Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
б) лабиализованные гласные: о-у («боквы», «пучки»); ё-ю («тюплый», «лёбим»);
в) заднеязычные согласные: г-к-х («крухлый», «маленькоко», «хлубокий»);
г) сонорные: р-л («молозы», «лужьё»), й-л` («сой»);
д) свистящие и шипящие: с-ш («пусынки», «капушта»), з-ж («позар», «жонтик»);
е) аффрикаты: ч-ц («двадчать», «цайник»), ч-т («бегачь»), ц-с («птисы»);
ж) мягкие согласные соответствующими твёрдыми и наоборот («толко», «бисьтит»).
Замены букв по оптическому сходству: о-а («торелки»), и-у («дуван», «вничек»), б-д («бом», «буд»), п-т («стокойно», «вепер»), л-м («журнам», «слотреть»), х-ж («житрый», «ужи»), и-ш («зайчиика»), ш-щ («шенок», «лощадь»), н-к («тольно»), к-п («спопойно»), г-р («звегёк», «русеница»), в-д («доробей», «ворога»), а-д («здпекла», «камбдала»).
Зеркальные замены: с- («пи ать»), э- (« таж»), е-з («зсли»), у-ч («уетырнадцатое»). [1, с.14]
II. Ошибки на уровне слова:
III. Ошибки на уровне предложения:
Помимо
указанных специфических
1. Орфографические
ошибки. Ошибки на правописание
у дисграфиков более
2. графические ошибки. Это замены букв по графическому сходству (и-ш, л-м) и по графическому признаку (б-д, т-ш). [24, с.170]
Таким
образом, целью обследования детей
с нарушениями письменной речи является
выявление этиологии, симптоматики,
механизмов нарушения письма. В процессе
обследования определяется степень
выраженности, характер, вид нарушений,
что даёт возможность определить
направления коррекционно-
Учёт специфических ошибок письма И. Н. Садовникова предлагает отражать в следующей таблице:
Отграничение
Ошибки
речевых звукового единиц анализа
|
Обозначе-ние
мягкости согласных |
Смешения букв | аграмматизмы | ||||||||||||||||
По
акустико-арти-
куляционному сходству |
|
нарушения | |||||||||||||||||
предложения | слова | пропуски | вставки | перестановки | упрощение структуры слов | контаминации | гласными 2-го ряда | буквой -ь- | звонкие и глухие парные согласные | свистящие - шипящие | сонорные р-л | аффрикаты | по кинетическому сходству | персеверации (повторение звука, слога и т. п.) | антиципации | словообразования | согласования | управления | употребления предлогов |
[22, с.44]
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста
Проблема изучения и коррекции дисграфии и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии - Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и другие - предлагают различные методики коррекционной работы [7; 12; 22]. Для каждого вида нарушения письма установлен определенный порядок коррекции нарушения письма: либо это психолингвистический уровень, либо психофизиологический уровень. Но методы работы психофизиологического уровня остаются неизменными - это представления о звуке и связь звука и буквы. И конечно, обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма - это мотив и желание писать.
Актуальность
проблемы коррекции письма остается
актуальной ввиду недостаточной
эффективности традиционных методик
коррекции дисграфии, с увеличением
числа учащихся с нарушением письма,
а также с усложнением
При разработке методик коррекции дисграфии у младших школьников основополагающими являются следующие принципы:
1)Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения).В зависимости от нарушенного механизма выделяются различные виды нарушений чтения и письма. В процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дислексии или дисграфии основной задачей логопедической работы является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения и письма. Так, при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется формиро-вание навыка анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
2)Принцип учета "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому).
Процесс
развития той или иной психической
функции при коррекции
3)Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы).В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как сложной функциональной системе, а также учение сложной структуре психических функций. Так, процесс дифференциации звуков вначале осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентации. Позднее ведущую роль при дифференциации приобретает слуховая дифференциация. В связи с этим при недоразвиии дифференциации фонем первоначально осуществляется опора на зритель-ное восприятие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы дифференцируемых звуков.
4)Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции. Максимальное использование полимодальных афферентации осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранное звено нарушенной психической функции. Так, при акустической дисграфии формирование слуховой дифференциации звуков необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации. В других случаях, когда нарушенной является кинестетическая дифференциация звуков, формирование дифференциации фонем осуществляется с опорой на слуховые, зрительные афферентации.
Своеобразие
психического развития детей с речевой
патологией определяет следующие основные
особенности коррекционной
1.
Преобладание наглядных
2.
Использование двигательного
3. Сочетание приемов работы по развитию устной речи и других психических процессов, которые являются базой для полноценного формирования письменной речи.
4.
Осуществление специальной
5.
Занимательность занятий:
Рассмотрим основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма:
1.
Развитие фонематического
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Следует отрабатывать более чёткую (почти утрированную) артикуляцию, так как при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.
3.
Развитие навыков звукового
а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта – предложение, короткие чёрточки – слова, самые маленькие чёрточки – слоги, точки – звуки;
б) дописывание недостающих букв, слогов;
в) отбор слов по количеству слогов, звуков;
г) придумывание слов на заданный звук;
д) добавление различного количества звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось новое слово и т. д. [24, с.172]
4.
Обогащение словарного запаса
и развитие практического
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы