Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие вопросы защиты материнства и детства 4
2. Направления деятельности государства по защите материнства, детства и семьи 7
3. Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Институт материнства и детства появился в России сравнительно недавно.
Впервые правовая защита государством материнства, детства и семьи как конституционный принцип была закреплена в 1977 году.
Современное Российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, но стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты. Поскольку, прежде всего, именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.
В
современной социально-
Система
защиты семьи, материнства, отцовства
и детства призвана не только гарантировать
надлежащий уровень материального
обеспечения, но и способствовать созданию
реальных предпосылок для становления
семей с детьми субъектами экономической
деятельности в условиях формирующегося
рынка труда.
1. Общие вопросы защиты
Современному
социальному государству
Важно ориентироваться на категорию «репродуктивная активность» как деятельность человека, направленную на расширенное воспроизводство населения посредством рождения здоровых детей, их правильного воспитания и формирования высокоценного человеческого потенциала. Теоретический анализ качественных параметров репродуктивной активности (и ее «оборотной стороны» - репродуктивной пассивности) позволяет предположить, что они обусловлены влиянием совокупности объективных и субъективных факторов.
Основными условиями формирования и развития репродуктивной активности населения в целом является активность всех субъектов данного процесса: во-первых, государства, общества и хозяйственных структур - при формировании соответствующего «социального заказа», определении целей и путей воздействия на выработку репродуктивных ориентации (установок) определенных групп населения, адекватной оценке результатов репродукционного процесса; во-вторых, активность самого населения при непосредственном осуществлении репродуктивной деятельности, связанной с возникновением, формированием и развитием будущего человеческого потенциала.
Закрепление в ст. 38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. Закрепление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество1.
Различные
семьи для выявления
С другой стороны, именно молодая семья ввиду отсутствия у нее прочной экономической базы, достаточного опыта построения семейных отношений и целого ряда других обстоятельств более всего неустойчива, подвержена влиянию всей совокупности негативных факторов, воздействующих на семью как «изнутри», так и извне.
Реализация политики государственной социальной поддержки материнства, отцовства и детства в Российской Федерации является составным элементом социальной защиты населения, одним из механизмов осуществления государственной семейной политики. Целью политики государственной социальной поддержки семей с детьми является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизнедеятельности, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.
Вместе с тем, объектами социальной поддержки должны являться не все и не любые типы семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах, в особенности на детях. Социальная поддержка должна быть направлена на конкретные семьи, испытывающие те или иные кризисы, другими словами социальная поддержка должны быть адресной.
Следовательно, социальная поддержка - это всегда работа с различными типами семей, испытывающими определенные трудности и проблемы. Отсюда вытекает важнейшая задача создания типологии семей с детьми адекватной целям социальной поддержки, то есть четкого определения критериев социальной поддержки со стороны государства. Исследования также должны быть направлены на определение того, в какой степени существующая инфраструктура социальных служб удовлетворяет потребностям различных типов семей с детьми в социальной поддержке.
Главное
- это меры, направленные на подъем экономической
самостоятельности семьи, на расширение
ее собственных, внутренних возможностей
в производстве, распределении и использовании
семейного дохода. Таким образом, программы
по укреплению семьи должны быть направлены
на обеспечение прогрессивного роста
ресурсов семьи, повышение уровня ее экономической
самостоятельности, организованности,
автономии и ответственности. Только в
сочетании с программами подъема экономического
благосостояния семьи могут развиваться
и сыграть свою роль и другие меры экономической
поддержки семей, в том числе разные виды
пособий и льгот. Как подчеркивалось выше,
социальная поддержка семей - это содействие
в реализации всех возможных, а не только
экономических потребностей семьи. Поэтому
наряду с экономическими программами
социальная поддержка семей должна включать
в себя и другие программы (программы семейного
консультирования, программы планирования
семьи и др.).
2. Направления деятельности государства
по защите материнства, детства и семьи
В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:
1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;
2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;
3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.
Первоосновой системы защиты материнства и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Закон «О семье», Закон «Об образовании».
В России действует Президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»2.
В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе Российской Федерации.
Согласно ст.38 Конституции России материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В значительной мере положения ст.38 Конституции развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины, с учетом ст. 19 Конституции Российской Федерации..
В целом Российское законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства лежит учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей.
Закрепление в ст.38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций3.
Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации следует отметить активную и позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Защита прав и интересов детей – это безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего, поэтому необходимо, активно и последовательно совершенствовать механизмы защиты института материнства и детства. Однако проблем затрагивающих эту сферу немало.
Сегодня жизненно важные вопросы для России - повышение рождаемости и снижение смертности населения. Так, начиная с 1991 г. и по 2011 г. численность населения сократилась в результате естественной убыли на более чем 6369,8тыс. человек. Пока показатель естественного прироста остается в минусе (362007 чел.) и пока не будет достигнут положительный результат, все эти факты будут являться негативными.
Демографическую проблему необходимо начинать с охраны материнства и детства, так как численность детей России все еще сокращается, несмотря на проводимую государством демографическую политику
В существующей в настоящее время неблагоприятной демографической ситуации охрана репродуктивного здоровья в России приобретает особую социальную значимость
Важнейшим направлением деятельности органов и учреждений здравоохранения является охрана здоровья женщин и детей, в том числе оказание им доступной и квалифицированной акушерской и перинатальной (детская смертность) помощи, снижение материнских и перинатальных потерь, профилактика инвалидности с детства, так как именно эти показатели в дальнейшем могут существенно повлиять на демографическую обстановку.
Закрепление на конституционном уровне положения о государственной охране, поддержке и защите семьи, означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество.
В связи с этим необходимо более тщательно проработать механизмы помощи в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий семей), которые должны помочь в решении жилищной проблемы широкому кругу семей.
Большинство семей в условиях дороговизны жилья и трудностей получения ипотеки на приемлемых для них условиях самостоятельно не могут решить свои жилищные проблемы.
Информация о работе Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи