Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)

   Таким образом, коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи у детей многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер     и осуществлется группой специалистов: врачом, психологом, логопедом и учителем.

  Ожидаемыми результатами коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии являются:

1. Активизация  высших психических функций, в  том числе речевой памяти, внимания  к языковым явлениям;

2. Улучшение  навыков письма под диктовку, самостоятельного письма;

3. Повышение  возможностей самоконтроля;

4. Укрепление  соматического и психологического  статуса ребенка; 

5. Отсутствие  или снижение количества ошибок, вызванных дисграфией.

Таким образом, анализ методических указаний к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма показал, что работа по преодолению  смешанных дисграфий подразумевает  комплексное коррекционно-логопедическое воздействие по развитию устной и  письменной речи и высших психических  функций.

Обязательным  условием успешности коррекционно-логопедической работы по преодолению смешанной  дисграфии является понимание того, что дисграфия — это состояние, для определения и преодоления  которого требуется тесное сотрудничество учителя, логопеда и родителей.

     Следует остановиться на нарушении у учащихся с дисграфией самоконтроля за собственной письменной продукцией. Операцию контроля за собственной письменной продукцией нужно специально формировать. П.Я. Гальперин показал взаимосвязь контроля и внимания и сформулировал гипотезу, по которой внимание следует рассматривать как отдельную самостоятельную форму психической деятельности, которой надо специально учить [27].

     Внимание  как специальная функция контроля включает в себя несколько пошаговых  операций. П.Я. Гальперин выделил три вида контроля:

     предваряющий, т.е. определяющий программу того, "как я буду делать";

     текущий, сопровождающий запись и осуществляющий формулу: "так ли я делаю, как наметил?";

     результирующий контроль

     Как утверждает П.Я. Гальперин, в школе  в основном развивают результирующий контроль. При коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью  языкового анализа и синтеза, целесообразно сместить акцент на формирование предваряющего и текущего контроля и научить проводить отдельные  операции контроля.

     В методических рекомендациях педагога Е.Н. Ильина предлагаются "устные" диктанты слов. Внимание ученика концентрируется на конкретном задании, задействована слуховая, зрительная, моторная память. Такой вид работы можно отнести к предваряющему контролю.

     Дети  с дисграфией на почве нарушения  языкового анализа и синтеза  на низком уровне выполняют такие  задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических  ритмов, допускают много ошибок при  воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении  временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к  автоматизации речевых рядов

     Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, целесообразно использовать систему предварительных упражнений.

     Вот несколько примеров предварительных упражнений.

     1. Посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его,  затем то, что запомнили:

     нарисуйте пальцем на парте;

     расскажите;

     напишите  в тетради.

     После выполнения каждого задания попросите  сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить. Обсудите, какой вариант выполнения был наиболее успешен.

     2. Упражнение для развития навыков  анализа и воспроизведения пространственных  последовательностей:

     проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и карточке-образце;

     проверьте, правильно ли срисован узор;

     запомните карточку и выберите такую же (ребенку предлагается запомнить ряд предметных картин, символов, цифр, букв на карточке и найти такую же среди второго набора карточек, из которых только одна совпадает с тестовой);

     выложите  по памяти ряд из отдельных элементов;

     напишите  по памяти ряд из отдельных элементов.

     После выполнения каждого задания попросите  сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить.

     3. Упражнение для развития навыков  анализа и воспроизведения временных  последовательностей:

     "Зарядка" - последовательность движений (от 3 до 6);

     назовите  по порядку дни недели, времена  года, месяцы (предметные рисунки, символы, вербально);

     "шарики  в непрозрачной трубочке" (на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: определите, в какой последовательности они выкатятся из противоположного конца трубочки). Усложненный вариант: определить, в какой последовательности шарики выкатятся из того же конца трубочки, в который вкладывались (для этого требуется инвертировать ряд).

     4. Перекодирование временной последовательности  в пространственную и наоборот - "картинки-невидимки".

     Перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (предметные рисунки, символы). Каждая выкладываемая  карточка предъявляется и переворачивается лицевой стороной вниз. Таким образом, выложенный ряд повернут тыльной  стороной к ребенку, а лицевая закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти идентичный выложенному. После того как выбор сделан, оба ряда сличаются.

     5. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению  внимания:

     "синхронный  счет" - подсчитайте количество  изображений двух видов, не  обращая внимания на остальные  изображения;

     отыщите числа от 1 до 25 в таблицах Шульте (числа расположены в 25 клетках  в случайном порядке);

     выберите  определенную букву, прочитайте текст  и вычеркните заданную букву;

     выберите  определенное слово и прочитайте текст, подчеркивая заданное слово.

     6. Последовательность действий и  планирование.

     Игры  на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, и 5-шаговые инструкции): по опорным  символам, по памяти (словесной инструкции).

     К методам работы по формированию предваряющего контроля можно отнести:

     1. Музыкальный метод (на основе  методики Л.С. Цветковой), способствующий  актуализации смысла слова, развитию  аудиальной и зрительной модальностей, самоконтроля.

     Логопед предлагает детям два-три рифмованных  предложения, положенных на мотив знакомой песни. Содержание каждого предложения  отображается в схематичном рисунке  предмета, выполняющего действия, и  объекта, на которого это действие направлено. С опорой на рисунки поются все  предложения. Слова-предметы, сложные  по слоговой структуре, анализируются. Обязательному анализу подлежат слова-действия. Схема слов-действий (сначала полная, затем максимально  свернутая) остается как опора для  записи предложения.

     С опорой на рисунки и схемы слов дети поют предложения.

     На  следующем занятии дети слушают  образец пения логопеда, одновременно смотрят на рисунки и схемы  слов. Затем записывают предложения  по памяти, используя опоры (рисунки  и схемы).

     2. Метод ритмизованного чтения (на  основе методики Т.Г. Визель):

     прочитайте  предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным  произношением их в орфографическом  варианте - так, как они пишутся. (Логопед при этом отстукивает ритм)

     Это послоговое "орфографическое" ритмизованное  произнесение слов и фраз осуществляется в следующих вариантах:

     повторите за логопедом ритмизованное слово (предложение), а затем запишите его;

     повторите по слогам со слуха, когда логопед  произносит предложение обычным  способом;

     "со  зрения", ритмизованно прочитайте  текст.

     Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, можно использовать следующие приемы слогозвукового анализа.

     Анализ  и составление схемы слова

     В моделях звуковой и слоговой структуры  слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные  звуки, обозначены согласные звуки, место твердого и мягкого знаков: актуализация смысла слова; ритмизованное  повторение слова; обозначение гласных  звуков буквами в схеме слова; обозначение согласных звуков точками  в схеме слова; обозначение места  твердого и мягкого знаков в схеме  слова; деление слова на слоги; чтение слова в соответствии со схемой по слогам.

     После того как ребенок составил схемы  двух-пяти слов, что зависит от состояния  его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет  расширить линейный объем слухоречевой памяти ребенка.

     Текущий контроль.

     Письмо  с проговариванием вслух:

     логопед ("ведущий") проговаривает лексический  материал вслух, ученик ("ведомый") записывает, затем роли меняются;

     проговаривание  и одновременная запись лексического материала учеником.

     Слова произносятся вслух громко, в шепотной речи, проговаривание только сложных  слов.

     Результирующий  контроль:

     сравнение текста с ошибками, типичными для  данного ребенка, с нормативным  образцом текста;

     самостоятельное исправление ошибок в тексте;

     списывание  с последующей самопроверкой (логопед  может сделать акцент внимания на строке с ошибкой);

     проверка  с отчеркиванием слогов, маркированием  гласных точками;

     ритмизованное чтение своей работы.

     Словосочетания  для звукового анализа: 2-й класс

     Поздний ужин, земляничное варенье, ездить медленно, въехать в деревню, объяснил ученику, интересный рассказ, аккуратная тетрадь, пробежал по аллее, прошел по аллее, морковный  салат, прекрасная картина, прочитал в  календаре, автобусная остановка, голосистый соловей, прекрасный соловей, вкусный  обед, сегодня воскресенье, увидеть  растение, теплый сентябрь, привокзальная  площадь, новый трамвай, желтые ботинки, редкие животные, осиновые листья, заячьи следы, редкое растение, северное сияние, далекий космос, горячий ужин, февральская стужа, до свидания, вкусная земляника, длинное шоссе, теплые валенки, килограмм помидоров, белый металл, играть в футбол, играть в хоккей, повернуть налево, первый космонавт, интересная сказка, медленно писать, аккуратный ученик, металлическая лестница, овощной магазин, желтый карандаш, прекрасная экскурсия, январский мороз, прошел направо, легкий завтрак, решать задачи, здравствуйте, желтый песок, черная ворона, засеять поле пшеницей, сегодня вечером, тепловоз, шел медленно, внимательный шофер, скользкое шоссе, картофельная запеканка, расстояние до города, автомобильная дорога, яркий костер, календарь погоды, библиотечная книга, привезти багаж, адрес друга, топкое болото, впереди, телефонный разговор, прекрасный рисунок.

     Для решения данных целей дополнительно  можно предложить некоторые методы работы и виды упражнений (приложение 5  ).

     Таким образом, нарушения письменной речи у младших школьников являются распространённым речевым расстройством, имеющим  разнообразный и сложный характер. Коррекционная работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий  механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические  особенности ребёнка. А также  коррекция недостатков письма требует  постоянных систематических занятий. Использование выше описанных приёмов  в работе с учащимися создают  благоприятные условия, которые  позволяют эффективно устранять  дисграфические проявления в письменных работах. 

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы