Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и психологии
Дисциплина «Педагогика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЕ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Выполнил:
.
Проверил:
Братск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность
воспитания....................
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной
семьи.........................
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций,
бесед, программ помощи
2.2. Разработка рекомендаций
по совершенствованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование
Современная динамика развития
экономическая, правовой, социальной сферы
общества свидетельствует о
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали обсуждаться с древних времен, сегодня существует множество нормативно-правовых актов, научных исследований в России и по всему миру. К изучению данной проблемы обращались философы и педагоги разных времен. Среди крупных исследователей ХVIII века следует отметить известного государственного деятеля И.И Бецкого. В конце ХIХ – начале ХХ веков Н.В. Яблоков, директор Софийской (сейчас Филатовской) детской больницы, всю жизнь посвятил вопросам социальной защиты детей-сирот. В то же время вопросами опеки занимались В.И. Сергеевич, Н.А. Костров, М.В. Шимановский, С.В. Бахрушин. Среди более поздних авторов можно выделить А.И. Довгалевскую. На современном этапе существенный вклад в степень изученности данной проблемы внесли А.М. Нечаева, А.Ш. Шахманова, В.И. О.Ф. Выхрыстюк, В.И. Жуков и др.
Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
Объектом исследования является воспитание ребенка в приемной семье.
Предметом исследования являются правовые аспекты воспитания приемных детей в семье и ее особенности.
Гипотеза исследования состоит в том, что специально разработанная программа помощи семьям, имеющим приемных детей, может быть использована в организации работы органов опеки и попечительства.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды Т.И. Дружининой, А.А. Хомяковой, Е.М. Рыбинского, Л.В. Мардахаева.
Методом исследования является анализ литературы по поставленной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные программы помощи могут быть использованы социальными педагогами в работе с приемными семьями. Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства повысит организацию работы органов опеки и попечительства.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, основной текст представлен на 30 стр., содержит список литературы, включающий 25 наименований.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1. 1. Понятие и сущность воспитания
Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.) [19].
Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
На всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального
опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни [7].
Как показывает практика, функция
воспитательного воздействия
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
Группу субъективных факторов составляют:
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания [22].
Цели воспитания — это
ожидаемые изменения в человеке
(или группе людей), осуществленные
под воздействием специально подготовленных
и планомерно проведенных воспитательных
акций и действий. Процесс формулировки
таких целей, как правило, аккумулирует
гуманистическое отношение
1. 2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье
При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе [6].
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражении чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.
Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий [11].
У ребенка первичная
Качества личности приемных родителей являются определяющими для всей дальнейшей судьбы семьи, ибо от этого зависит общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.
Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье