Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

Дисциплина «Педагогика»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЕ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

 

 

 

Выполнил:

.

 

 

Проверил:

 

 

 

 

Братск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1.1. Понятие и сущность  воспитания.................................................5

1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7

1.3. Правовые аспекты приемной  семьи............................................10

ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям  и детям в приемной семье................................................................................19

2.2. Разработка рекомендаций  по совершенствованию организации  работы органов опеки и попечительства  с приемной семьей....................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Правовое регулирование института  приемной семьи в первую очередь  направлено на создание наиболее  благоприятных условий для существования  приемной семьи как формы устройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а  также охрану их законных прав  и интересов.

Современная динамика развития экономическая, правовой, социальной сферы  общества свидетельствует о необходимости  последовательного и комплексного изменения, расширения системы общественных отношений, возникающих при образовании  приемной семьи, что обуславливает  актуальность темы курсовой работы.

Степень научной разработанности  проблемы. Вопросы защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, стали обсуждаться с  древних времен, сегодня существует множество нормативно-правовых актов, научных исследований в России и  по всему миру. К изучению данной проблемы обращались философы и педагоги разных времен. Среди крупных исследователей ХVIII века следует отметить известного государственного деятеля И.И Бецкого. В конце ХIХ – начале ХХ веков Н.В. Яблоков, директор Софийской (сейчас Филатовской) детской больницы, всю жизнь посвятил вопросам социальной защиты детей-сирот. В то же время вопросами опеки занимались В.И. Сергеевич, Н.А. Костров, М.В. Шимановский, С.В. Бахрушин. Среди более поздних авторов можно выделить А.И. Довгалевскую. На современном этапе существенный вклад в степень изученности данной проблемы внесли А.М. Нечаева, А.Ш. Шахманова, В.И. О.Ф. Выхрыстюк, В.И. Жуков и др.

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.

Задачи:

    1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
    2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
    3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Объектом исследования является воспитание ребенка в приемной семье.

Предметом исследования являются правовые аспекты воспитания приемных детей в семье и ее особенности.

Гипотеза исследования состоит в том, что специально разработанная программа помощи семьям, имеющим приемных детей, может быть использована в организации работы органов опеки и попечительства.

Теоретико-методологической основой исследования стали труды Т.И. Дружининой, А.А. Хомяковой, Е.М. Рыбинского, Л.В. Мардахаева.

Методом исследования является анализ литературы по поставленной проблеме.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработанные программы помощи могут быть использованы социальными педагогами в работе с приемными семьями. Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства повысит организацию работы органов опеки и попечительства.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, основной текст представлен на 30 стр., содержит список литературы, включающий  25 наименований.

 

 

 

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

 

1. 1. Понятие и  сущность воспитания

 

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие  на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения  и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и  т. д.) [19].

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

На всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время  воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления  обновляется по мере развития практического  опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального

опыта от старшего поколения  к младшему сложилась гораздо  раньше обозначающего ее термина, поэтому  сущность воспитания трактуется с различных  точек зрения. В любом случае в  качестве предмета воспитания рассматривается  человек, испытывающий соответствующее  воздействие.

Сущность воспитания заключается  в том, что воспитатель намеренно  стремится повлиять на воспитуемого. То есть воспитание является одним  из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни [7].

Как показывает практика, функция  воспитательного воздействия может  реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может  целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим  психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в  отношении себя (кем бы он хотел  быть в настоящем и стать в  будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения [8].

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние  природная среда, жизненный мир  и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и  молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство  и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

    1. генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
    2. социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
    3. обстоятельства биографии;
    4. культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
    5. особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

    1. психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
    2. система отношений с социумом;
    3. организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества [9].

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей  воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов  воспитания [22].

Цели воспитания — это  ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к  личности воспитуемого [8].

 

1. 2. Особенности  воспитания ребенка в приемной  семье

 

При усыновлении ребенка  приемным родителям понадобится  умение создать для него благоприятную  семейную обстановку. Это значит, что  они должны не только помочь ребенку  адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе [6].

Процесс интеграции требует  от семьи и ребенка больших  усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными  и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражении чувств, которые  все время сравнивают поведение  партнера с привычными для них  стереотипами. Точно так же - с  позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают  действия друг друга.

Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны  проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий [11].

У ребенка первичная привязанность  начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен формировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать  ее своей, и это может произойти  в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у ребенка нередко формируется через агрессию. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, ребенок, как правило, идет привычным путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка [18].

Качества личности приемных родителей являются определяющими  для всей дальнейшей судьбы семьи, ибо  от этого зависит общая атмосфера  дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность  распада семьи.

Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье