Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:08, дипломная работа
Цель исследования:
Определить эффективность соединения логопедических занятий и дидактических игр в процессе преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста на фронтальных логопедических занятиях в детском саду.
Задачи:
1. Обзор научной литературы по проблеме нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. А так же рассмотрение подходов к игровой деятельности в историческом аспекте.
Введение 2
I. Обзор научной литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 4
1.1 История изучения игровой деятельности 4
1.2 Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного
возраста, характеристика видов игр 7
1.3 Физиологические механизмы речи 15
1.4 Значение речевой деятельности в психическом развитии ребенка. 16
1.5 Причины речевых нарушений 17
1.6 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое
нарушение речи 21
1.7 Игровая деятельность в процессе фронтальных занятий с
детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи 26
II. Экспериментальное исследование речи детей старшей
логопедической группы 41
2.1 Цели и задачи логопедического обследования. 41
2.2 Логопедическое обследование детей с ФФН старшей
логопедической групп 42
2.3 Анализ результатов логопедического обследования 53
III. Обучающий эксперимент 65
3.1 Содержание игровой деятельности в процессе формирования
фонетико-фонематических навыков 65
3.2 Конспекты занятий 78
3.3 Оценка уровня речевого развития, сформированного в
процессе логопедического воздействия на фронтальных занятиях. 112
IV. Заключение 117
V. Список используемой литературы 119
Экран звукопроизношении.
Ф.И.О. | с | с | з | з | ц | ч | щ | ш | ж | л | л | р | р | й | г | к | х | б | п | д | т |
Никулочкин М. | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ● | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Авдаков С. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Кысин П. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ● | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Щербаков П. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Хохонов С. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ○ | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Акимова А. | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ○ | ○ | ○ | ● | ● | ○ | ○ | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Старшая логопедическая группа.
№ п/п | Ф. И. 0.
ребенка |
Год рождения | Заключение ПМПК | Уровень |
1
2 3 4 5 6 |
Никулочкин
М.
Авдаков С. Кысин П. Щербаков П. Хохонов С. Акимова А. |
02.10.98.
19.08.98 22.04.98. 10.08.98. 02.06.98. 14.07.98. |
ФФНР. Ст. дизартрия.
ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия. ФФНР. Ст. дизартрия |
■
■ ■ ■ ■ ■ |
IV Заключение:
Анализ литературы в первой главе показал, что изучению игровой деятельности детей уделяли огромное внимание педагоги, психологи и ученые: С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин, 3. Фрейд, Л.С. Выгодский и многие другие. Все они отмечали возможность использования игры для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Проблема сочетания игровой деятельности и процесса обучения педагогически значима, поскольку в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и очень важно, чтобы обучение не являлось чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и форме.
Логопедическое обследование детей с ФФН выявило картину недоразвития речи, в которой на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны о которой свидетельствуют замена звуков, нарушение их дифференциации, недоразвитие фонематического слуха. Параллельно с нарушением звукопроизношения наблюдаются особенности лексико-грамматического строя речи, которые проявляются в задержке формирования морфологической и синтаксической систем языка и выраженных аграмматизмах в экспрессивной речи. У детей логопедической группы имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Поэтому логопедическая работа строилась с учетом возрастных и речевых возможностей детей.
В обучающем эксперименте использовалось большое количество дидактических игр и заданий. Уроки проходили эмоционально, живо, непринужденно. Дети получали возможность самостоятельно действовать, обогащая собственный действенный опыт, подвижные игры способствовали совершенствованию быстроты и четкости движений. Значительных результатов удалось добиться в развитии фонематического и слухового внимания, анализа и синтеза, фонематических представлений, а так же лексико-грамматической стороны речи.
Выводы:
1.
В процессе игры развитие
2.
Игра является средством
3. Игры позволяют детям овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение.
4.
Использование дидактических
Список используемой литературы.