Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)

5. Выготский  Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО. 2002. –  458 с.

6. Гвоздев  А.Н. Вопросы изучения детской  речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 – 210 с.

7. Гурьянов  Е.В. Психология обучения письму. - М.:2001 – 192 с.

8. Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной  речи у учащихся начальных  классов. – М.: Просвещение, 2006 –  289 с..

9. Ефименкова  Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление  и предупреждение дисграфии у  детей. – М.: Просвещение, 2005 –  156 с.

10. Жукова  Н.С. Преодоление недоразвития  речи у детей. – М.: 2003 – 132 11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 2002. – 156 с.

12. Колпаковская  И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика  нарушений письма и чтения. // Хрестоматия  по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 2001 – 532 с.

13. Корнев  А.Н. Нарушения чтения и письма  у детей (диагностика, коррекция,  предупреждение). – М.: Сан.- Петербург,  Издательский Дом «М и М».2004

14. Карпенко  Н.П., Подольский А.И. Внимание  и коррекция дисграфических ошибок  у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 2002. № 3. – С.29

15. Лагутина  А. О работе воспитателя в  группе для детей с ОНР // Дошк. воспитание. – 2006. - № 11. –  С. 76-80.

16. Лагутина  А.В. О готовности к обучению  чтению детей 4-5 лет с нарушениями  речи // Логопед в детском саду. – 2006. - №6(15). – С. 27-31.

17. Левина  Р.Е. Нарушения речи у детей  дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 219 с.

18. Левина  Р.Е. Нарушение чтения и письма  у детей. //Хрестоматия по логопедии.  – М,: ВЛАДОС, 2001 – 423 с..

19. Логинова  Е.А. Нарушения письма. Особенности  их проявления и коррекции  у младших школьников с задержкой  психического развития: Учебное  пособие / Под ред. Л.С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

20. Леонтьев  А.Н. Избранные психологические  произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 2001. – Т.1. – 448 с.

21. Лалаева  Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика  и коррекция нарушений чтения  и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003 – 189

22. Лурия  А.Р. Основы нейропсихологии. –  М.: Изд-во МГУ.2001 – 448 с.

23. Лурия  А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Просвещение, 2001.

24. Методы  обследования речи детей: Пособие  по диагностике речевых нарушений/  Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.

25. С.  С. Мнухин  «О врождённой алексии  и аграфии» М.: Гном – Пресс, 2001 – 189 с.

26. Ромусник  М.Н. Комплексный подход в работе  с детьми дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2006. - № 1. – С. 39-43.

27. Сафонова  О.В. Коррекционно-педагогическая  работа по активизации речевой  деятельности дошкольников с  общим недоразвитием речи // Логопед  в дет. саду. – 2006. - № 6. – С. 48-53.

28. Спирова  Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся  нарушениями письма. //Хрестоматия  по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 2001221с

29. Спирова  Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики  и обучения русскому языку  детей с нарушениями речи. –  М.: Изд-во АПН РСФСР, 2002 – 256 с.

30. Садовникова  И.Н. Нарушения письма и их  преодоление у младших школьников. М., 2006.

31. Садовникова  И.Н. Коррекционное обучение школьников  с нарушениями чтения и письма. - М., 2005. - 140 с.

32. Сергеева  Е.Е. Профилактика дисграфии и  дислексии у детей с ОНР  - это обучение и воспитание  в коррекционной группе // Логопедия  сегодня. - 2008. - № 2. - С. 52-64.

33. Токарева  О.Л. Расстройства письменной  речи у детей. Очерки по патологии  речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып.2. М.: Учпедгиз, 1963. - с. 190-212.

34. Хватцев  М. Е, Аграфия и дисграфия  // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - С.113-120.

35. Хрестоматия  по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. – Ч II. с.283 – 511

36. Цветкова  Л.С. Нейропсихология счета, письма  и чтения. Нарушение и восстановление. - М.: "Юристь", 1997. - 256 с.

37. Чиркина  Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи  у детей. – М.: 2005 – 159

38Филичева  Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим  недоразвитием речи. Воспитание  и обучение. – М.: Гном – Пресс, 2001 – 189 с.

39. Эльконин  Д.Б. Избранные произведения. –  М.: Просвещение, 2000. – Т.1. 40. Юрова  Е.В. 200 упражнений для развития  письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство  Астрель, Издательство АСТ, 2000. - 35 с.                                                                                                                       41. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова  Т.П. Учителю о детях с недостатками  речи. / Изд.2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с. 
 

Приложение 1

Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на констатирующем этапе  представлены в таблицах 1 и 2.

          Таблица 1

     Результаты  диагностики детей экспериментальной  группы

Имена детей Списывание Диктант Изложение Общее количество
Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень
Влад.В. 1 1 1 1 1 1 3 1
Антон И. 3 2 1 1 1 1 5 1
Егор  И. 1 1 1 1 1 1 3 1
Настя К. 1 1 1 1 3 2 5 1
Ира С. 3 2 3 2 3 2 9 2
Лиля  Ж. 3 2 3 2 1 1 7 2
Илья  Ш. 5 3 5 3 3 2 13 3
Дима  Ш. 1 1 1 1 3 2 5 1
Кирилл  Я. 1 1 1 1 1 1 3 1
Галя  Ю. 3 2 3 2 3 2 9 2
 

     Таблица 2

     Результаты  диагностики детей контрольной  группы

Имена детей Списывание Диктант Изложение Общее количество
Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень
Света А. 1 1 1 1 1 1 3 1
Никита  А. 5 3 5 3 5 3 15 3
Костя В. 3 2 3 2 3 2 9 2
Павел В. 3 2 1 1 1 1 5 1
Катя  А. 3 2 3 2 3 2 9 2
Вероника  Л. 3 2 3 2 3 2 9 3
Саша  Т. 1 1 1 1 3 2 5 1
Коля  П. 3 2 3 2 3 2 9 2
Настя О. 1 1 1 1 1 1 3 1
Даша  В. 1 1 1 1 1 1 3 1

 

Приложение  2

Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на контрольном этапе представлены в таблицах 3 и 4.

     Таблица 3

     Результаты  диагностики детей экспериментальной  группы

Имена детей Списывание Диктант Изложение Общее количество
Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень
Влад.В. 3 2 3 2 3 2 9 2
Антон И. 3 2 3 2 3 2 9 2
Егор  И. 5 3 3 2 3 2 11 2
Настя К. 5 3 3 2 3 2 11 2
Ира С. 3 2 3 2 3 2 9 2
Лиля  Ж. 3 2 3 2 3 2 9 2
Илья  Ш. 5 3 5 3 3 2 13 3
Дима  Ш. 5 3 5 3 3 2 13 3
Кирилл  Я. 5 3 3 2 3 2 11 2
Галя  Ю. 3 2 5 3 3 2 11 2

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы