Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)

    - Если у новорожденного крик слабый, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).

    -Другой  настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или дву сторонний парез губ).Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может быть дефект круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва). Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость. Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

    -Родителям  и специалистам необходимо также  обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц. Выраженность этих проявлений соответствует тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.

    -Специалисту  многое скажут также строение  черепно-лицевого скелета ребенка,  особенности лица, шеи, конечностей,  величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус (повышенный или пониженный). Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка и, как уже говорилось, крик ребенка, который должен выражать его состояние ощущение голода, холода, дискомфорт от мокрых пеленок и т. д. Родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук: центры, ответственные за движения рук и за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), близко соседствуют в коре головного мозга; развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву и для артикуляционных движений. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.

    Помимо  игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

    Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш  близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, все это способствует речевому развитию.

    Задержка  гуления, запаздывание фазы лепета (в  норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к  взрослому являются симптомами речевых  нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу, Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь у такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

    Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период возраст до трех - пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция педагогическая и медикаментозная помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию. Очень часто легкие, неярко выраженные речевые нарушения остаются вне поля зрения специалистов, так как их диагностика затруднена. Поэтому врач-невролог на своих осмотрах обязательно должен обращать внимание на речевое развитие ребенка раннего возраста и вовремя рекомендовать ему занятия с логопедом на фоне медикаментозного лечения.

    Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

    Речевые нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, трудно корректируются, их исправление требует совместных усилий педагогов и медиков в отдельности они бессильны. На помощь врачу должен прийти педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учения о компенсаторных возможностях ребенка. Вместе с назначениями невролога логопедические занятия способны эффективно помочь ребенку. Комплексный подход включает также массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастику, физио- и фитотерапию.

    При комплексном подходе к коррекционной  работе включаются компенсаторные возможности  нервной системы и она приобретает  ряд свойств, которые в той  или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции м формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться с самого раннего возраста. Комплексный подход при коррекции речевых нарушений возможен только в специализированном детском учреждении. Здесь ребенок получает помощь всех необходимых ему специалистов, которые работают в тесном контакте друг с другом. В детском саду тщательно изучается медицинская карта ребенка, уделяется большое внимание анамнезу, особенно раннего возраста. Это позволяет уточнить диагноз, дает возможность дифференцировать функциональные причины речевых нарушений и органические, оценить компенсаторные возможности ребенка, сориентировать родителей на оказание посильной, а главное своевременной помощи. 

    1.6 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.

    Согласно  современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В группу для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимаются дети пяти-шести лет с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

    Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф.Спирова).

    Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушении речевых  кинестезии, имеющих место при  анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов произношении.

    При первичном нарушении фонематического  восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированнсти действия звукового анализа ниже, чем при вторичном. Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:

    -Замены  звуков более простыми по артикуляции:  звонкие заменяются глухими, «Р» и «Л» звуками «Л» и «И», с звуком «Ш» или «Ф» и т.д. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками «Т», «Т'», «Д», «Д'». Дети произносят «тамолет» вместо «самолет», «тапка» вместо «шапка», «коды» вместо «козы» и т.п. В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук «Ш» вместо «Ш» и «С», вместо «Ч» и «Т» нечто вроде смягченного «Ч» и т.п.

    Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова «собака», «шуба», но в речи наблюдается смешение звуков «С» и «Ш», например: «Шаса едет по сошше» (Саша едет по шоссе).

    -Часто  наблюдается нестойкое употребление  звуков в речи. Одно и тоже слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

    -Нередко  указанные особенности произношения  сочетаются с искаженным произнесением  звуков, т.е. звук может произносится  искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.

    Количество  неправильно произносимых или употребляемых  в речи звуков может достигать  большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (С, С', 3, 3', Ц, Ш, Щ, Ж,Ч); звуки Т и Д'; звуки Л, Р, Р'; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный Ч; гласный Ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

    -Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипед» вместо «велосипед» и т.д.

    Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Не меньшие трудности возникают у детей при повторении за логопедом слогов с парными звуками. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.

    -На  недостаточность слухового восприятия  указывают и затруднения детей  при анализе звукового состава  речи.

    -Кроме  всех перечисленных особенностей  произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

    -Появления  речевого недоразвития у данной  группы детей выражены в большинстве  случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.

    -Многие  авторы отмечают, что несформированность  фонематических представлений у данной категории детей приводит к тому, что их готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем при нормальном

 
развитии  речи (Г.А. Каше, Л.Н. Ефименкова). 

 
    Особенности лексикограмматического строя речи у дошкольников с фонетико - фонематическим нарушением речи.

    В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.) отмечается, что у детей с ФФН, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитием лексико-грамматического строя речи.

    Особенности лексики.

    В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой  патологией придается большое значение. При изучении особенностей лексики  у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.А. Уфимцева, А.М. Шахнарович и др.). Значение слова имеет сложную структуру. С одной стороны слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета; с другой стороны, слово обобщает совокупность предметов. На значение слова оказывает влияние связь с другими словами. Слово приобретает оттенки значения в зависимости от контекста, от ситуации речи, от отношения говорящего.

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности