Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
Образец: писать – пишу
писать-…, кричать-…, петь-…, лететь-…, спать-…, читать-…, вертеть…, качать-…, смотреть-…, пищать-…, трещать-…, говорить-…
3. Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].
Я увидел в зоопарке ... Папа купил...
В пруду плавает… По траве ползёт…
Дифференциация з-с
…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …о…нательный, …али…ать, …о…тавить, …а….тавить, …ано….а
2.Допишите недостающий слог с буквой з или с.
та…, ко…, ко…, ва…, у…, ро…, бу…, ро…, ва…
3.Вставьте пропущенную букву з или с.
Зима.
На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.
4. Выпишите из текстов слова с буквами з. с.
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво. Это было очень красиво.
Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой , луг опять весь был золотой. Я стал наблюдать. К вечеру опять луг зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.
Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.
Дифференциация б-п
1.Вставьте пропущенные в словах буквы.
а) …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик,то…ор, о…ои
б) …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…елка,…о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …ро….олка, …о..итый, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка
2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.
Приблудный
Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.
Дифференциация д-т
1.Закончите слова, добавив слог да или та
бе… …бун горо… приро…
коф… …та воро… порося
во …кой боро… свобо…
ва… …ры гуся… добро…
ро… …ют утя… полно…
2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.
трак…ор, боро…а, с…рела, воро…а, гра…сник, заво…ной, ве…ка, ве…ро, пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а, пар…а, у…очка, …е…ра…ь, …ож…ик, с…а…о, …ру…но
3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.
Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился
Дифференциация в-ф
1.Вставьте в слова пропущенные буквы.
а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.
б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.
в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает
2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы
В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу,, …р\аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка.
Дифференциация г-к
1.
Прочитайте слова, запишите
Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, речка, кеды, книга, Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять.
2. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.
а) У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.
б) Сне…, кула…, творо…, пау…, ро… , столби…, замо…, дуршла…, пиджа…,дру… , каблу…, шлан…, гон…, гама…, зна… , остро…, рыно…, плу…, клубо…, лу… .
3. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.
а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная красивый, глубокий.
б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.
4. Выпишите слова с буквами г , к.
Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.
Дифференциация ж-ш
1. Вставьте буквы ж-ш.
…уба, …ук, …ум, кра…а, …ивой, ви…ня, вра…да, ли…ний, булы…ник, умно…ение, ве…алка, пе…ка, сло…ение, дви…ение, дол…ен, ти…е, бли…е, творо…ники, …ирный, бума…ный, …поры, …палы, кры…овник, эта…ерка,
…а…ки, мо…е…ь, …ур…ал, …иве…ь, ле…и…ь, …тани…ки, …ари…ь, ма…е…ь, …ме…ь, …ур…ит.
2. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика.
а) послушная дружба
свежая Жанна
надежная каша
шерстяная крыша
железная одежда
рыжая кошка
б) книжный машинка
бумажный шкаф
швейная шлем
ближняя животное
домашнее школа
тяжелый мешок
в) Женя ржут
бабушка жужжит
лошади пишет
Маша вяжет
шмель дежурит
дедушка бежит
3.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.
Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.
Дифференциация с - ш
1. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
а) веселый шоссе
ясное пастушок
сухое солнышко
интересное кошка
серая путешествие
б) высокая овес
синий башня
шерстяной шар
пушистый снег
сушённый шкаф
в) сосна спешит
Соня сохнет
мыши шумят
камыши осыпаются
листья шуршат
1. Закончите слово, дописав слоги
ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча);
ка…, ту.., Ма…, ку…, кры…, встр…, Ми…, лап…, да…, на…, зада…, Па…, переда…, све.., поро…, отда…, сда…, уда…
2. Закончите слово, дописав слоги
чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши);
но…, на…, мы…, да…, у…, ту…, гало…, кала…, зада…, малы,,,. встре…, ланды…, гра…, мол…, пи…, ды…, ни…
3.
Закончите предложения
Бабушка сварила …(какую? что? ) На грушевом дереве созрели …(какие? что?). У белой кошки было одно …(какое? что?). У малышки всегда …(какие? что?). В углу шуршит … (какая? что?). Наташа любит … (какой? что?)
4. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Письма опускают в почтовый… . Для дождливой погоды мама купила … . Надо отдать чужую … . мы собирали на огороде сочные … . Очень вкусен копченный … . В лесу раздавался птичий … . туристы вошли в чудесное… .
Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.
5. Вставьте в слова пропущенные буквы
пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный , …еткий, …а…а . …и…е , …у…ка, …ено…ек . ве…и…ка, ру…и…а, то….иль…ик.
Приложение 6 (конспекты занятий)
Дифференциация букв, смешиваемых на письме по оптическому сходству.
Тема: Дифференциация П – Т на письме.
Задачи: учить выделять основные признаки букв п – т; соотносить звук с соответствующей буквой; развивать фонематический слух и зрительное восприятие; закрепить связь между фонемой, артикулемой, графемой.
Ход занятия
А) Разучивание скороговорки, запись её по памяти: «От топота копыт пыль по полю летит».
- Назвать звуки, которые повторяются в скороговорке чаще остальных ([п], [т])
- Охарактеризовать звуки [п], [т]. Сказать, что у них общего и чем отличаются. (Общее: согласные, парные, глухие; отличие: буква п – как пара ножек, а т – как три ноги).
Б) Игра «Шифровальщик». На доске зашифрованы слова. По количеству элементов букве п соответствует цифра 2, букве т – 3. Необходимо разгадать следующие слова: 2е3ух, а23ека, 2ла3ок, 2е3ля, 3е2ло, 3а2ки, 3ро2инка, 2я3ь, 2я3ка, 2ау3ина, 3е3ерев.
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы