Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
Мы предполагаем, что предложенная нами система занятий по развитию навыков письма учащихся 3-го класса общеобразовательной школы на логопедических занятиях будет способствовать лучшему усвоению программы.
На
этом формирующий этап эксперимента
был закончен.
3.2Результаты экспериментальной работы
Экспериментальное
Цель
– проверить эффективность
Исследование проводилось в первой половине дня.
Чтобы оценить результативность и эффективность проделанной работы с детьми, нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
При
анализе данных по первому заданию
«Списывание с печатного
1. Экспериментальная группа.
По результатам проведенной работы мы видим, что уровень детей значительно повысился.
2. Контрольная группа
Графически результаты представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»
Из
рисунка 5 видно, что уровень детей
экспериментальной группы на контрольном
этапе эксперимента значительно
превышает уровень детей
При
анализе второго задания «
1. Экспериментальная группа.
По результатам проведенной работы мы видим, что у большей части детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Трое детей смогли полно раскрыть тему.
2. Контрольная группа.
Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:
В
контрольной группе у учащихся не
до конца сформирован навык
Рис. 6. Результаты диагностики уровня успешности детей по второму заданию «Изложение»
Из рисунка 6 видно, что уровень успешности у детей экспериментальной группы значительно выше, чем у детей контрольной группы.
При анализе данных третьего задания «Диктант» результаты были следующими.
1. Экспериментальная группа.
Выполнение данного задания показало, что у учащихся не до конца сформирован навык письма под диктовку, наблюдаются ошибки. Но в сравнении с началом экспериментальной работы произошел значительный успех в написании диктанта.
2. Контрольная группа.
Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:
Можем сделать вывод, что при письме под диктовку количество ошибок увеличилось.
Результаты
исследования экспериментальной и
контрольной группы по третьему заданию
приведены на рисунке 7.
Рис.
7. Результаты диагностики детей
экспериментальной и
Сводные результаты диагностики детей на контрольном этапе эксперимента приведены в таблицах 5 и 6 (Приложение 2).
Для выявления значимости и достоверности проведенной работы используем математическую обработку результатов (Приложение 3).
Обработка результатов детей контрольной группы с использованием U-критерия Манна-Уитни показал, что U эмп. = 44,5, значит, уровень развития письменной речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.
Обработка
результатов детей
Таким образом, мы можем говорить о том, что проведенная работа по преодолению нарушении письма и письменной речи системой целенаправленных занятий, оказалась успешной.
Заключение
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме; охарактеризовали дисграфию и рассмотрели ее различные виды; изучили возможности коррекции дисграфии у детей; провели исследование и обосновали выбор методик; проанализировали результаты исследования и сделали выводы.
Тесная
взаимосвязь развития речи, сенсорных
функций, моторики и интеллекта определяет
необходимость коррекции
При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с дисграфией значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
Дифференцированный подход в процессе воздействия должен осуществляться с учетом комплекса факторов: симптоматики расстройств фонетической стороны речи, характера конкретных видов дефектов звукопроизношения, уровня несформированности речевых и неречевых функций, зоны ближайшего развития, наличие или отсутствие нарушений фонематической и лексико-грамматической стороны речи, механизмов и структуры речевого дефекта, а также индивидуальных особенностей ребенка. Проведённое исследование позволило сделать ряд теоретических выводов и предложений по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. Нарушение письменной речи у младших школьников является распространённым речевым расстройством. Коррекционная работа по исправлению нарушений должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, структуры дефекта, психологические особенности ребёнка. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Недостатки фонетико-фонематического и лексико-грамматического развития находят выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений письменной речи учащихся. Специфические (дисграфические) ошибки письма, т. е. ошибки, не связанные с применением грамматических правил, при отсутствии коррекционной работы сохраняются в письме школьников в последующие годы обучения.
Результаты
констатирующего этапа
Мы попытались разработать дифференцированную систему коррекционно - логопедической работы по развитию письменной речи у детей 3-го класса, имеющих речевые ошибки.
Полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую вами гипотезу, о том, что навыки письма и письменную речь у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы возможно развивать более эффективно, если применять в работе специальную систему логопедических занятий. В результате анализа полученных в ходе опытно-экспериментального исследования данных мы обнаружили, что динамика количественных и качественных изменений в развитии навыков письма и письменной речи стала выше после проведения экспериментальной работы по формированию письменной речи на логопедических занятиях.
Эти данные были подвергнуты обработке методом математической статистики с использованием U-критерня Манна-Уитни, которая подтвердила наши предположения. Следовательно, в результате проведенной нами логопедической, произошли качественные и количественные изменения после проведения работы по развитию навыков письма и письменной речи на логопедических занятиях.
Цель работы достигнута, задачи реализованы полностью.
Результатом нашей работы является разработка системы занятий по формированию самостоятельной письменной речи на логопедических занятиях у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы.
Список литературы
1.Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма/ Н.Г. Андреева // Шк. логопед. - 2008. - № 1. - С. 29-41.
2. Ахутина
Т.В., Фотекова А.Н. Диагностика
речевых нарушений школьников
с использованием
3. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Бельтюков
В.Л. Взаимодействие
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы