Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
5.
Развитие грамматических
6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. [24, с.173]
Выбор конкретных приёмов и методов коррекции зависит от типа дисграфии. Например, в процессе работы по устранению оптической дисграфии следует давать задания на узнавание букв: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; показать правильно изображённую букву среди правильного и зеркально изображённых; выделить буквы, наложенные друг на друга и т.д. [18, с.379] Большее место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами: О – с обручем, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание. Различие смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:
дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.
Приведём краткое описание некоторых приёмов работы, которые обеспечивают преодоление моторной дисграфии:
1.
Раскрашивание контурных
2.
Работа с калькой. Работая с
рисунком по кальке, используется
мягкий карандаш или шариковая
ручка. Копирование на кальку
графических сюжетов требует
точных движений руки. Тренинг
по кальке позволяет
Формирование моторных навыков письма, движений руки – процесс достаточно длительный. Здесь определяющим успех становления навыка,
является целенаправленность, последовательность и системность применения приёмов коррекционной работы.
Для преодоления акустической дисграфии можно использовать следующие игры и задания:
1.
Игра «Подбери пару» на
2. Для развития умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные выполняется следующее задание: логопед произносит звук, ученики показывают соответствующую карточку: если звук мягкий – зелёную, если твёрдый – синюю. [21, с.15]
3.
На дифференциацию звонких и
глухих звуков используется
4.
Для развития умения
«Даны слова вам странные, почти как иностранные.
На них вы посмотрите и переведите!»
«Слово рассыпалось». Предлагается задание в стихотворной форме:
«Слово
рассыпалось, буквы смешались
Слоги
и буквы совсем растерялись.
Очень
прошу вас, друзья, помогите,
Буквы
скорее на место верните».
Для коррекции ошибок на уровне словосочетания, предлагаются задания «Найди ошибку». Предъявляются словосочетания: красный брюки, весёлая гости, белый платье; или «Найди пару». Предъявляются записанные в 2 столбика слова. Дети должны соединить стрелками слова так, чтобы получились верные словосочетания. [9, с.31]
Для коррекции ошибок на уровне предложения и связного текста целесообразно использовать игры «Скажи по-другому» (прочитать одно и то же предложение с разной интонацией, называя соответствующий знак при письме), «Волшебница – точка» (правильно расставить точки в следующих
предложениях: Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети.), «Склеенное предложение» (детям предъявляется карточка: «Пастушокпотушилкостёр». Им необходимо разрезать её так, чтобы получились отдельные слова), «Что было сначала, а что потом?» (Из текста с нарушенным порядком предложений, составить связный текст). [9, с.32]
О.Б. Иншакова в работу по коррекции трудностей обучения письменной речи включает следующие этапы:
1. Исправление
дефектных звуков (занятия с логопедом
при наличии такого осложнения)
2. Работа
с преподавателем русского
3. Работа с психологом:
Р.И. Лалаева для коррекции нарушений зрительного восприятия, неточности представлений о форме, величине, цвете, недоразвитии зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудностях оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированности оптических образов букв предлагает проводить работу в следующих направлениях:
Логопедическая работа (коррекция отклонений в речевом развитии) должна быть теснейшим образом увязана с ликвидацией пробелов в знаниях тех разделов программного материала по родному языку, усвоение которых зависит от умения четко анализировать звуковой и морфологический состав слова, и упорядочением их учебной деятельности. Таким образом, организуя логопедические занятия, необходимо предусмотреть:
Все специалисты обращают внимание на то, что в деле устранения дисграфии и учитель, и логопед, и родители ребенка должны объединить свои усилия в помощи школьнику.Учитель, знающий основные причины возникновения нарушений письма и чтения, умеющий распознать среди письменных ошибок те, которые могут быть отнесены к специфическим дисграфическим ошибкам, уже достаточно вооружен знаниями для необходимой помощи детям.Логопед, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт — логопед занимается с учеником, а учителю дает рекомендации: чего надо избегать ребенку, а на что обратить внимание. Желательно, чтобы учитель и логопед выработали единый подход к ребенку и к требованиям на занятиях.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению школьником материала по родному языку в целом и коррекции нарушений письменной речи в частности.Известно, что дисграфия может сопровождаться неврологическими нарушениями (нервными тиками, ночными страхами, ночным энурезом, гипервозбудимостью, повышенной тревожностью, неврозом, ухудшением самочувствия в школе или после школы и т.д.) и поведенческими проблемами (школьной дезадаптацией, отрицательным отношением к учебе, нежеланием посещать школу, прогуливанием уроков без ведома родителей и т.п.).Поэтому очень часто школьникам и их родителям требуется консультация детского психоневролога. Психоневролог может дать рекомендации по предупреждению неврозоподобного синдрома и других нарушений, вызванных систематической неуспеваемостью ученика, давлением учителей, родителей и т.д. Кроме того, психоневролог может помочь ребенку, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Следовательно, только тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и родители, только тогда, когда они действуют по заранее разработанной методике сообща, можно добиться положительной динамики в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи.
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы