Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение                                                    высшего профессионального образования                                                    «Московский психолого-социальный институт»  

       

        Факультет логопедии

                   ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

      на  тему:

«Преодоление  дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной  школы» 
 

К защите допущен(а):                                      Работу выполнила:

                                                                      студентка заочного отделения                                                                                                                              

           (ф.и.о.)                          БОЯРОВА Е.Д 07 ЛЗУ-41                                                             _____________________________________                                _________________________________                               

           (подпись)                                                                     (подпись)                                                                       

                                                       

                                                                       Научный руководитель:

      АНТИПОВА  Ж.В                                                                                                                                                                                                к.п.н, доцент

       

2011г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3-5

Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии

1.1 Письмо  как вид деятельности: особенности,  структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9

1.2  Дисграфия.  Причины, симптомы, классификация……………………10-21

1.3Вторичные  нарушения при нарушениях письма  и вторичное нарушение  

      письма…………………………………………………………………….22-24

1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28

1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших      классов………………………………………………………………………29-36

1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56

Глава II   Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся  общеобразовательной школы

2.1 Цель, организация, методы исследования  особенностей нарушения письма  у учащихся  общеобразовательной  школы ……………………57-61

2.2 Результаты  исследования особенностей нарушения  письма у учащихся 3-го класса  общеобразовательной школы…………………………………62-68

Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников

3.1 Основные  направления и содержание логопедической  работа по преодолению нарушения  письма у учащихся 3-го класса  общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72

3.2 Результаты  экспериментальной работы……………….……………73-77

Заключение……………………………………………………………….78-80

Список  литературы……………………………………………………….81-83

Приложение ………………………………………………………………84 

Введение

      Актуальность  проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов (Андреева Н. Г., Эльконин Д. Б, Корнев А.Н., Левина Р.Е., Лалаева Р.И., Спирова Л.Ф., Садовникова И.Н., и др.) [1,13,18,21,28,30,39].

      Актуальность исследования определяется тем, что система коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста недостаточно разработана. Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему. Современные подходы к образованию детей требуют новых форм и методов обучения детей и коррекции различных нарушений.

      Цель  исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

      Объект  исследования: нарушение письма у детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования: коррекция нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

          Задачи:

  1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
  2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
  3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
  4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
  5. Провести психолого-педагогический эксперимент на выявление нарушений письма у учащихся младших классов.
  6. Провести коррекционно-развивающую работу по преодолению дисграфических нарушений.
  7. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

     Методы  исследования:

  1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы, анализ биографических данных).
  2. Эмпирический метод (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента).
  3. Интерпретационный метод (количественный и качественный анализ данных, математико-статистическая обработка результатов эксперимента).

     Практическая  значимость данного исследования заключается в том, что результаты эксперимента и материалы могут быть использованы учителями, логопедами и другими специалистами при обучении учащихся младших классов общеобразовательной школы.

     Исследование  проводилось на базе параллели третьих  классов СШ № 15 города Могилёва. Исследованием  было охвачено 20 детей в возрасте 8-9 лет. В процессе обследования были проанализированы письменные работы учащихся, страдающих нарушениями письменной речи. Для изучения их были предложены следующие виды работ: диктант, списывание, сочинение.

     В качестве гипотезы исследования выступало  предложение о том, что нарушения  письма у младших школьников можно  устранить, если коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи будет проводиться систематически, последовательно (сначала работа над  звуком, затем слогом, словом, предложением и связным текстом) с опорой на теоретические, методологические, практические исходные положения, а также сопровождаться использованием новых форм и направлений работы по преодолению нарушений письма, специальных приёмов и дидактических игр.

     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1       Теоретические основы формирования письма у детей и         современный взгляд на проблему дисграфии  

      1.1 Письмо как вид  деятельности: особенности,  структура,     предпосылки  

    С понятием "письмо" - специалисты  обычно связывают сложную форму  знаковой деятельности, позволяющую  фиксировать и передавать чужую  речь с помощью системы графических  знаков.

     Письмо  как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных  мыслей с помощью определенного  графического кода. Письмо – сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного  мозга. Психофизической основой  письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов  как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

     Процесс письма состоит из пяти психофизических  компонентов:

  • Акустический (услышать и выделить звук).
  • Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
  • Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
  • Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
  • Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

     При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

     Письмо  может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его  двигательный состав и смысловую  структуру.

     Двигательный  состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения  навыком. Так ребенок, приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие  от неграмотного ребенка, который «срисовывает»  буквы со всеми особенностями  шрифта, как геометрический узор, начинающий школьник воспринимает буквы как  смысловые схемы, ассоциированные  и с их звуковыми образами, и  с начертательными образами слов.

     Каждый  ребенок, независимо от применяемого к  нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе  обучения школьник пишет крупно, и  это связано не только с грубостью  его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее  письмо, тем меньше относительная  разница между движениями кончика  пера и движениями самой руки, т.е. тем проще и доступнее перешифровка [21].

     Процесс письма, будет ли это свободное  письменное изложение или списывание текста или письмо под диктовку является далеко непростым психологическим  актом. Каждый процесс письма включает в свой состав много общих элементов. Письмо всегда начинается с известной  задачи. Если учащийся должен написать диктуемое слово или фразу, этот замысел сводится к тому, чтобы, заслушав текст, написать его со всей точностью  и правильностью. Если учащийся должен написать изложение или письмо, замысел  сначала ограничивается определенной мыслью, которая позднее формируется  во фразу, из фразы выделяются уже  те слова, которые должны быть написаны первыми [21].

     Замысел, подлежащий превращению в развернутую  фразу, необходимо не только удерживать, но с помощью внутренней речи в  дальнейшем превращать в развернутую структуру фразы, части которой должны сохранить свой порядок.

     А.Р. Лурия выделил следующие специальные  операции письма: «анализ звукового  состава того слова, которое подлежит написанию… Выделение последовательности звуков в слове является первым условием для расчленения речевого потока» [21, 59-60].

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы