Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)

    Развитие  значения слова у детей тесно  связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий.

    Л.С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребенка и экспериментально доказал связь развития понятий с овладением семантикой слова. По данным Л.С. Выготского и А.М. Шахнаровича, каждому этапу развития психического отражения свойственны и определенные уровни овладения семантикой слова.

    В процессе развития лексики слово  включается в сложную систему  связей в языке. Экспериментальное  исследование, проведенное Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, позволило сделать следующие выводы об особенностях лексики у детей дошкольного возраста с ФФН. В процессе усвоения значения слова ребенок-дошкольник, прежде всего, овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности в значении слова начинают осознаваться понятийные, лексико-семантические признаки. У дошкольников с ФФН отмечается задержка в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенно обобщающих слов.

    Исследованием выявлен более низкий, по сравнению  с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов; объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грамматического значения слова; дифференциацию слов, сходных по семантике.

    Особенности грамматического  строя речи.

    Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя речи у  детей с ФФН (Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина). С точки зрения несформированности грамматического строя речи категория детей с ФФН характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отмечается, что основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей с ФФН является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слова из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их

 
 звуковому  составу. 

 
    1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.

    Развитие  речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как  ни в каком другом возрасте пополняется  словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к пяти годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: «апиед» вместо велосипед), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

    Предлагаемые  ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить дошкольников соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух-, а также трех- четырехсложные слова, отвечать на вопросы;четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

    Угадай, что звучит.

    Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Логопед показывает детям  игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов "Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

    Чудесный мешочек.

    Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные  выше игрушки сложены в мешочек. Педагог , держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

    Следующие игры и упражнения помогают обучить  детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливовыговаривать слова с этими звуками.

    Магазин.

    Наглядный материал: игрушки, в названиях которых  есть звуки «м» - «мь», «п» - «пь», «б» - «бь» (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.

    «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают, «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» -«Покупателями»,-отвечают дети. «Что делает продавец?» -«Продает».- «Что делает покупатель?» - «Покупает». Логопед показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Логопед соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Педагог дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

    Логопед следит за тем, чтобы дети правильно  произносили звуки «м» - «мь», «п» - «пь», «б» - «бь» в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

    Можно ездить или нет.

    Наглядный материал: коробка и картинки с  изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук «с» («сь»): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

    Дети  по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и  говорит, можно ездить или нет. Воспитатель  следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки «с» («съ») в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

    На  прогулку в лес.

    Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в  названиях которых имеются звуки «с» («съ»), «з» («зъ»), «ц». Педагог выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки «с» («съ»), «з» («зъ»), «ц».

    Скажи, как я.

    Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

    Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Логопед следит за тем, чтобы дети произносили слова  отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения. К старшему дошкольному возрасту у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

    Задача  педагога на этом этапе учить детей  внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно логопед ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих («с», «съ», «з», «зъ», «ц»), шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»), сонорных («л», «ль», «р», «ръ»).

    Если  ребенок испытывает затруднения  в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

    Возьми  игрушку.

    Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех  слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

    Дети  сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Логопед  шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо. 
Выдели слово.

    Педагог произносит слова и предлагает детям  хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

    Подбери похожие слова.

    Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим  подобрать к нему другие слова, близкие  по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

    Угадай, где кружки, а где кружки.

    Наглядный материал: две кружки и два кружка.Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

    Логопед следит за тем, чтобы дети правильно  указывали, где какой предмет  находится, и четко выговаривали слова. К моменту перехода в старшую  группу дети могут произносить практически  все звуки (их артикуляционный аппарат  уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с-ш, з- ж, ц-ч, с-щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности