Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)

 

  Глава II   Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся  общеобразовательной школы

2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся  общеобразовательной школы

     Данное  исследование проводилось на базе средней  общеобразовательной школы № 15 г. Могилева  в  3 «д» классе с сентября 2010 года по январь 2011 года. В исследовании приняло участие 20 детей, 10 детей  экспериментальной группы и 10 контрольной  группы (Приложение 1). Средний возраст  испытуемых 8-9 лет.

     Цель  данного экспериментального исследования - изучить особенности нарушения  письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы.

     Обследование  проводилось в групповой форме  в первой половине дня. Исследовательская  работа проводилась в три этапа:

     1. Констатирующий этап исследования (сентябрь 2010г.) - направленный на  выявление уровня развития письменной  речи учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы. На констатирующем этапе  эксперимента решались следующие  задачи: 1. Выявить первоначальный  уровень сформированности навыка  письма у учащихся экспериментальной  и контрольной групп. 2. Выявить  основные (типичные) ошибки учащихся  экспериментальной группы, установить  их причины и наметить пути  их исправления.

     2. Формирующий этап исследования (ноябрь 2010г. – декабрь  2011 г.) - включающий  систему специально организованных  логопедических занятий по преодолению  нарушений письменной речи учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы. Основная задача – научить  учащихся связному, последовательному,  грамматически и фонетически  правильному письму.

     3. Контрольный этап исследования - (январь 2011г.) - направленный на проверку  эффективности предлагаемой системы  логопедических занятий посредством методик констатирующего этапа экспериментальной работы. На контрольном этапе эксперимента решалась основная задача – выявить уровень успешности в проведении нами логопедической работы по преодолению нарушений письма у учащихся 3-го класса.

     Для решения поставленных задач была проведена исследовательская работа по трем видам письменных работ:

     1. Списывание с печатного текста. Цель: Определить умение ребенка  списывать без ошибок с печатного  текста.

     2. Изложение. Цель: определить умение  писать текст по памяти без  ошибок.

     3. Диктант. Цель: определить умение  самостоятельно без ошибок составлять  письменный связный рассказ.

     1. Списывание с печатного текста.

     Цель: Определить умение ребенка списывать  без ошибок с печатного текста.

     Инструкция: Прочитайте текст. Спишите его.

     В смешанных лесах растут лиственные и хвойные деревья. У хвойных  деревьев хвоя неодинаковая. У елки иголки короткие и жесткие. У сосны  они более длинные и мягкие, а у лиственницы совсем мягкие, ласковые. Среди лиственных деревьев березы от всех отличаются: они белоствольные. А дубы и клены отличаются своими резными листьями. Смешанные леса очень красивы осенью, когда в  зелени хвойных деревьев пестрят  яркими красками клены, осины, березы.

     Оценка:

  • 5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не
  • допустят ни одной ошибки.
  • 3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания
  • допустят не более 3 ошибок;
  • 1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок.

     Уровни  успешности:

  • 5 баллов - хороший уровень.
  • 3 балла - удовлетворительный уровень.
  • 1 балл - недостаточный уровень.

      2. Изложение. Цель: определить умение  писать текст по памяти без  ошибок.

     Инструкция: Прослушайте текст. Беседа по прочитанному. Пересказ текста. Повторное чтение текста. Запись текста по памяти.

     Полет журавлей

     Сильный, громкий, переливчатый крик раздался над  нами, и в тот же час крик повторился, но уже впереди. Большие, красивые птицы  летели треугольником, резко и редко  взмахивая большими, выпуклыми крыльями. Они летели так быстро, что воздух свистел вокруг. Журавли изредка  перекликались с вожаком и было в этом что-то важное, несокрушимое, гордое и самоуверенное в подоблачном разговоре.

     Оценка:

  • 6 баллов - к нему относятся те дети, у которых самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий тему; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей); при выполнении задания не допустят ни одной ошибки;
  • 5 баллов - к нему относятся те дети, у которых самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий тему; соблюдается последовательность в передаче событий и - связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей); при выполнении задания могут быть допущены орфографические ошибки;
  • 4 балла - к нему относятся те дети, у которых достаточно полно отражено содержание темы; отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз; при выполнении задания допустят не более 3 ошибок;
  • 3 балла - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия; в тексте могут допустить до 5 ошибок;
  • 1 балл - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий; в тексте могут допустить более 5 ошибок.

     Уровни  успешности:

  • 5-6 баллов - хороший уровень.
  • 4 балла - удовлетворительный уровень.
  • 1-3 балла - недостаточный уровень.

     3. Диктант. Цель: определить умение  самостоятельно без ошибок составлять  письменный связный рассказ.

Инструкция: Прослушайте внимательно текст. Короткая беседа по прочитанному. Запись предложений под диктовку.

Белки

  Душистой  смолой пахнет бор. У старой сосны  прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в теплом гнезде. Они рады светлой весне. (40 слов)

     Оценка:

  • 5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки.
  • 3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении зад:ания допустят не более 3 ошибок;
  • 1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок.

     Уровни  успешности:

  • 5 баллов - хороший уровень.
  • 3 балла - удовлетворительный уровень.
  • 1 балл - недостаточный уровень.

     Предлагаемые  задания направлены на выявление  особенностей нарушения письма и  уровня развития письменной речи, поэтому  задания не предусматривают оказания помощи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у

учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы

     Целью данного этапа исследования: изучить  особенности нарушений 

     письменной  речи учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы.

     Исследование  с учащимися проводилось в  первой половине дня.

     Проведя первичную диагностику, по выявлению  особенностей нарушения письма у  учащихся 3-го класса общеобразовательной  школы, мы получили следующие результаты.

     При анализе данных по первому заданию  «Списывание с печатного текста»  результаты были следующими:

     1. Экспериментальная группа.

  • Хороший уровень успешности: к нему было отнесен 1 ребенок.
  • Удовлетворительный уровень: 4 ребенка.
  • Недостаточный уровень: 5 детей.

     Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца  сформирован навык списывания. Наблюдаются  ошибки следующего порядка:

  • орфографические ошибки: сриди – среди, лиственица – лиственница, хвая – хвоя, савсем – совсем;
  • дисграфические ошибки: клюны – клены, смешные – смешанные, красивы – красивые, деревьяв – деревьев.

     2. Контрольная группа

  • Хороший уровень: 1 ребенок.
  • Удовлетворительный уровень: 5 детей.
  • Недостаточный уровень: 4 детей.

     Наблюдаются ошибки следующего порядка:

  • орфографические ошибки: кагда – когда, лиственица – лиственница, сваими – своими,
  • дисграфические ошибки: ласкавые – ласковые, лисьтья – листья, белостваные – белоствольные, смешанние – смешанные.

     Графически  результаты экспериментальной и  контрольной группы приведены на рисунке 1.

     

     Рис.1. Результаты диагностики уровня успешности контрольной и экспериментальной  группы по заданию 1 «Списывание текста»

     Из  рисунка 1 видно, что уровень детей  контрольной и экспериментальной  группы примерно одинаковый.

     При анализе второго задания «Изложение»  результаты были следующими.

     1. Экспериментальная группа.

  • Хороший уровень успешности: К нему не было отнесено ни одного ребенка.
  • Удовлетворительный уровень: 5 детей.
  • Недостаточный уровень: 5 детей.

     Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца  сформирован навык написания  изложения. У половины детей наблюдалось  достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения  связности повествования, единичные  ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые  несоответствия, что привело к  нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в  одно. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:

  • орфографические ошибки: важак - вожак, вакруг - вокруг, Ани –они, триугольником – треугольником.
  • дисграфические ошибки: вкруг – вокруг, птитцы – птицы,в немного впереди – немного впереди, бысро – быстро, несокушимо – несокрушимо.

     2. Контрольная группа.

     Проанализировав работы детей, нами было выделено три  уровня успешности выполнения задания:

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы