Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
Таблица 4
Результаты диагностики детей контрольной группы
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | ||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | |
Света А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Никита А. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 |
Костя В. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Павел В. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 |
Катя А. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Вероника Л. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 3 |
Саша Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 |
Коля П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Настя О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Даша В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Математическая обработка полученных данных
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы до и после формирующего эксперимента, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 5.
Таблица 5
Ранжирование баллов детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента | Констатирующий этап эксперимента | ||
результаты | ранг | результаты | ранг |
15 | 20 | 13 | 19 |
9 | 14 | 9 | 14 |
9 | 14 | 9 | 14 |
9 | 14 | 9 | 14 |
9 | 14 | 9 | 14 |
9 | 14 | 5 | 8,5 |
5 | 8,5 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 4 |
∑ | 110,5 | ∑ | 99,5 |
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T,
где
n – количество испытуемых;
Т – большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =110, 5
U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 110, 5 =44, 5
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)
U
эмп. = 44,5, значит, уровень развития
письменной речи детей на
Для
выявления достоверности и
Проведем ранжирование баллов, результаты занесены в таблицу 6.
Таблица 6
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента | Констатирующий этап эксперимента | ||
результаты | ранг | результаты | ранг |
13 | 19 | 13 | 19 |
9 | 10,5 | 13 | 19 |
9 | 10,5 | 11 | 15,5 |
7 | 7 | 11 | 15,5 |
5 | 5 | 11 | 15,5 |
5 | 5 | 11 | 15,5 |
5 | 5 | 9 | 10,5 |
3 | 2 | 9 | 10,5 |
3 | 2 | 9 | 10,5 |
3 | 2 | 9 | 10,5 |
∑ | 68 | ∑ | 142 |
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T, где
n – количество испытуемых;
Т – большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =142
U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 142 = 13
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)
U
эмп. = 13, поэтому можно сказать
о том, что уровень развития
письменной речи и навыков
письма детей после
Таким
образом, мы можем говорить о том,
что проведенная работа по преодолению
нарушении письма и письменной речи
системой целенаправленных занятий, оказалась
успешной.
Виды упражнений по устранению дисграфии
Дифференциация ы-и
1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их.
р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…
2.
Закончите слова, дописав
ног…, стол…, книг…, мак…, сыр…, лом…, шар…, сан…, бус…, кур…, сол…, сор…
3. Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]
В январе ударили сильные... В цирке выступают ...
Папа принес... Мы засолили на зиму ...
Дифференциация а-я
1.Вставьте буквы а-я
мо…, Зо…, Мил…, Миш…, зме…, рыб…, мор…, земл…, трав…., стран…, сем…, семена…, осок…, вым…, гор…
2. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.
У В…ли з…в…ли ром…шки. Ир…, Ан… и В…л… игр…ли в пр…тки. Ир… водил…, а В…л… и Ан… были р…дом. Н…д… и Д…ш… ед…т л…пшу. Кол… р…д, он поп…л в первый р…д.
3. Закончи предложение словом, которое начинается со звука [а]
Мама купила... (астры) Мы ехали в... (автобусе) В море плавала... (акула)
Саше купили … Ася ела … В вазе лежали ….
Закончи предложения словом, которое начинается со звука [я].
С яблони упало У причала стояла Клубника – крупная сочное … небольшая … ароматная….
Самая хищная птица — …
Дифференциация о-ë
тел…н…к, козл…н…к, ут…н…к, лис…н…к, ягн…н…к, щен…к,
жереб…н…к
2.Спишите
предложения вставляя
Л…ня прив…з в…з сена. Мы услыхали р…в б…ков. У т…ти П…ли есть т…лка Т…мка. Пч…лка делает мед. У Л …ши н…вые тап…чки.
Дифференциация у-ю
1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю
Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .
2. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в измененном слове.
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы