Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие вопросы защиты материнства и детства 4
2. Направления деятельности государства по защите материнства, детства и семьи 7
3. Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Правовые проблемы зашиты материнства.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Институт материнства и детства появился в России сравнительно недавно.

     Впервые правовая защита государством материнства, детства и семьи как конституционный принцип была закреплена в 1977 году.

     Современное Российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, но стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты. Поскольку, прежде всего, именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.

     В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.

     Система защиты семьи, материнства, отцовства  и детства призвана не только гарантировать  надлежащий уровень материального  обеспечения, но и способствовать созданию реальных предпосылок для становления семей с детьми субъектами экономической деятельности в условиях формирующегося рынка труда. 

 

1. Общие вопросы защиты материнства  и детства 

     Современному  социальному государству свойственно  не только закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличие эффективной социальной политики и социальной рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату; развитое социальное страхование; поддержку семьи, материнства и детства, заботу о престарелых, молодежи и многое другое.

     Важно ориентироваться на категорию «репродуктивная активность» как деятельность человека, направленную на расширенное воспроизводство населения посредством рождения здоровых детей, их правильного воспитания и формирования высокоценного человеческого потенциала. Теоретический анализ качественных параметров репродуктивной активности (и ее «оборотной стороны» - репродуктивной пассивности) позволяет предположить, что они обусловлены влиянием совокупности объективных и субъективных факторов.

     Основными условиями формирования и развития репродуктивной активности населения в целом является активность всех субъектов данного процесса: во-первых, государства, общества и хозяйственных структур - при формировании соответствующего «социального заказа», определении целей и путей воздействия на выработку репродуктивных ориентации (установок) определенных групп населения, адекватной оценке результатов репродукционного процесса; во-вторых, активность самого населения при непосредственном осуществлении репродуктивной деятельности, связанной с возникновением, формированием и развитием будущего человеческого потенциала.

     Закрепление в ст. 38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. Закрепление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество1.

     Различные семьи для выявления особенностей их социальной и правовой защиты принято объединять в определенные типы, хотя, бесспорно, что все типы семьи, включая и молодую семью, существуют в рамках семьи в целом, а потому государственная семейная политика предполагает наличие общих экономических, организационных и правовых мер, необходимых для охраны, поддержки и защиты всех типов семьи. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, так как именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России, что в настоящее время является одним из приоритетных национальных проектов и основным направлением государственной семейной политики.

     С другой стороны, именно молодая семья  ввиду отсутствия у нее прочной экономической базы, достаточного опыта построения семейных отношений и целого ряда других обстоятельств более всего неустойчива, подвержена влиянию всей совокупности негативных факторов, воздействующих на семью как «изнутри», так и извне.

     Реализация политики государственной социальной поддержки материнства, отцовства и детства в Российской Федерации является составным элементом социальной защиты населения, одним из механизмов осуществления государственной семейной политики. Целью политики государственной социальной поддержки семей с детьми является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизнедеятельности, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.

     Вместе с тем, объектами социальной поддержки должны являться не все и не любые типы семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах, в особенности на детях. Социальная поддержка должна быть направлена на конкретные семьи, испытывающие те или иные кризисы, другими словами социальная поддержка должны быть адресной.

     Следовательно, социальная поддержка - это всегда работа с различными типами семей, испытывающими определенные трудности и проблемы. Отсюда вытекает важнейшая задача создания типологии семей с детьми адекватной целям социальной поддержки, то есть четкого определения критериев социальной поддержки со стороны государства. Исследования также должны быть направлены на определение того, в какой степени существующая инфраструктура социальных служб удовлетворяет потребностям различных типов семей с детьми в социальной поддержке.

     Главное - это меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, на расширение ее собственных, внутренних возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. Таким образом, программы по укреплению семьи должны быть направлены на обеспечение прогрессивного роста ресурсов семьи, повышение уровня ее экономической самостоятельности, организованности, автономии и ответственности. Только в сочетании с программами подъема экономического благосостояния семьи могут развиваться и сыграть свою роль и другие меры экономической поддержки семей, в том числе разные виды пособий и льгот. Как подчеркивалось выше, социальная поддержка семей - это содействие в реализации всех возможных, а не только экономических потребностей семьи. Поэтому наряду с экономическими программами социальная поддержка семей должна включать в себя и другие программы (программы семейного консультирования, программы планирования семьи и др.). 

 

2. Направления деятельности государства по защите материнства, детства и семьи 

     В общем и целом, деятельность государства  по защите материнства и детства  можно разделить на три пласта:

     1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

     2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

     3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

     Первоосновой системы защиты материнства и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

     В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Закон «О семье», Закон «Об образовании».

     В России действует Президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»2.

     В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

     Согласно ст.38 Конституции России материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     В значительной мере положения ст.38 Конституции развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины, с учетом ст. 19 Конституции Российской Федерации..

     В целом Российское законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства лежит учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей.

     Закрепление в ст.38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций3.

     Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации следует отметить активную и позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

     Защита прав и интересов детей – это безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего, поэтому необходимо, активно и последовательно совершенствовать механизмы защиты института материнства и детства. Однако проблем затрагивающих эту сферу немало.

     Сегодня жизненно важные вопросы для России - повышение рождаемости и снижение смертности населения. Так, начиная с 1991 г. и по 2011 г. численность населения сократилась в результате естественной убыли на более чем 6369,8тыс. человек. Пока показатель естественного прироста остается в минусе (362007 чел.) и пока не будет достигнут положительный результат, все эти факты будут являться негативными.

     Демографическую проблему необходимо начинать с охраны материнства и детства, так как численность детей России все еще сокращается, несмотря на проводимую государством демографическую политику 

     В существующей в настоящее время неблагоприятной демографической ситуации охрана репродуктивного здоровья в России приобретает особую социальную значимость

     Важнейшим направлением деятельности органов и учреждений здравоохранения является охрана здоровья женщин и детей, в том числе оказание им доступной и квалифицированной акушерской и перинатальной (детская смертность) помощи, снижение материнских и перинатальных потерь, профилактика инвалидности с детства, так как именно эти показатели в дальнейшем могут существенно повлиять на демографическую обстановку.

     Закрепление на конституционном уровне положения о государственной охране, поддержке и защите семьи, означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество.

     В связи с этим необходимо более тщательно проработать механизмы помощи в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий семей), которые должны помочь в решении жилищной проблемы широкому кругу семей.

     Большинство семей в условиях дороговизны жилья и трудностей получения ипотеки на приемлемых для них условиях самостоятельно не могут решить свои жилищные проблемы.

Информация о работе Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи