Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 379.66 Кб (Скачать)

     У дятла длинный … . Бабушка связала новый … . Утром Федя пьёт … .

     Картофель, свёкла, морковь – это … . Сливы, яблоки, груши – это … . Ночью нашу улицу освещает … . Около лифта ночью дежурит … .

  1. Обобщение изученного. Подведение итогов.
 

Тема: Дифференциация Ж – Ш

     Задачи: учить различать на слух и передавать на письме согласные ж – ш, подбирать  проверочные слова, развивать фонематический слух и зрительное восприятие, активизировать словарь, развивать речь.

     Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  3. Изложение и закрепление нового материала.

     А) Отгадать загадки, назвать и охарактеризовать первый звук отгадки.

- Чёрный, а не ворон; рогатый, а не  бык, с крыльями, а не птица. (Жук)

- Стоит  дом: кто в него войдёт, тот  ум приобретёт. (Школа)

- В чём  сходство и отличие Ж и Ш.  Придумать слова, чтобы Ж и  Ш были в начале, середине, конце слова.

- Какие  из звуков схожи по артикуляции:  т, ж, б, ш.

     Б) Игра «Задуманное слово». Чтобы отгадать задуманное слово, нужно выделить первый звук следующих слов: Жук, арбуз, ножницы, носорог, Астра. (Жанна).

     В) Вставить в слова пропущенные  буквы, подбирая, где необходимо, проверочные  слова.

Умно…ение, сло…ение, ве…алка, кры…овник, ко…ка, кату…ка, …а…ки, …ур…ал, …тани…ки.

     Г) Игра «Подбери пару». К предложенным словам подобрать прилагательное, которое  бы начиналось на Ж или Ш. Шарф - , шапка - , шаг - , кружок - , жеребёнок - , уж - , Женя - . Слова для справок: живой, жадный, шумный, жёлтый, шерстяной, шустрый, широкий.

     Д) Дидактическая игра «Буквы перепутались».  Ногриоша (горошина), аужлайка (лужайка), нробееёжк (жеребёнок), хопуашка (хлопушка).

     Е) Записать под диктовку предложения. Подчеркнуть одной чертой Ш, двумя – Ж.  На столе стоит кружка.  В глаз попала мошка. На тележке я вожу

 

траву. Сторожка стоит на опушке леса. Женя и Шура были в тяжёлых серёжках. На пруду квакали лягушки. Маша собирала на лужайке ромашки. На опушке леса слышна кукушка.

  1. Обобщение изученного.
  2. Подведение итогов. Рефлексия.  
 
 
 
 

Приложение  7

Игра  «Умники и умницы»

    Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

   Цель: закрепить умение проводить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных  букв и мягкого знака; развивать  слуховое внимание, кратковременную  память, мышление; воспитывать умение играть по правилам.

    Ход занятия

   1. Орг. момент. Объяснение правил  игры: Игра «Умники и умницы»  состоит из трёх частей –  агонов. Перед агоном происходит  отбор участников в количестве  трёх человек. Агонисты становятся  на дорожку красного, жёлтого  и зелёного цвета по выбору. На зелёной дорожке можно сделать до двух ошибок из четырёх предложенных вопросов, на жёлтой – право на одну ошибку из трёх вопросов, на красной нет права на ошибку. Остальные могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа получают ордена. В финале принимают участие теоретик, набравший наибольшее количество орденов и победители предварительных агонов.

   2. Отбор участников первого агона.

Отгадать  загадки. В отгадке должен быть мягкий знак на конце слова.

- Он  всюду: в поле и в саду, а  в дом не попадает.

И никуда я не иду, пока он идёт. (Дождь)

- Сколько  бы ни ел, никогда сыт не бывает. (Огонь)

- Спит  или купается, всё не раздевается.  Целый день на ножках красные  сапожки. (Гусь)

     3. Первый агон.

       Задание 1.

Зелёная дорожка: сколько мягких согласных  звуков в слове «Юлия»? (3)

Жёлтая  дорожка: сколько мягких согласных  звуков в слове «Евгения»? (4)

Красная дорожка: сколько мягких согласных  звуков в слове «Эмилия»? (3)

     Задание 2

Зелёная дорожка: измените слово так, чтобы время года стало игрой (слово «лето» изменить на «лото»)

Жёлтая  дорожка: что нужно сделать, чтобы  имя девочки стало небесным телом? (Лена – Луна)

Красная дорожка: что нужно сделать, чтобы  длинная палка стала цифрой? (Шест – шесть).

     Задание 3

Зелёная дорожка: назовите слово, оканчивающееся на -ль- из 4 букв, означающее «летний месяц» (июль)

Жёлтая  дорожка: назовите слово, оканчивающееся на -ль- из 4 букв, означающее «необходимая приправа к пище» (соль)

Красная дорожка: назовите слово, оканчивающееся на -ль- из 4 букв, означающее «часть автомобиля» (руль).

      4.Объявление  победителя первого агона.

      5. Отбор участников второго агона.

- Назовите  слово, в котором все согласные  звуки твёрдые.

- Назовите  слово, в котором все согласные  звуки мягкие.

- Назовите  слово, в котором первый согласный  звук твёрдый, а второй мягкий.

      6. Второй агон.

                Задание 1

Зелёная дорожка: Какими звуками различаются  слова «лук – люк»?

Жёлтая  дорожка: Какими звуками различаются  слова «мышка – мишка»?

Красная дорожка: Какими звуками различаются  слова «но – нёс»?

                Задание 2

Зелёная дорожка: назвать помещение для  приготовления еды.

      н я
 

Жёлтая  дорожка: музыкальное произведение.    

      н я
 

Красная дорожка: след, накатанный лыжами.  

      н я
 

             Задание 3

Зелёная дорожка: отгадать слово по описанию и сказать, какое несоответствие есть между написанием  и произношением : «Сквозной проезд под землёй в горах» (туннель).

Жёлтая  дорожка: отгадать слово по описанию и сказать, какое несоответствие есть между написанием  и произношением : «приспособление для улавливания радиоволн» (антенна).

Красная дорожка: Найти ошибку в произношении: В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в муз[э]й. – Сказала мне сестра.

     7. Объявление победителей второго  агона.

     8. Отбор участников финала. Выбор  дорожки начинает первый финалист, последняя достаётся теоретику с наибольшим количеством орденов.

     9. Финальный агон.

     Задание 1

Зелёная дорожка: какое слово «лишнее»? Лебеда, собака, лисица, рябина. (Собака)

Жёлтая  дорожка: какое слово «лишнее»? Линия, деньги, бельё, антенна. (Антенна)

Красная дорожка: какое слово «лишнее»? Бабочка, ромашка, катушка, корова. (Бабочка)

     Задание 2

Зелёная дорожка: какой непарный по твёрдости – мягкости согласный твёрдый звук встречается в стихотворении дважды?

Два берёзовых  коня через лес несут меня.

Кони  эти рыжие, а зовут их лыжи. (Ж)

Жёлтая  дорожка:  какой непарный по твёрдости – мягкости звук встречается в стихотворении трижды?

Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишки. (Ш)

Красная дорожка: какой непарный по твёрдости – мягкости согласный твёрдый звук встречается в стихотворении два раза? Бегают две курицы прямо на улице. (Ц)

     Задание 3

Зелёная дорожка: узнай слово по описанию: водоплавающая птица. (Чайка)

ч        

 

Жёлтая  дорожка: узнай слово по описанию: летняя трикотажная рубашка без  рукавов. (Майка)

м        
 

Красная дорожка: подберите слово из 4 звуков в котором первый согласный мягкий, а второй – твёрдый. (Мята, липа, зима, лето).

     10. Подведение итогов игры. Награждение  победителей.

Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы