Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребенка к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма. В данном контексте под психологической готовностью подразумевается сформированность психических функций и процессов, которая зависит от физиологического и социального развития ребенка. Как уже говорилось, письмо - это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция. Сформированность перечисленных психических функций, а также социально-личностных качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения детьми всеми школьными навыками, в том числе и письмом [25].
Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистически завершается к 6-7-летнему возрасту. Однако это не означает, что вышеназванные психические функции и процессы у ребенка совершенны, но они достаточны, чтобы начать обучение, в ходе которого все структурные звенья письма продолжат свое развитие. Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей.
Индивидуальные различия в психическом развитии детей и их готовности к овладению письмом, как, впрочем, и всей учебной деятельностью в целом, очень велики. Вдумчивый педагог в процессе обучения учитывает эти различия и выявляет детей, к которым требуется индивидуальный подход, предполагающий особые стиль и скорость обучения. Однако в структуре современной начальной школы, ее программных требований, а также в масштабах классов с большим количеством учеников выполнить эту задачу учителю непросто. Дети, имеющие выраженные, по сравнению с другими учащимися, особенности восприятия и переработки информации, часто остаются один на один со своими трудностями, которые постепенно перерастают в стойкую неуспешность в учебной деятельности, в том числе и в письме.
Предрасположенность
к дисграфии, как правило, формируется
в период раннего развития ребенка.
Действие каких-либо неблагоприятных
факторов в этот период обусловливает
нарушенное или замедленное созревание
центральной нервной системы, тех
отделов мозга, которые ответственны
за формирование предпосылок письменной
речи, а в дальнейшем будут задействованы
в обеспечении сложной
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов
Диагностика письма должна включать оценку операций символизации (т. е. буквенного обозначения звуков на основе правил графики) и операций графического моделирования слова (на основе правил как графики, так и орфографии). [23, с.189]
Т. Б. Филичева советует начинать обследование письма с самых простых заданий. Наиболее доступно для ребёнка сложить слова из разрезной азбуки. Далее приступать непосредственно к письму, также начиная с наиболее лёгких вариантов:
1.
Написание слов по картинкам.
Ребёнку предлагаются картинки
с изображениями хорошо
2.
Написание предложений по
3.
Навык письма у детей
4.
Особое значение имеет
При обследовании навыков письма необходимо учитывать характер письма, т. е. может ли ребёнок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его по нескольку раз, ища нужный звук; вносит ли он поправки (зачёркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.
И.
Н. Садовникова предлагает использовать
речевой материал для обследования
письма, включающий звуки всех фонетических
групп; предусматривающий позиционную
близость звуков, имеющих акустико-
1. Записать
под диктовку строчные и
а) п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х;
б) Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.
2. Слоговой диктант: ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бано, дожу, лери, щази, жнее, ащу, зню, холл, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айко, шус, крат, вач.
3. Диктант слов различной структуры:
лыжи
куст
ключ
щука
круги
улица
жили
бант
старушка
аист
заснуть
насмешка
4. Слуховой диктант. [22, с.70]
Специальное внимание следует обращать на то, в какой части слова чаще допускаются ошибки (корень, приставка суффикс, окончание), какова степень постоянства, регулярность ошибок определённого типа. При изучении письменных работ основное внимание уделяется часто повторяющимся типам ошибок. [23, с.191]
Р.И. Лалаева и Л.В. Бенедиктова предлагают следующую схему оценки навыка письма у младших школьников:
1. Качество
усвоения графем — прочность,
правильность, автоматизированность
и дифференцированность
2. Классификация
ошибок в письменных работах
— требуется разделять
3. Нарушения
каллиграфии — дисфункция
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской предложена следующая схема обследования детей с расстройствами письма:
1. Анкетные
данные и изучение медико-
2. Анамнез.
3. Строение
органов периферического
4. Речевая моторика.
5. Слуховая функция.
6. Состояние звукопроизношения.
7. Состояние
фонематического анализа,
8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).
9. Особенности
словарного запаса и
10. Особенности динамической стороны речи.
11. Состояние
зрительной функции:
12. Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
13. Состояние
различных видов письма (списывание,
письмо под диктовку, изложение
и сочинение, письмо текстов
с дефектно произносимыми
В логопедическом заключении указывается степень и вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи.
Диагностику и коррекцию дисграфии должен проводить опытный логопед, знающий, как помочь ребенку, страдающему этими формами расстройств.
К специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:
1. Специфические
фонетические замены. Это ошибки,
указывающие на
2. Нарушение
слоговой структуры слова.
3. Грамматические
ошибки. К ним относится пропуск
или неверное употребление
Дисграфические ошибки И. Н. Садовникова предлагает делить на три подгруппы:
I. Ошибки на уровне буквы и слога:
1. Ошибки,
связанные с недоразвитием
а) пропуски букв и слогов («двочка» - девочка, «кандаш» - карандаш);
б) недописывание букв и слогов («авгус» - август, «ходи» - ходили);
в) наращивание слов лишними буквами («цеветы» - цветы, «сулучай» - случай);
г) перестановки букв и слогов («мри» - мир, «ревёвка» - верёвка).
2. Ошибки,
связанные с недоразвитием
а) парные звонкие и глухие согласные: б-п («папка», «були»); в-ф («фаренье», «канветы»); г-к («городог», «какда»); д-т («тарога», «букед»); ж-ш («пужистый», «пошалел»); з-с («гасета», свенит»);
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы