Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО. 2002. – 458 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 – 210 с.
7. Гурьянов
Е.В. Психология обучения
8. Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и
9. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2005 – 156 с.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.: 2003 – 132 11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 2002. – 156 с.
12. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 2001 – 532 с.
13. Корнев
А.Н. Нарушения чтения и
14. Карпенко
Н.П., Подольский А.И. Внимание
и коррекция дисграфических
15. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошк. воспитание. – 2006. - № 11. – С. 76-80.
16. Лагутина А.В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. – 2006. - №6(15). – С. 27-31.
17. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 219 с.
18. Левина
Р.Е. Нарушение чтения и
19. Логинова
Е.А. Нарушения письма. Особенности
их проявления и коррекции
у младших школьников с
20. Леонтьев
А.Н. Избранные
21. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003 – 189
22. Лурия
А.Р. Основы нейропсихологии. –
23. Лурия
А.Р. Очерки психофизиологии
24. Методы
обследования речи детей:
25. С. С. Мнухин «О врождённой алексии и аграфии» М.: Гном – Пресс, 2001 – 189 с.
26. Ромусник
М.Н. Комплексный подход в
27. Сафонова
О.В. Коррекционно-
28. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 2001221с
29. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2002 – 256 с.
30. Садовникова
И.Н. Нарушения письма и их
преодоление у младших
31. Садовникова
И.Н. Коррекционное обучение
32. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в коррекционной группе // Логопедия сегодня. - 2008. - № 2. - С. 52-64.
33. Токарева
О.Л. Расстройства письменной
речи у детей. Очерки по
34. Хватцев М. Е, Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - С.113-120.
35. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. – Ч II. с.283 – 511
36. Цветкова
Л.С. Нейропсихология счета,
37. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М.: 2005 – 159
38Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 2001 – 189 с.
39. Эльконин
Д.Б. Избранные произведения. –
М.: Просвещение, 2000. – Т.1. 40. Юрова
Е.В. 200 упражнений для развития
письменной речи. Начальное обучение.
- М.: Издательство "Аквариум", Издательство
Астрель, Издательство АСТ, 2000. - 35
с.
Приложение 1
Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на констатирующем этапе представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результаты
диагностики детей
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | ||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | |
Влад.В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Антон И. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 |
Егор И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Настя К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 |
Ира С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Лиля Ж. | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 | 2 |
Илья Ш. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 |
Дима Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 |
Кирилл Я. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Галя Ю. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Таблица 2
Результаты диагностики детей контрольной группы
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | ||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | |
Света А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Никита А. | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 15 | 3 |
Костя В. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Павел В. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 |
Катя А. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Вероника Л. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 3 |
Саша Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 |
Коля П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Настя О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Даша В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на контрольном этапе представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Результаты
диагностики детей
Имена детей | Списывание | Диктант | Изложение | Общее количество | ||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | |
Влад.В. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Антон И. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Егор И. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 | 2 |
Настя К. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 | 2 |
Ира С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Лиля Ж. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2 |
Илья Ш. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 |
Дима Ш. | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 13 | 3 |
Кирилл Я. | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 | 2 |
Галя Ю. | 3 | 2 | 5 | 3 | 3 | 2 | 11 | 2 |
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы