Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)
  • Хороший уровень: 1 ребенок.
  • Удовлетворительный уровень: 4 детей.
  • Недостаточный уровень: 5 детей.

     В контрольной группе у учащихся не до конца сформирован навык написания  изложения. Только один ребенок написал  связный рассказ с малым количеством  ошибок. У половины детей наблюдалось  достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения  связности повествования, единичные  ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые  несоответствия, что привело к  нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в  одно. Количество ошибок увеличилось.

     Наблюдаются ошибки следующего порядка: орфографичекие ошибки: триугольником - треугольником, несокрухимое несокрушимое, чтото –  что то, важаком – вожаком, вакруг – вокруг;

  • дисграфические ошибки: выпокломи – выпуклыми, зади – сзади, переливчивые – переливчатый, пуклыми – выпуклыми.

     Результаты  исследования экспериментальной и  контрольной группы по второму заданию  приведены на рисунке 2.

       

     Рис. 2. Результаты диагностики уровня успешности детей по второму заданию «Изложение»

     Из  рисунка 2 видно, что уровень успешности детей экспериментальной группы немного ниже, чем у детей контрольной  группы.

     При анализе данных третьего задания  «Диктант» результаты были следующими.

     1. Экспериментальная группа.

  • Хороший уровень успешности: 1 ребенок.
  • Удовлетворительный уровень: 3 детей.
  • Недостаточный уровень: 6 детей.

     Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца  сформирован навык письма под  диктовку. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

  • орфографические ошибки: кросавицы – красавицы, слнце – солнце, тянистые – тенистые, хараши – хороши;
  • дисграфические ошибки: (литут) синевут – (литут) синеву (неба), птисы – птицы, небу – неба, разкинулись – раскинулись, под саамами – под самыми, красавитсы – красавицы.

     2. Контрольная группа.

     Проанализировав работы детей, нами было выделено три  уровня успешности выполнения задания:

  • Хороший уровень: 1 ребенок.
  • Удовлетворительный уровень: 4 детей.
  • Недостаточный уровень: 5 детей.

     Можем сделать вывод, что при письме под диктовку количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

  • орфографические ошибки: хараши – хороши, сваими – своими, сеневу – синеву, палянах – полянах;
  • дисграфические ошибки: звонкй – звонкий, синеву в неба – синеву неба, красавинцы – красавицы, солсем – солнцем, зальтых – залитых.

     Результаты  исследования экспериментальной и  контрольной группы по третьему заданию  приведены на рисунке 3.

     

     Рис. 3. Результаты диагностики детей  экспериментальной и контрольной  группы по заданию 3 «Диктант» 

     Из  рисунка 3 видно, что дети экспериментальной  и контрольной группы находятся  почти на одном уровне успешности.

     По  результатам проведенных заданий  мы видим, что при выполнении репродуктивных заданий (списывание с печатного  текста и диктант) у детей был  выше уровень успешности, чем при  выполнении творческих работ (изложения). У детей недостаточно сформирован навык списывания с печатного текста и письмо под диктовку. Еще на более низком уровне находится написание изложений. У детей увеличивается количество ошибок, так как они не умеют применять правила при выполнении творческих работ. У детей наблюдаются значительные нарушения связности повествования из-за отсутствия смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами, предложениями и пропусков существенных моментов действия, нарушена последовательность в передаче событий, отмечаются явно выраженные недостатки в языковой реализации замысла.

     Что касается ошибок в написании всех работ, то преобладают следующие:

  • орфографические ошибки: хараши – хороши, сваи – свои, палянах – полянах, вкруг – вокруг, триугольник – треугольник, важаком – вожаком, реско – резко;
  • дисграфические ошибки: слнцен – солнце, синевут в неба – синеву неба, ост рые – острые, разкинулись – раскинулись, зальтых – залитых, звонкй – звонкий, сучям – сучьям, неднами – над нами.

     Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям представлены в таблице 1 и 2 (Приложение 3)

     На  рисунке 4 графически приведена сравнительная  характеристика уровня успешности письменной речи детей экспериментальной и  контрольной группы.

       

     Рис. 4. Сравнительная характеристика результатов  диагностики детей  

     Из  рисунка 4 видно, что письменная речь детей экспериментальной и контрольной  группы находится почти на одном  уровне.

     В результате исследований, нами было замечено, что с усложнением задания, увеличивается  количество ошибок у детей экспериментальной  группы, а уровень контрольной  группы находиться почти на том же уровне независимо от сложности задания.

     На  основании проведенного этапа эксперимента можно сделать вывод, что у  учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы наблюдается недостаточный  уровень сформированности письменной речи, так как ими было допущено большое количество ошибок. Больше всего было ошибок на виды дисграфии:

  • на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
  • на основе нарушений фонетического распознавания.

     Таким образом, мы пришли к выводу, что  для учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы необходимо разработать и  апробировать специальную систему  логопедических занятий, направленную на развитие письменной речи. 

Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников

3.1 Основные направления  и содержание логопедической  работа по преодолению  нарушения письма  у учащихся 3-го  класса общеобразовательной  школы.

     Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2010г. по январь 2011г. За этот период было проведено 18 занятий в 3 «д» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность  занятий 25-30 минут. Также проводились  индивидуальные занятия. Продолжительность  занятий 20-25 минут.

     При составлении системы логопедических занятий мы опирались на методические рекомендации А.В. Ястребовой [40], О.В. Елецкой [41], И.Н. Садовниковой [42], Л.Н. Еджменковой [43], Р.И. Лалаевой [44] и других.

     Цель: улучшить письменную речь учащихся 3-го класса общеобразовательной школы.

     Мы  предполагаем, что предложенная система  логопедических занятий будет способствовать развитию самостоятельной письменной речи учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы.

     Предлагаемая  система занятий адресована логопедам, работающим в общеобразовательной  школе, а также может быть выборочно  использована в работе учителя начальных  классов.

     Основная  задача логопедического воздействия  на детей - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически  правильно письменно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

     При проведении занятий по обучению самостоятельной  письменной речи перед логопедом  стоят следующие задачи:

  1. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
  2. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  3. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного и письменного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
  • усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
  • формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа, сообщения;
  • обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
  • соблюдение орфографических правил в самостоятельной письменной речи;
  • формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова с использованием изученных в классе букв и отрабатываемых звуков;
  • закрепление звукобуквенных связей;
  • формирование предпосылок к восприятию определенных орфограмм, правописание которых связано с полноценным представлением о звуковом составе слова;
  • подготовка к усвоению программного материала;
  • восполнение основных пробелов в формировании фонематических процессов;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • дифференцировать звуки с учетом программных требований.

     Система занятий построена для преодоления  дисграфии: дисграфия на почве нарушения  звукового анализа и синтеза; дисграфия на основе нарушений фонемного  распознания с использованием работ  Л.Я. Вохмяниной [45], Л.В. Ковригиной [46], В.В. и С.В. Коноваленко [47], О.В.Грибовой [48], А.В. Ястребовой [49], В.Н. Российской [50].

     Система занятий построена с учетом общедидактических  принципов и на общих принципах  логопедического воздействия, разработанных  в отечественной коррекционной  педагогике:

  • Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих - закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
  • Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
  • Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принципы последовательности, преемственности, систематичности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип активности и самостоятельности.
  • Принцип посильности и доступности.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Принцип сознательности.
  • Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
  • Принцип усложнения материала.

     В результате проведенного исследования мы выявили, что у учащихся не достаточно сформирован навык списывания, письма под диктовку. У детей наблюдаются орфографические и дисграфические ошибки. Недостаточно развиты: внимание восприятие, память. Следовательно, кроме работы по развитию связной письменной речи необходимо проводить работу по коррекции выше перечисленных проблем.

     Основное  содержание занятий составляет развитие письменной речи.

     Ожидаемые результат предложенной системы: на основе разработанной системы будет  развиваться письменная речь учащихся 3-го класса общеобразовательной школы.

     Структура системы логопедических занятий  состояла из двух блоков:

  • I блок: восполнение пробелов в звуковой стороне речи и лексико-грамматического строя. (Приложение 4, таблица 3)
  • II блок: развитие самостоятельной письменной речи. (Приложение 4,таблица 4)

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы