Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)

     5. Развитие грамматических навыков.  Основными задачами этого этапа  являются работа над пониманием  и употреблением предлогов, составление  предложений по картинкам, распространение  и сокращение предложений.

     6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. [24, с.173]

     Выбор конкретных приёмов и методов  коррекции зависит от типа дисграфии. Например, в процессе работы по устранению оптической дисграфии следует давать задания на узнавание букв: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; показать правильно изображённую букву среди правильного и зеркально изображённых; выделить буквы, наложенные друг на друга и т.д. [18, с.379] Большее место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами: О – с обручем,  Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание. Различие смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:

дифференциация  изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.

   Приведём  краткое описание некоторых приёмов  работы, которые обеспечивают преодоление  моторной дисграфии:

   1. Раскрашивание контурных картинок  – приём работы, способствующий  формированию технических умений  письменного навыка. Раскраска картинок  тем и хороша, что она каждому  ребёнку под силу, так как находится в зоне его актуального развития, здесь трудно потерпеть неудачу. [5, с.27]

   2. Работа с калькой. Работая с  рисунком по кальке, используется  мягкий карандаш или шариковая  ручка. Копирование на кальку  графических сюжетов требует  точных движений руки. Тренинг  по кальке позволяет совершенствовать  микромоторику руки и зрительно-моторную  координацию. Данный вид работы  должен использоваться до тех  пор, пока не будет снята  проблема моторно-графических затруднений  во время письма. [5, с.29]

   Формирование  моторных навыков письма, движений руки – процесс достаточно длительный. Здесь определяющим успех становления навыка,

является  целенаправленность, последовательность и системность применения приёмов  коррекционной работы.

   Для преодоления акустической дисграфии  можно использовать следующие игры и задания:

   1. Игра «Подбери пару» на развитие  умения различать слова, близкие  по звуковому составу. В ходе игры используются предметные картинки: ком, дом, сом, бак, рак, мак, сук, лук, жук, ветка, клетка, пятка, каток, платок, листок, горка, норка. Логопед выставляет на наборное полотно в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Каждый ученик получает по картинке и должен её поставить под той, название которой звучит похоже. [21, с.14]

   2. Для развития умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные выполняется следующее задание: логопед произносит звук, ученики показывают соответствующую карточку: если звук мягкий – зелёную, если твёрдый – синюю. [21, с.15]

   3. На дифференциацию звонких и  глухих звуков используется игра  «Тима и Дима». Дети делятся  на две группы, каждая выбирает  командира: одного называют Дима, другого – Тима. Они никогда ничего не делали одинаково. Командиры становятся лицом к своей команде. Логопед называет упражнения, а команды вместе со своими командирами повторяют их: Тима – свои, Дима – свои. Выигрывает та команда, которая не ошибается. Игра может повторяться, изменяя имена командиров на Сима и Зина, Боря и Поля, Вера и Феня и др. Такое воспитание фонематического слуха направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной письменной речи. [21, с.15]

   4. Для развития умения определять  наличие звука в слове используется  игра «Выбери правильно», «Задуманное  слово». В первой игре нужно  из перечня слов отобрать только  те, в названии которых есть, например, звук [р]; во второй, чтобы отгадать задуманное слово, надо выделить из каждого слова на слух или по картинке второй, третий и т. д. звук. Например, выделить второй звук в словах: окно, мост, уши, указка, палец (кошка). [9, с.30] Данные задания обеспечивают коррекцию ошибок в письменной речи на уровне звука. Для коррекции ошибок на уровне слога можно использовать игру «Паутина». «В паутине» запутались буквы. Их можно спасти, составив из них как можно больше слогов или «Самый внимательный». Дети пишут под диктовку слоги различной конструкции. Затем предлагаются задания: среди ряда слогов найти два одинаковых; найти, какое слово спряталось среди слогов и т. п. Для коррекции ошибок на уровне слова используют игры «Иностранные слова». Детям предъявляются карточки «родога», «монли», «камош» и задание в стихотворной форме:

   «Даны слова вам странные, почти как  иностранные.

   На  них вы посмотрите и переведите!» 

«Слово  рассыпалось». Предлагается задание  в стихотворной форме:

     «Слово  рассыпалось, буквы смешались                                    г

     Слоги и буквы совсем растерялись.                                 н                 и

     Очень прошу вас, друзья, помогите,                                     а        к

     Буквы скорее на место верните».                                          (книга)

     Для коррекции ошибок на уровне словосочетания, предлагаются задания «Найди ошибку». Предъявляются словосочетания: красный  брюки, весёлая гости, белый платье; или «Найди пару». Предъявляются записанные в 2 столбика слова. Дети должны соединить стрелками слова так, чтобы получились верные словосочетания. [9, с.31]

     Для коррекции ошибок на уровне предложения  и связного текста целесообразно  использовать игры «Скажи по-другому» (прочитать одно и то же предложение  с разной интонацией, называя соответствующий  знак при письме), «Волшебница –  точка» (правильно расставить точки  в следующих 

предложениях: Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети.), «Склеенное предложение» (детям предъявляется карточка: «Пастушокпотушилкостёр». Им необходимо разрезать её так, чтобы получились отдельные слова), «Что было сначала, а что потом?» (Из текста с нарушенным порядком предложений, составить связный текст). [9, с.32]

  О.Б. Иншакова в работу по коррекции трудностей обучения письменной речи включает следующие этапы:

1. Исправление  дефектных звуков (занятия с логопедом  при наличии такого осложнения);

2. Работа  с преподавателем русского языка  по специальным методикам: 

  • формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;
  • формирование звукобуквенного анализа;
  • синтез слова;
  • развитие способностей анализа и синтеза слов;
  • развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;
  • расширение словарного запаса.

3. Работа  с психологом:

  • развитие внимания и памяти;
  • развитие вербальных способностей и осмысление вербального материала;
  • выявление и коррекция нарушений мыслительных операций (выделение существенных признаков, сравнение и классификация понятий, обобщение и ограничение понятий, систематизация материала, построение логичных умозаключений);
  • повышение самооценки, эмоциональной устойчивости;
  • повышение учебной мотивации (снижение уровня тревожности и негативных эмоций);
  • формирование процессов самоконтроля.
  • Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия.
  • Формирование зрительно-пространственных представлений, которые являются основой для специальной работы по формированию зрительного образа букв алфавита.
  • Формирование зрительных представлений о графическом (зрительном) образе буквы.
  • Развитие координации в системе "глаза — рука" — совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, укрепление межфункциональных связей.
  • Развитие базовых графических навыков.

Р.И. Лалаева для коррекции нарушений зрительного восприятия, неточности представлений о форме, величине, цвете, недоразвитии зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудностях оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированности оптических образов букв предлагает проводить работу в следующих направлениях:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
  • уточнение и расширение объема зрительной памяти;
  • формирование пространственного восприятия и представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  • дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

    Логопедическая работа (коррекция отклонений в речевом развитии) должна быть теснейшим образом увязана с ликвидацией пробелов в знаниях тех разделов программного материала по родному языку, усвоение которых зависит от умения четко анализировать звуковой и морфологический состав слова, и упорядочением их учебной деятельности. Таким образом, организуя логопедические занятия, необходимо предусмотреть:

  • преодоление отклонений в речевом развитии (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
  • восполнение пробелов в знаниях программного материала по родному языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи;
  • осуществление коррекционно-воспитательного воздействия.

     Все специалисты обращают внимание на то, что в деле устранения дисграфии и учитель, и логопед, и родители ребенка должны объединить свои усилия в помощи школьнику.Учитель, знающий основные причины возникновения нарушений письма и чтения, умеющий распознать среди письменных ошибок те, которые могут быть отнесены к специфическим дисграфическим ошибкам, уже достаточно вооружен знаниями для необходимой помощи детям.Логопед, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт — логопед занимается с учеником, а учителю дает рекомендации: чего надо избегать ребенку, а на что обратить внимание. Желательно, чтобы учитель и логопед выработали единый подход к ребенку и к требованиям на занятиях.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов  способствует успешному усвоению школьником материала по родному языку в  целом и коррекции нарушений  письменной речи в частности.Известно, что дисграфия может сопровождаться неврологическими нарушениями (нервными тиками, ночными страхами, ночным энурезом, гипервозбудимостью, повышенной тревожностью, неврозом, ухудшением самочувствия в школе или после школы и т.д.) и поведенческими проблемами (школьной дезадаптацией, отрицательным отношением к учебе, нежеланием посещать школу, прогуливанием уроков без ведома родителей и т.п.).Поэтому очень часто школьникам и их родителям требуется консультация детского психоневролога. Психоневролог может дать рекомендации по предупреждению неврозоподобного синдрома и других нарушений, вызванных систематической неуспеваемостью ученика, давлением учителей, родителей и т.д. Кроме того, психоневролог может помочь ребенку, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Следовательно, только тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и родители, только тогда, когда они действуют по заранее разработанной методике сообща, можно добиться положительной динамики в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи.

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы