Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.

Содержание

Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119

Работа содержит 1 файл

ФФН.doc

— 2.31 Мб (Скачать)
 
 

Экран звукопроизношении.

Ф.И.О. с с з з ц ч щ ш ж л л р р й г к х б п д т
Никулочкин  М.
Авдаков С.
Кысин П.
Щербаков  П.
Хохонов С.
Акимова А.

 

Старшая логопедическая группа.

№ п/п Ф. И. 0.

ребенка

Год рождения Заключение  ПМПК Уровень
1  
 

2

 
 

3

 

4

 

5

 

6

Никулочкин  М.  
 

Авдаков С.

 
 

Кысин П.

 

Щербаков П.

 

Хохонов С.

 

Акимова А.

02.10.98.

 

 

19.08.98

 
 

22.04.98.

 

10.08.98.

 

02.06.98.

 

14.07.98.

ФФНР. Ст. дизартрия.  
 

ФФНР. Ст. дизартрия.

 
 

ФФНР. Ст. дизартрия.

 

ФФНР. Ст. дизартрия.

 

ФФНР. Ст. дизартрия.

 

ФФНР. Ст. дизартрия

             

 

 

 

 

 
 

 

    IV Заключение:

    Анализ  литературы в первой главе показал, что изучению игровой деятельности детей уделяли огромное внимание педагоги, психологи и ученые: С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин, 3. Фрейд, Л.С. Выгодский и многие другие. Все они отмечали возможность использования игры для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Проблема сочетания игровой деятельности и процесса обучения педагогически значима, поскольку в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и очень важно, чтобы обучение не являлось чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и форме.

    Логопедическое  обследование детей с ФФН выявило  картину недоразвития речи, в которой  на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны о которой  свидетельствуют замена звуков, нарушение их дифференциации, недоразвитие фонематического слуха. Параллельно с нарушением звукопроизношения наблюдаются особенности лексико-грамматического строя речи, которые проявляются в задержке формирования морфологической и синтаксической систем языка и выраженных аграмматизмах в экспрессивной речи. У детей логопедической группы имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Поэтому логопедическая работа строилась с учетом возрастных и речевых возможностей детей.

    В обучающем эксперименте использовалось большое количество дидактических  игр и заданий. Уроки проходили  эмоционально, живо, непринужденно. Дети получали возможность самостоятельно действовать, обогащая собственный действенный опыт, подвижные игры способствовали совершенствованию быстроты и четкости движений. Значительных результатов удалось добиться в развитии фонематического и слухового внимания, анализа и синтеза, фонематических представлений, а так же лексико-грамматической стороны речи.

 

    Выводы:

    1. В процессе игры развитие ребенка  идет гораздо быстрее, чем при  использовании только дидактических  приемов обучения и воспитания.

    2. Игра является средством обучения под влиянием преднамеренного руководства.

    3. Игры позволяют детям овладеть  наиболее сложным программным  материалом, закрепить его усвоение.

    4. Использование дидактических игр  на логопедических занятиях повышает  результативность работы логопеда.

 

Список  используемой литературы.

 
    
  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М.:Просвещение, 1991.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. -СПб.: «Детство -Пресс», 20003.
  3. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -СПб.:Детство -Пресс, 2003.
  4. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников». -СПб.:РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Сост.: Балабанова В.П. и др.. -СПб.: Детство -Пресс,2002.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Учимся играя. -Екатеринбург, 1999.
  7. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста //Сенсорное воспитание дошкольников. – М.,1963.
  8. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. -М.: Астрель, 2000.
  9. Игры в логопедической работе с детьми /Сост.В. И. Селиверстов. -М.: Просвещение,1981.
  10. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. -М.: Бук -Мастер, 1993.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. -М.: «Гном -пресс», 2000.
  12. Коншерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. –М.,1999. –С.206.
  13. Коррекционно -педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Сост.:Ю.Ф. Гаркуша.. -М.: РОН  В. Секачев, 2000.
  14. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. -М.: ТЦ Сфера,1999.
  15. Лалаева Р.И.. Логопедическая работа в коррекционных классах». -М.: «Владос», 1998.
  16. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. -СПб.: Союз,2001.
  17. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. -СПб.:Дельта, 2001.
  18. М., 1964. с. 44-45.
  19. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1979.
  20. Миронова С.И. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Просвещение, 1991.
  21. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры. –М.,1996. –С.11.
  22. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. -М.: Владос, 2002.
  23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. Ф.С.Сохина. Изд. 2-е, испр. –М.:Просвещение, 1979.
  24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998. –С.50.
  25. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. –М.,1985.
  26. Узорова 0.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. -М.:«АСТ.Астрель», 2003.
  27. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетике — фонематическим недоразвитием. -М.: «Гном и Д»,2000.
  28. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.,1987.
  29. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.:АРКТИ, 2000.
  30. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2-х т../Под ред.Л.С. Волковой и В.И.Селиверстова. – М.:Владос, 1997.
  31. Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. и др. «Основы логопедической работы с детьми». -М.: «АРКТИ», 2002.
  32. Шацкий С.М. Педагогические сочинения в 4 томах: Т.2. Что такое клуб.-
  33. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -М.: Просвещение, 1984.
  34. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. 0т первого слова до первого класса. -М.: ИОИ В. Секачев.2002.

Информация о работе Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе игровой деятельности