Воспитание разнополых детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Семейная атмосфера - отношения, ценности и родственные связи внутри малой семьи - создает исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из этого опыта ребенок усваивает представление о себе, других и о целом мире. Это создает его ценности и обеспечивает проверку его действий. В общем, все дети испытывают на себе влияние семейной атмосферы, которая устанавливается родителями. Сходство родных братьев и сестер указывает на их общий жизненный опыт, приобретенный дома, на те ценности, которые они восприняли и на образцы поведения, на которых они были воспитаны. Именно через этот социальный комплекс ребенок и учится адаптироваться.

Содержание

Введение 3
1. Формирование полоролевой идентичности ребенка 4
2. Психологические особенности мальчиков и девочек 7
3. Игрушки, игры и одежда в семье с разнополыми детьми 11
4. Трудовое воспитание мальчиков и девочек 12
5. Родительские подходы в воспитании мальчиков и девочек 13
Заключение 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Педагогика Н.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

     Семейная  атмосфера - отношения, ценности и родственные  связи внутри малой семьи - создает  исходную, решающую среду, в которой  формируется личность ребенка. Из этого опыта ребенок усваивает представление о себе, других и о целом мире. Это создает его ценности и обеспечивает проверку его действий. В общем, все дети испытывают на себе влияние семейной атмосферы, которая устанавливается родителями. Сходство родных братьев и сестер указывает на их общий жизненный опыт, приобретенный дома, на те ценности, которые они восприняли и на образцы поведения, на которых они были воспитаны. Именно через этот социальный комплекс ребенок и учится адаптироваться.

     Важный  вопрос, который часто волнует родителей, - одинаково или по-разному воспитывать мальчиков и девочек? Ни для кого не секрет, что все дети очень разные, они совершенно не похожи один на другого. А различия в психике мальчиков и девочек зачастую проявляются уже на первом году жизни. Особенно это заметно родителям, которые одновременно воспитывают мальчика и девочку.

     На  протяжении последних 25 лет, как в  Европе, так и в США значительно  возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. Отечественные  психологи и педагоги также весьма заинтересованы вопросами воспитания детей разного пола. Однако именно в семье, где одновременно воспитываются разнополые дети, этот вопрос встает со всей остротой. Настоящая работа посвящена рассмотрению наиболее существенных вопросов воспитания братьев и сестер в семье, формированию полоролевой идентичности ребенка, а также воспитательному воздействию самой ситуации совместного воспитания разнополых детей.

 

1. Формирование полоролевой идентичности ребенка

     Тема  полоролевого воспитания очень сложна. Она включает в себя не только вопросы, связанные с полом и сексуальностью, но и многие эмоциональные, поведенческие и психологические аспекты.

     Содержание, цели и задачи полоролевого воспитания в разных семьях могут сильно различаться. Прежде всего потому, что содержание воспитания зависит от личности родителей, их взглядов, менталитета страны, в которой они живут, религиозных убеждений. Однако, вне зависимости от взглядов конкретной семьи,  основная задача полоролевого воспитания - привить детям положительное, эмоционально окрашенное отношение к своему полу [10]. Чтобы маленькая девочка радовалась тому, что ей предстоит стать женщиной, а мальчик гордился предстоящей ему ответственной роли мужчины. Неудовлетворенность своим полом ведет к ущербности и как следствие – всевозможным отклонениям. Однако, тут важно не дискредитировать один из полов, так как это может привести к другим серьезным перегибам (например, к феминизму).

     Полоролевое воспитание детей начинается рано, вне зависимости от желания и действий родителей. И эта тема гораздо шире, чем вопрос о половой принадлежности и соответствующем своему полу поведении.  Оно включает в себя целый ряд вопросов о взаимоотношении мужчин и женщин, эмоциональный, физический и духовный аспекты [2].

     Уже во второй половине первого года жизни дети активно впитывают в себя то, что происходит вокруг них. Они замечают особенности поведения, одежды, взаимоотношений родителей, впитывают в себя атмосферу дома.  К 2-2,5 годам дети начинают понимать половые различия между мальчиками и девочками. Малыши усваивают особенности поведения мужчин и женщин, на примере отца и матери. Они могут по одежде, поведению, голосу определить пол человека. У них постепенно формируется представление о своем поле. Затем приходит осознание того, что мама – тоже девочка а папа – тоже мальчик [6]. После 3х-3,5 лет, когда ребенок входит в возраст «почемучек», начинаются и первые вопросы. Эти вопросы пока носят лишь познавательный характер, не стоит детскую любознательность, которая простирается у ребенка во всех направлениях принимать за  половой интерес.

     Прежде  всего надо отметить, что полоролевое  воспитание у маленьких детей  основывается на половой идентификации (отождествлении себя) с родителем  своего пола. По этому тут очень  важны и личный пример отца и матери и отношения, которые складываются у ребенка в семье.

     Так как малыши впитывают в себя все, как губка,  что видят, слышат и чувствуют, тут важно все:  одежда, и внешний вид, манера двигаться и говорить. Большое значение имеет опрятность родителей, их домашняя одежда, так как преимущественно до 3-х – 4-х лет у детей формируется образ  отца и матери. Какие представления сформируются в детском мозге о манере одеваться, какие представления о мужчинах и женщинах будут складываться, если мать ходит дома в засаленном халате, с бигуди на голове,  а  папа всегда небритый, лохматый и в штанах с дырками и оттянутыми коленками? 

     Маленькая девочка уже годам к трем начинает копировать поведение матери (мальчик  соответственно копирует отца), а годам к четырем стремится и одеваться, выглядеть и вести себя как она, так как видит в матери свой идеал. Мать, которая  хорошо выглядит, поощряет дочь пробовать разные виды деятельности и поступает так сама, вырастит сильную и уверенную в себе женщину. Однако, мать, чрезмерно озабоченная своей женственностью и сексуальной привлекательностью имеет шанс вырастить дочь, считающую основным своим козырем красоту и привлекательность, а не дела, поступки и достижения.

     То  же самое происходит с мальчиками. Именно эмоциональный контакт с отцом, его одобрение, понимание и любовь, а не подаренные машинки-пистолеты способствуют становлению мужественности, желанию вырасти «как папа» [6].   

     Если  родители постоянно ругаются, отец пьет и грубит, то никакие лекции не убедят ребенка, что семья должна базироваться на любви и взаимоуважении. Неважно, сколько лекций услышит девочка о семье, любви и браке. Если она усвоила негативное отношение к мужчинам в семье, ее отрицательное отношение и установки будет исправить очень сложно.

     Важно помнить, что для детей обоих полов важен эмоциональный контакт с обоими родителями. Если, например, отец пренебрегает дочерьми и отказывает им в совместных играх, даже не важно в каких именно, или отказывается брать их, например, на рыбалку, мотивируя тем, что это не девичье дело, это формирует в них чувство неполноценности и зависть к сильному полу.

     Всегда  здорово, когда в семье растет не один ребенок, а два, три. И если воспитание в семье поставлено правильно, то брат (сестра) это и друг, и партнер по играм. В такой семье дети учатся бережно относится к тем, кто младше, они проходят школу взаимного уважения, доверия, учится понимать и уважать чувства другого.

     В воспитании разнополых детей есть различия, надо подчеркивать их половую принадлежность в одежде, играх, поведении, однако, во всем нужна мера. Важно не демонстрировать детям предпочтение ребенка определенного пола, если даже оно и существует. Это может привести к дискриминации одного из полов. Основные требования к детям и методы поощрения и наказания должны быть едиными. При выборе игр, игрушек и занятий важно видеть в ребенке прежде не только мальчика или девочку, а личность, со своими особенностями и склонностями. Если ребенок часто встречает отказ,  в участии в играх, «не свойственных» его полу, это может привести к зависти противоположному полу, чувству ущербности и неполноценности.

     Когда в семье двое и больше детей (особенно с маленькой разницей в возрасте), то родители рано или поздно придут к мысли, что купать их вместе (примерно месяцев с 10 младшему) значительно удобнее и проще, нежели раздельно. Если малыши одного пола – вопросов не возникает, но как быть, если дети разнополые?

     С самого начала надо определиться –  до которого возраста старшего ребенка  целесообразно разнополых деток  купать вместе, и когда их следует разделить. На основании проведенных исследований, можно сказать, что  нет никаких оснований прекращать купать детей совместно до 6-7 лет. Кроме явного родительского удобства, процедура совместного мытья имеет для детей так же свои плюсы. Кроме того, что ребятам вдвоем плескаться гораздо интереснее и веселее, они с самого раннего возраста видят явные отличия между мальчиком и девочкой. Это позволяет удовлетворить их интерес, а так же избежать ряда вопросов, сложностей и комплексов. Например, дети, имеющие братьев-сестер, с меньшей вероятностью будут подглядывать  в детском саду в туалете за детьми противоположного пола. Видя регулярно обнаженным своего брата (сестру) и спокойное отношение родителей вопросам их половых различий, у ребенка будет складываться восприятие всего тела в целом, в котором нет «нехороших» частей. И это позволит избежать некоторых проблем в дальнейшем.

2. Психологические  особенности мальчиков  и девочек

     Различия в психике мальчиков и девочек часто проявляются уже на первом году жизни как в поведении, так и в игре. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.

     По  данным отечественных учёных нейропсихологов В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание [4].

     Их  игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой  свои «богатства»: кукол, тряпочки - и  играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

     Кроме того, показано, что мальчикам, в  отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель [5].

     Девочки часто более покладисты, спокойны, легче адаптируются в коллективе, послушнее следуют заданным родителями или воспитателями сценариям. Это способствует и тому, что в младших классах девочки, как правило, бывают лучшими ученицами - они придают большее значение аккуратности и тщательности выполнения задачи, чем оригинальности решения. Однако среди мальчиков больше случаев исключительной одаренности (как, впрочем, и обратных: разброс по "шкале условных способностей" у мальчиков больше - от самых низких до самых высоких показателей). Мышление девочек в среднем более однотипно, мальчики же больше склонны "сойти с рельсов", увидеть проблему под неожиданным углом и предложить нестандартное решение. С возрастом у мальчиков намного чаще проявляется математическая одаренность [6].

     У девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, у мальчиков - зрительно-пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. Девочки также охотнее проявляют внимание к людям и социальным ситуациям, но менее склонны вдумчиво исследовать устройство предметов и проявлять настойчивость в решении стоящей перед ними задачи. В играх девочки предпочитают предметы, сосредоточенные на небольшом пространстве, располагают их более аккуратно, стремятся извлечь максимум практической пользы. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено - поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами... Если девочка скорее соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами, то мальчик охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители [10].

     Часть различий в психике девочек и  мальчиков - отображение эволюционных тенденций. У человека как биологического вида есть две задачи: первый - сохранение и передача по наследству полезных признаков, опыта, способствующего выживанию и совершенствованию; второй - развитие: приобретение и освоение нового, приспособление к меняющимся условиям, расширение среды обитания. На первую задачу больше ориентирован женский пол: он сохраняет в генетической памяти все ценные приобретения эволюции, передает их потомкам. Для поиска новых путей лучше подготовлены мужчины: они больше склонны к освоению незнакомого пространства, нетрадиционным решениям, рискованным поступкам. При этом следует помнить, что в среднем мужчины и мальчики более ранимы (вопреки распространенному стереотипу о "толстокожести и бесчувственности" мужчин), а женщины и девочки - выносливее и обладают большей способностью к приспособлению [6].

     Иногда  может показаться, что ребенок  ведет себя несоответственно своему полу. Это несоответствие может выражаться в выборе друзей, игр и игрушек, манере поведения. Причем у мальчиков рамки жестче, чем у девочек.  «Мальчишеское» поведение девочек часто совпадает с требованиями общества и представлениями родителей о «нормальности» поведения. Особо пристальное внимание вызывают «женоподобные» мальчики. Но в любом случае родители задают себе вопрос: «все ли в норме с ребенком, каковы возможные последствия?».

     Тут необходимо сразу сказать, что до наступления полового созревания  выбор поведения ребенка представляет собой, прежде всего, реализацию особенностей его  личности, характера, темперамента. Это значит, что мальчик может выбрать тихие игры и общество девочек, так как ему не нравятся шумные компании, драки и беготня.  Может быть,  девочки  меньше смеются над ним за неуклюжесть или полноту, мягкость характера или недостаточную физическую силу. Для него эта «неправильная» среда является более близкой по духу и совсем не свидетельствует о его аномалии.  И наоборот, активные, подвижные девочки, предпочитающие куклам активные спортивные игры, лазанье по деревьям, машинки и конструкторы, выбирают себе в друзья мальчиков, и это тоже совершенно нормально.  Конечно, желательно ребенка мягко направлять в его играх и занятиях, однако нет ничего страшного в том, что мальчик желает укладывать кукол спать или варить суп, а девочка катает машинки и пинает мячи (это чаще встречается в семьях, где есть разнополые дети и много разных  игрушек). Ребенку можно осторожно сказать, продемонстрировать на примере жизни родителей – что эти занятия не совсем соответствуют его полу, переключить внимание малыша на другие игры, но ни в коем случае ни ругать, ни отбирать любимые игрушки. Если родители начинают показывать свою явную негативную реакцию, у ребенка может сложится впечатление, что он – «неправильный», не такой как все. Это может вызвать, протест, или замкнутость, уход в себя, проблемы и комплексы («мне нравятся куклы - я неправильный мальчик»). Наоборот, спокойная реакция родителей даст ребенку в правильности своего развития («я нормальная девочка, просто люблю машинки»).  Когда ребенок подрастет, он сам будет выбирать игры, более подходящие для его пола. Подобные проявления чаще всего сглаживаются и потом совсем исчезают к подростковому возрасту.

Информация о работе Воспитание разнополых детей в семье