Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)
 

     Таблица 4

     Результаты  диагностики детей контрольной  группы

Имена детей Списывание Диктант Изложение Общее количество
Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень
Света А. 1 1 1 1 1 1 3 1
Никита  А. 5 3 5 3 3 2 13 3
Костя В. 3 2 3 2 3 2 9 2
Павел В. 3 2 1 1 1 1 5 1
Катя  А. 3 2 3 2 3 2 9 2
Вероника  Л. 3 2 3 2 3 2 9 3
Саша  Т. 1 1 1 1 1 2 3 1
Коля  П. 3 2 3 2 3 2 9 2
Настя О. 1 1 1 1 1 1 3 1
Даша  В. 1 1 1 1 1 1 3 1

 

Приложение  3

Математическая  обработка полученных данных

Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы до и после формирующего эксперимента, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 5.

     Таблица 5

     Ранжирование  баллов детей контрольной группы на констатирующем и контрольном  этапе эксперимента

Контрольный этап эксперимента Констатирующий  этап эксперимента
 результаты   ранг  результаты  ранг
15 20 13 19
9 14 9 14
9 14 9 14
9 14 9 14
9 14 9 14
9 14 5 8,5
5 8,5 3 4
3 4 3 4
3 4 3 4
3 4 3 4
110,5 99,5
 

     Вычислим  значение U-критерия по формуле:

     U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T,

     где

     n – количество испытуемых;

     Т – большая из двух ранговых сумм.

     Таким образом,

     n = 10, Т =110, 5

     U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 110, 5 =44, 5

     По  таблицам определим критические  значения для n.

     U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)

     U эмп. = 44,5, значит, уровень развития  письменной речи детей на контрольном  этапе эксперимента не превышает  уровня детей на констатирующем  этапе, так как U эмп. выше, чем  U кр.

     Для выявления достоверности и значимости различий уровня развития письменной речи детей экспериментальной группы применим этот же критерий.

     Проведем  ранжирование баллов, результаты занесены в таблицу 6.

     Таблица 6

     Ранжирование  баллов детей экспериментальной  группы на констатирующем и контрольном  этапе эксперимента

Контрольный этап эксперимента Констатирующий  этап эксперимента
результаты ранг результаты ранг
13 19 13 19
9 10,5 13 19
9 10,5 11 15,5
7 7 11 15,5
5 5 11 15,5
5 5 11 15,5
5 5 9 10,5
3 2 9 10,5
3 2 9 10,5
3 2 9 10,5
68 142
 

     Вычислим  значение U-критерия по формуле:

     U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T, где

     n – количество испытуемых;

     Т – большая из двух ранговых сумм.

     Таким образом,

     n = 10, Т =142

     U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 142 = 13

     По  таблицам определим критические  значения для n.

     U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)

     U эмп. = 13, поэтому можно сказать  о том, что уровень развития  письменной речи и навыков  письма детей после формирующего  этапа эксперимента превышает  уровень развития до него и  различия можно считать значимыми  и достоверными.

Таким образом, мы можем говорить о том, что проведенная работа по преодолению  нарушении письма и письменной речи системой целенаправленных занятий, оказалась  успешной. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  5

Виды упражнений по устранению дисграфии

Дифференциация  ы-и

      1.Вставьте  пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их.

        р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…

      2. Закончите слова, дописав букву  ы или и.

      ног…, стол…, книг…, мак…, сыр…, лом…, шар…, сан…, бус…, кур…, сол…, сор…

      3. Закончи предложения словом, которое  заканчивается на звук [ы]

 
 
 
 

В январе ударили  сильные...     В цирке выступают ...

 

Папа  принес...      Мы засолили на зиму ...

Дифференциация  а-я

      1.Вставьте  буквы а-я

      мо…, Зо…, Мил…, Миш…, зме…, рыб…, мор…, земл…, трав…., стран…, сем…, семена…, осок…, вым…, гор…

      2. Спишите предложения, вставьте  пропущенную букву а или я.

      У В…ли з…в…ли ром…шки. Ир…, Ан… и В…л… игр…ли в пр…тки. Ир… водил…, а В…л… и Ан… были р…дом. Н…д…  и Д…ш… ед…т л…пшу. Кол… р…д, он поп…л в первый р…д.

      3. Закончи предложение словом, которое  начинается со звука [а]

 

    Мама  купила... (астры)   Мы ехали в... (автобусе)               В море плавала... (акула)

 
 

    Саше  купили …                      Ася ела …                         В вазе лежали ….

                                                                                                       (апельсины)

Закончи предложения словом, которое начинается со звука [я].

 

С яблони упало                 У причала стояла                 Клубника – крупная сочное …                             небольшая …                        ароматная….

 

Самая хищная птица — …                                 Мы положили гвозди в ...

 
 

Дифференциация  о-ë

  1. Вставьте пропущенные буквы о-ë
 

    тел…н…к, козл…н…к, ут…н…к, лис…н…к, ягн…н…к, щен…к,

жереб…н…к

      2.Спишите  предложения вставляя пропущенную  букву о или ë

      Л…ня  прив…з в…з сена. Мы услыхали р…в б…ков. У т…ти П…ли есть т…лка Т…мка. Пч…лка делает мед. У Л …ши н…вые тап…чки.

 
 

Дифференциация  у-ю

      1. Вставьте в слова пропущенную  букву у или ю

      Кат…ша  кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .

      2. Измените слова по образцу.  Подчеркните последнюю букву  в измененном слове.

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы