Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:32, дипломная работа
Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыков письма.
2. Изучить современные подходы к исследованию дисграфии.
3. Выявить особенности нарушений письма у учащихся младших классов.
4. Проанализировать методическую литературу по вопросам изучения и устранения нарушений письма.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава I Теоретические основы формирования письма у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки…………………………………………………….......................6-9
1.2 Дисграфия. Причины, симптомы, классификация……………………10-21
1.3Вторичные нарушения при нарушениях письма и вторичное нарушение
письма…………………………………………………………………….22-24
1.4 Особенности проявления дисграфии у младших школьников………..25-28
1.5 Методики исследования состояния письма у учащихся младших классов………………………………………………………………………29-36
1.6 Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста……………………………………..37-56
Глава II Экспериментальное изучение особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы
2.1 Цель, организация, методы исследования особенностей нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы ……………………57-61
2.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………………62-68
Глава III Логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников
3.1 Основные направления и содержание логопедической работа по преодолению нарушения письма у учащихся 3-го класса общеобразовательной школы…………………………..………………..69-72
3.2 Результаты экспериментальной работы……………….……………73-77
Заключение……………………………………………………………….78-80
Список литературы……………………………………………………….81-83
Приложение ………………………………………………………………84
В) Вставить в слова пропущенные буквы: …ор…фель, ки…я…ок, салфе…ка, …ома…, …е…ло, …рочи…ал, ко…ейка, …о…росил, …елевизор, …роллейбус.
Г) Физкультминутка. Если в слове есть буква т – руки в стороны, п – руки вверх, п и т – присесть. Перечень слов: стул, спал, артист, вторник, плот, потоп, перепёлка, топот, пепел, пенал, паутина, лист, капель.
Д) Из слов составить предложения. Доказать, что [п], [т] имеют пару по мягкости.
Паучок, паутина, плести. Лежать, на, пирожки, тарелка. Листья, ветер, по, лететь. Толя, телеграмма, отправлять. Петя, на, листок, писать.
Е) Записать предложения, подчеркнуть п – одной чертой, т – двумя: Наступила пора цветения липы. Ласточки – перелётные птицы. Птенец спрятался за кустик. Над полями стелется густой туман.
Ж) Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
С Т
П О (портфель)
4. Обобщение изученного. Подведение итогов.
Тема: Дифференциация Х – Ж на письме
Задачи: учить выделять опорные признаки букв Х – Ж, соотносить звук с соответствующей буквой; закрепить связь между фонемой, артикулемой, графемой; развивать фонематический слух и зрительное восприятие.
Ход занятия
А) Отгадать загадки, подумать о каких буквах будет идти речь.
- В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)
- Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.
(снежинка)
- В этом белом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища,
в сундучище – холодище. (холодильник)
- Целый день летает, всем надоедает, ночь настаёт, тогда перестаёт. (муха)
- Охарактеризовать [х], [ж]. Сказать, что общего и чем отличаются. Назвать элементы, из которых состоят буквы х и ж.
Б) Придумать слова:
В) Дидактическая игра «Шифровальщик». Разгадать зашифрованные слова, в которых по количеству элементов букве х соответствует цифра 2, букве ж – цифра 3: 2о3у, 2у3е, 2и3ина, е3и, мо2, ме2, 3ени2, 3а3ди. В парах проделать аналогично: зашифровать и расшифровать свои слова.
Г) Игра «Буква потерялась». Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
…ил у тёти …ени кот Звали кота Ры…ик Был он ло…матый, а …вост пушистый …орошо Ры…ик мышей умел ловить Чует кат добычу по запа…у Часто ловил себе Ры…ик глупы… мышат на у…ин Одна…ды он чуть не съел …омяка, но …озяйка тётя …еня отогнала его.
Д)
Физкультминутка «Заводные
Е) Зрительный диктант: петух, хрип, храм, жучок, жало, жаба, пляж, этаж, мох, пух, рожок. Подчеркнуть в словах одной чертой х, двумя ж.
4. Обобщение изученного подведение итогов.
Тема: Дифференциация Б – Д
Задачи: учить выделять основные признаки букв и звуков Б – Д, соотносить звук с соответствующей буквой; закрепить связь между фонемой, графемой, артикулемой; развивать фонематический слух и зрительное восприятие; активизировать словарь; развивать речь.
Ход занятия
А) Отгадать загадки, выделить в отгадках второй звук и охарактеризовать.
- Пушистая вата плывёт куда-то;
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
- Я шарик пушистый, белею в поле чистом,
А
дунул ветерок – остался
- Чем похожи и отличаются б – д? (общее: согласные, звонкие, парные,
общий элемент овал; отличие: в артикуляции, в написании вместо клюшки – петелька).
Б) Разучивание скороговорки и запись её по памяти.
У нас в реке живут бобры, бобры добры, добры бобры.
В) Дидактическая игра «Доскажи словечко». Добавить слог с Б или Д, чтобы
получилось слово. По…да, …ждик, …рабан, Лю…, ба…чка, …чка, …лочка, …рёза, …рево, …ма, со…ка, ра…сть.
Г) Работа с деформированным текстом. Списать, вставляя пропущенные буквы и недостающие элементы букв.
Наш оеоушка оолго жил в оеревне. Он раоотал на ферме. У оеошки там оыл оольшой пру… и ло…ка. На ло…ке он езоил ловить ры…ку. …оря каждое лето жил у оеоушки в оеревне.
Д) Физкультминутка. «Заводные человечки». Если в слове встретится б – руки вверх, д – присест, б и д – руки в стороны: дождь, добыча, дерево, победа, удача, добавка, яблоко, доброта, барабан, город, бабушка, дятел.
Е) Подобрать к словам антонимы, используя слова с буквами б и д:
маленький - , чёрный - , злой - , ночь - , взрослые - , первый - , снег - , мальчик - , трусливый - , медленный - .
4. Обобщение изученного. Подведение итогов.
Тема: Дифференциация М – Л
Задачи: учить различать буквы и звуки л-м, развивать фонематическое и зрительное восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; активизировать словарь.
Ход занятия
А) Дыхательная гимнастика «Как на горке на пригорке».
Б) На слух определить, какие согласные повторяются в словах чаще других: укол, дом, мука, стол, мороз, колючка, площадь, бумага, клубника, блюдце, мышь.
- Охарактеризовать звуки [л], [м].
В) Игра «Шифровальщик». Букве М соответствует цифра 3, Л – 2 по количеству элемнтов. Расшифровать слова: 3а2, 3ы2, 3ел, 2и2, 3а3а, 3ы2о, 3а2а, 3е2ко, 2и2я.
Г) Записать слова в три столбика: В 1 – встречается Л, во 2 – М, в 3 – Л и М: лавка, маска, ландыш, лампа, масло, кормушка, комар, школа, смола, молоко, мыло, мука.
Д) Дидактическая игра «Буквы рассыпались». Нужно из букв собрать слова: ромоз, илас, якма, рмож, орем, ымкша.
Е) Составить словосочетания, употребляя слова, в которых встречаются Л и М. Длинный ( ), пугливая ( ), колючая ( ), весёлый ( ), зелёное ( ), железный ( ), вкусная ( ).
Ж) Слуховой диктант. Подчеркнуть одной чертой Л, двумя – М. Посуду убрали со стола. Лена и Марина плавали в море. Мама любит клубнику. Лёня пойдёт со мной гулять на улицу. Жеребёнок с испугом прижимался к матери.
4. Обобщение изученного. Подведение итогов.
Дифференциация букв, смешиваемых на письме по акустико-артикуляторному сходству.
Тема: Дифференциация В – Ф
Задачи: учить различать на слух и при написании парные звонкие и глухие согласные в-ф, подбирать проверочные слова; развивать фонематический слух и зрительное восприятие, активизировать словарь, развивать речь.
Ход занятия
А) отгадать загадки, в отгадках выделить и охарактеризовать первый звук.
- По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет. (ветер).
- Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (филин).
- Этот
глаз – особый глаз, быстро
взглянет он на вас, и
- назвать сходства и отличия согласных в –ф. придумать слова, в которых в, ф в начале, середине, конце слова.
Б) Вставить в слова пропущенные буквы в или ф, устно подбирая, где нужно, проверочное слово: …рукто…ый, го…рли…ый, …е…раль, …ести…аль, ко…та, шка…, ле…, шар…, бро…ь, морко…ь.
В) Разгадать кроссворд.
1. Праздник молодёжи. (Фестиваль)
2. Осветительный
прибор на передней части
3. Напиток. (Кофе)
4. Фрукт. (Слива)
5. Средство передвижения, находящееся в доме. (Лифт)
6. Мужское имя. (Иван)
7. Помещение для овец. (Хлев)
8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. (Айва)
9. Геометрическая форма. (Овал)
2 | ф | а | р | а | |||
к | о | ф | е | 3 | |||
4 | с | л | и | в | а | ||
л | и | ф | т | 5 | |||
6 | и | в | а | н | |||
х | л | е | в | 7 | |||
8 | а | й | в | а | |||
о | в | а | л | 9 | |||
ь |
1
Г) Дополнить предложения, подходящими по смыслу словами, подчеркнуть В – одной чертой, Ф – двумя.
Информация о работе Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы