Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
У дятла длинный … . Бабушка связала новый … . Утром Федя пьёт … .
Картофель, свёкла, морковь – это … . Сливы, яблоки, груши – это … . Ночью нашу улицу освещает … . Около лифта ночью дежурит … .
Тема: Дифференциация Ж – Ш
Задачи: учить различать на слух и передавать на письме согласные ж – ш, подбирать проверочные слова, развивать фонематический слух и зрительное восприятие, активизировать словарь, развивать речь.
Ход занятия
А) Отгадать загадки, назвать и охарактеризовать первый звук отгадки.
- Чёрный, а не ворон; рогатый, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)
- Стоит дом: кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа)
- В чём сходство и отличие Ж и Ш. Придумать слова, чтобы Ж и Ш были в начале, середине, конце слова.
- Какие
из звуков схожи по
Б) Игра «Задуманное слово». Чтобы отгадать задуманное слово, нужно выделить первый звук следующих слов: Жук, арбуз, ножницы, носорог, Астра. (Жанна).
В) Вставить в слова пропущенные буквы, подбирая, где необходимо, проверочные слова.
Умно…ение, сло…ение, ве…алка, кры…овник, ко…ка, кату…ка, …а…ки, …ур…ал, …тани…ки.
Г) Игра «Подбери пару». К предложенным словам подобрать прилагательное, которое бы начиналось на Ж или Ш. Шарф - , шапка - , шаг - , кружок - , жеребёнок - , уж - , Женя - . Слова для справок: живой, жадный, шумный, жёлтый, шерстяной, шустрый, широкий.
Д) Дидактическая игра «Буквы перепутались». Ногриоша (горошина), аужлайка (лужайка), нробееёжк (жеребёнок), хопуашка (хлопушка).
Е) Записать под диктовку предложения. Подчеркнуть одной чертой Ш, двумя – Ж. На столе стоит кружка. В глаз попала мошка. На тележке я вожу
траву. Сторожка стоит на опушке леса. Женя и Шура были в тяжёлых серёжках. На пруду квакали лягушки. Маша собирала на лужайке ромашки. На опушке леса слышна кукушка.
Приложение 7
Игра «Умники и умницы»
Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Цель: закрепить умение проводить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и мягкого знака; развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление; воспитывать умение играть по правилам.
Ход занятия
1.
Орг. момент. Объяснение правил
игры: Игра «Умники и умницы»
состоит из трёх частей –
агонов. Перед агоном происходит
отбор участников в количестве
трёх человек. Агонисты
2.
Отбор участников первого
Отгадать загадки. В отгадке должен быть мягкий знак на конце слова.
- Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадает.
И никуда я не иду, пока он идёт. (Дождь)
- Сколько бы ни ел, никогда сыт не бывает. (Огонь)
- Спит или купается, всё не раздевается. Целый день на ножках красные сапожки. (Гусь)
3. Первый агон.
Задание 1.
Зелёная дорожка: сколько мягких согласных звуков в слове «Юлия»? (3)
Жёлтая дорожка: сколько мягких согласных звуков в слове «Евгения»? (4)
Красная дорожка: сколько мягких согласных звуков в слове «Эмилия»? (3)
Задание 2
Зелёная дорожка: измените слово так, чтобы время года стало игрой (слово «лето» изменить на «лото»)
Жёлтая дорожка: что нужно сделать, чтобы имя девочки стало небесным телом? (Лена – Луна)
Красная дорожка: что нужно сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест – шесть).
Задание 3
Зелёная дорожка: назовите слово, оканчивающееся на -ль- из 4 букв, означающее «летний месяц» (июль)
Жёлтая дорожка: назовите слово, оканчивающееся на -ль- из 4 букв, означающее «необходимая приправа к пище» (соль)
Красная дорожка: назовите слово, оканчивающееся на -ль- из 4 букв, означающее «часть автомобиля» (руль).
4.Объявление победителя первого агона.
5.
Отбор участников второго
- Назовите
слово, в котором все
- Назовите
слово, в котором все
- Назовите
слово, в котором первый
6. Второй агон.
Задание 1
Зелёная дорожка: Какими звуками различаются слова «лук – люк»?
Жёлтая дорожка: Какими звуками различаются слова «мышка – мишка»?
Красная дорожка: Какими звуками различаются слова «но – нёс»?
Задание 2
Зелёная дорожка: назвать помещение для приготовления еды.
н | я |
Жёлтая дорожка: музыкальное произведение.
н | я |
Красная дорожка: след, накатанный лыжами.
н | я |
Задание 3
Зелёная дорожка: отгадать слово по описанию и сказать, какое несоответствие есть между написанием и произношением : «Сквозной проезд под землёй в горах» (туннель).
Жёлтая дорожка: отгадать слово по описанию и сказать, какое несоответствие есть между написанием и произношением : «приспособление для улавливания радиоволн» (антенна).
Красная дорожка: Найти ошибку в произношении: В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в муз[э]й. – Сказала мне сестра.
7.
Объявление победителей
8.
Отбор участников финала. Выбор
дорожки начинает первый
9. Финальный агон.
Задание 1
Зелёная дорожка: какое слово «лишнее»? Лебеда, собака, лисица, рябина. (Собака)
Жёлтая дорожка: какое слово «лишнее»? Линия, деньги, бельё, антенна. (Антенна)
Красная дорожка: какое слово «лишнее»? Бабочка, ромашка, катушка, корова. (Бабочка)
Задание 2
Зелёная дорожка: какой непарный по твёрдости – мягкости согласный твёрдый звук встречается в стихотворении дважды?
Два берёзовых коня через лес несут меня.
Кони эти рыжие, а зовут их лыжи. (Ж)
Жёлтая дорожка: какой непарный по твёрдости – мягкости звук встречается в стихотворении трижды?
Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишки. (Ш)
Красная дорожка: какой непарный по твёрдости – мягкости согласный твёрдый звук встречается в стихотворении два раза? Бегают две курицы прямо на улице. (Ц)
Задание 3
Зелёная дорожка: узнай слово по описанию: водоплавающая птица. (Чайка)
ч |
Жёлтая дорожка: узнай слово по описанию: летняя трикотажная рубашка без рукавов. (Майка)
м |
Красная дорожка: подберите слово из 4 звуков в котором первый согласный мягкий, а второй – твёрдый. (Мята, липа, зима, лето).
10. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы