Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

В п. 4 статьи 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся  ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации (ст. 9, 16) и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 5, 11) предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке социальная пенсия в связи со смертью кормильца [5].

Государственные пособия  полагаются детям в связи со смертью  их родителей в установленных  законодательством случаях. В частности, такие пособия выплачиваются  детям погибших при исполнении служебных  обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного  органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной  службы (ст.138 СК). Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные  пособия, полагающиеся гражданам, имеющим  детей, в соответствии с Законом  о государственных пособиях гражданам, имеющим детей [4].

Причитающиеся приемному  ребенку (детям) выплаты и компенсации  перечисляются на счета, открываемые  на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье). Вопрос о перечислении приемным родителям взыскиваемых по решению суда алиментов на ребенка может быть решен судом по заявлению приемных родителей в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 [1].

Алименты, пенсии и пособия, выплачиваемые детям, находящимся  в приемной семье, поступают в  распоряжение их приемных родителей  как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными  родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским  и семейным законодательством для  опекунов и попечителей [3].

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется право  собственности на жилое помещение  или право пользования жилым  помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственником  жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать  на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.

Передача в приемную семью  несовершеннолетнего ребенка, оставшегося  без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности  на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

В таких случаях осуществляется регистрация места пребывания ребенка  в жилом помещении, занимаемом приемной семьей.

Основанием для этого  являются документы, удостоверяющие личность приемных родителей и ребенка  и подтверждающие факт передачи ребенка  в приемную семью.

Последующее снятие ребенка  с регистрационного учета возможно только с разрешения органа опеки  и попечительства [12].

Если дети, оставшиеся без  попечения родителей и находящиеся  в приемной семье, не имеют закрепленного  жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье они имеют  право получить вне очереди жилое  помещение площадью не ниже установленных  социальных норм в соответствии с  п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона о  дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества [3].

Таким образом, можно сделать  вывод, что правоотношения, связанные  с правовым режимом приемной семьи  имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права.

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

 

2. 1. Разработка  консультаций, бесед программ помощи  родителям и детям в приемной  семье

 

В современном российском обществе проблема сиротства все  больше привлекает внимание государства, ученых, социальных служб. Становится очевидно, что эффективно помочь детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, можно только в условиях семьи, восстанавливая семейные роли и восполняя потребности детей в личностно значимых индивидуальных отношениях. В России возрождается ценность приемной семьи как мощного института социализации,  адаптации и развития детей, оставшихся без родителей.

Можно выделить несколько  этапов в формировании приемной семьи: первый этап - решение вопросов, касающихся непосредственно формирующей приемной семьи. Важно найти не идеальных  людей, а тех, кто по-доброму относится  к детям. Приемным родителям важно  осознать, что у них есть время  и эмоциональное место для  приемного ребенка.

На первом этапе формирования приемных семей необходимо поговорить с собственными детьми будущих приемных родителей, выяснить их настрой на появление  в семье новых членов семьи. Важно, чтобы были решены такие проблемы в семье: как родители предполагают оставлять ребенка на время ухода  их на работу, что он будет делать один дома.

Следующий важный этап формирования приемной семьи, это этап, касающийся определения (выделения и понимания) проблем приемного ребенка и  способов их решения. Следует учесть, что многие дети в приемную семью  приходят из «трудных» семей и  поэтому несут в себе их особенности  и их проблемы. Поэтому приемные родители должны настроиться на то, что 

им, вполне вероятно, придется сначала решать застарелые проблемы своих приемных детей и только тогда переходить к реализации своих  воспитательных задач, которые они  определили для себя еще до момента  усыновления ребенка. Без этого  процесс установления благоприятного психологического климата в семье  и доверительных отношений между  новыми родителями и приемными детьми не будет плодотворным [23].

Приемным родителям следует  иметь в виду, что им придется столкнуться с двойным грузом психологических трудностей в семейных взаимоотношениях. В этой связи появляется проблема, актуальная главным образом  для приемных семей, - проблема специального обучения приемных родителей.

В таком обучении можно  выделить два взаимосвязанных этапа: до усыновления и после принятия ими решения об усыновлении и  осуществлении этого решения. Каждый из этих этапов принципиально отличается в содержании обучения приемных родителей.

Обучение приемных родителей  до принятия ими на воспитание ребенка  предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию чужих  детей. Обычно соответствующая программа  ориентируется на взаимодействие приемных родителей и официальных учреждений, проблемы, обусловленные возникновением у ребенка ощущения оторванности от родной семьи и связанных с  этим эмоциональных переживаний, а  также общение с родными родителями ребенка (если такая возможность  имеется). Это обучение помогает приемным родителям решить для себя, сумеют ли они справиться с тем нелегким бременем, которое добровольно на себя возлагают.

Обучение приемных родителей  после принятия ими на воспитание чужого ребенка ориентируется главным  образом на вопросы развития детей, методы поддержания семейной дисциплины и управления поведением, навыки взаимодействия и проблемы отклоняющегося поведения. Столь различная ориентация этих двух видов обучения приемных родителей объясняется тем, что повседневная жизнь с чужим ребенком накладывает большой отпечаток на всю семейную жизнь. Приемным родителям необходимо хорошо понять необходимость обучения и использовать в первую очередь ту информацию, на которую они могут непосредственно опираться в своей повседневной практике. Среди проблем, на которые должно быть обращено особое внимание, можно отметить следующие:

  1. обучение родителей взаимодействию с детьми, имеющими эмоциональные, физические или умственные отклонения;
  2. освоение родителями навыков взаимоотношений с детьми, испытывающими трудности в учении;
  3. усвоение информации и овладение специальными умениями о взаимодействии с подростками (особенно ранее судимыми);
  4. приобретение необходимых навыков для установления контакта с детьми раннего возраста;
  5. освоение опыта взаимодействия и оказания необходимой психологической поддержки безнадзорным детям, испытавшим на себе жестокое обращение взрослых.

При обучении приемных родителей (как, впрочем, и родителей родных) следует ориентировать их на то, что такая подготовка не может  быть поверхностной и краткосрочной  и немедленно давать практические результаты. Родительской профессии им придется обучаться всю жизнь, потому что  ребенок растет, изменяется, а поэтому  должны изменяться и формы взаимодействия с ним, и виды педагогических воздействий. Кроме того, приемный родитель, принимая на воспитание чужого ребенка, должен понимать, что ему будет просто необходимо делиться своим опытом с  другими заинтересованными лицами, включая работников социальных служб. Приемные родители, планируя свою деятельность в соответствии с потребностями  ребенка, должны уметь работать вместе с консультантами, врачами, педагогами и другими специалистами, чтобы  научиться разрешать те проблемы, с которыми им придется столкнуться в воспитании приемных детей, и устранять те трудности, которые закономерно возникают в любой семье [23].

Для помощи кандидатам, которые  хотели бы создать приемную семью, разработана  программа обучения и поддержки  приемных родителей. Программа рассчитана на минимальный уровень знакомства с психологическими и педагогическими  идеями, теориями и ценностями и  позволяет помочь будущим приемным родителям самостоятельно решать возникающие  проблемы с детьми.

Система обучения является достаточно гибкой к запросам и уровню профессиональной и личностной подготовки кандидатов, а также опирается  на конкретный практический опыт, который  должен получить кандидат при подготовке к важному шагу в своей жизни.

Занятия носят дискуссионный  характер, ориентированы на практическое применение полученных знаний, актуализируют  собственный жизненный опыт обучающихся.

Цели программы обучения и поддержки приемных родителей:

  1. дать педагогические и психологические знания в области психологии сиротства, типичных проблем детей, оставшихся без родительского внимания, знания об этапах адаптации ребенка в семье;
  2. сформировать навыки саморефлексии и умения анализировать причины возникших проблем, развить умения искать глубинные причины поведения ребенка;
  3. дать навыки профессионального самоконтроля, восстановления и создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, сформировать умение организовывать и рационально использовать собственные усилия в воспитании;
  4. сформировать ценностные отношения к полученным знаниям о приемной семье, труде приемного родителя и личности ребенка, попавшего в приемную семью.

Предлагаемый круг тем  для осуждения является обязательным минимумом для кандидатов, желающих создать приемную семью.

  1. Дети: что в них происходит (особенности возрастного развития).
  2. Профессиональный родитель (в чем его отличие от обычного родителя, почему недостаточно «просто любить детей»). Основные правила взаимодействия. Основные мифы родителей, которые хотят стать приемной семьей, и что с мифами делать.
  3. Дети-сироты: обычные и необычные дети (типичные проблемы, с которыми может столкнуться приемный родитель). Особенности развития интеллектуальной,  эмоциональной, волевой сферы детей – сирот, особенности мотивации к деятельности и самооценки. Проблемы доверия, смысла жизни и планов на будущее.
  4. Мир, в котором живет ребенок, или как не говоря лишних слов создать комфортную и безопасную обстановку доверия: еда, место для сна, семейные традиции, быт, окружающая обстановка.
  5. Что такое ресурсы личности у детей-сирот: на что можно опереться в воспитании ребенка в приемной семье.
  6. Стадии адаптации ребенка в приемной семье. Возраст и трудности в адаптации в семье.  Опыт прежней жизни в семье.
  7. Семья и роли. Кем может стать в семье ребенок и почему не надо требовать, чтобы он сразу называл Вас  «мамой» или «папой». Полная и неполная семья.
  8. Прошлый опыт ребенка. Можно ли изменить личную историю? Методика создания «книги жизни».
  9. Физическое развитие ребенка. Патологии в развитии детей и как их заметить.
  10. В помощь приемному родителю: арт-терапия, плей-терапия, терапия искусством.
  11. Опросы социально - бытового обеспечения ребенка (собственность, паспорт, установление гражданства, прописка, пенсия, льготы и т.д.).
  12. Школа и обучение. Сотрудничество с педагогами и завучем.
  13. Будущая профессия.

Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье