваются  медленнее, чем зимы, лета. Поэтому  подготавливать дошкольников к усвоению этих понятий надо постепенно, на основе накапливания у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках каждого времени года.

Другими словами, воспитатель, давая ребятам некие новые  знания, опирается (вспоминает вместе с ними или рассказывает заново) на уже известные им факты.

К примеру, дети уже могут  устанавливать последовательность: летний теплый дождь — осень, похолодание  — холодный затяжной дождь —  снег. Но еще не вполне могут связать  эти изменения с солнечной активностью. Воспитатель же дает им задание: проследить, где раньше высохнут лужи — в тени или на солнце, после чего спрашивает, почему так происходит. Когда появляется иней (т. е. наступают первые заморозки), педагог обращает внимание на изменения почвы: стала твердой, ее сложнее вскопать. На вечерней прогулке дети начинают замечать, что солнце заходит раньше. После многократных наблюдений дошкольники смогут сделать вывод, что оно совершает определенный путь. Воспитатель сообщает им, что сейчас осень и путь солнца короче.

Также на прогулках педагог  по-прежнему обращает внимание детей  на листья деревьев. Как и в прошлом  году, он пытается показать им красоту  золотой осени. Параллельно с  этим полезно проводить игры типа "Узнай дерево", "От какого дерева лист". Интересна и такая игра: дети изображают различные деревья, держат в руках листья. По заданию  педагога они выполняют различные  действия. Например, воспитатель говорит: "Дует сильный ветер и качает деревья". Дети начинают покачивать листья руками. "Закружились листочки" — все кружатся, подняв руки. "А  теперь листочки полетели на землю" — ребята подбрасывают листья, приседают  и т. д.

В это время года дошкольники  собирают листья для букетов, а воспитатель  попутно указывает им, что некоторые  из них желтеют, краснеют или опадают  раньше других, а некоторые, например листья сирени и дуба, долго остаются зелеными и не опадают. В этом же возрасте дошкольники знакомятся с  понятием "листопад". Ребята бегают по опавшим листьям, играют с ними. Уместно будет прочитать им соответствующее стихотворение.

Когда все листья опадут, целесообразно отвести детей  на целевую прогулку по территории детского сада, желательно с хвойными деревьями. Здесь ребята упражняются  в узнавании деревьев без листьев, а также сравнивают убранство  ели и сосны с другими деревьями. 
На участке дошкольники сгребают опавшие листья, свозят в ямы, чтобы не было вредителей.

А эмоциональной основы усвоения знаний воспитатель показывает картины  об осени, читает стихи. Впечатления, полученные при наблюдении, следует закреплять     в дидактических играх, на занятиях по изобразительной деятельности.

Продолжаются в средней  группе наблюдения и за   растениями цветника. Ребят надо подвести к выводу, что цветущих растений становится все меньше. Для лучшего ознакомления с осенними цветами можно провести с дошкольниками игру "Отгадай, что задумали" (дети должны описать цветущие растения). Целесообразно также проводить разнообразные дидактические игры.

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель