Семья и Воспитание детей в разных религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 15:32, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать процесс влияния религии на воспитание детей.
Возможные ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале - о первопричинах возникновения моей семьи, о мотивах к ее созданию…

Работа содержит 1 файл

Семья и Религия.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

Міністерство  освіти, науки, спорту та молоді. Одеський національний університет ім. Мечникова

 

 

Реферат

На тему: Семья и Воспитание детей в разных религия

Малой Ольги  Юрьевны

Студентки четвертого курса

 

 

 

 

 

Г. Одесса 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы воспитания человека, формирования его личности относятся  к актуальным проблемам современности  и представляют громадный интерес  для широкого круга научных дисциплин: антропологии, философии, социологии, психологии, педагогики и др.

На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить  влияние такого серьезного фактора  как религия.

Объект исследования - религия.

Предмет исследования - процесс  влияния религии на воспитание.

Цель исследования - рассмотреть  и проанализировать процесс влияния  религии на воспитание детей.

Возможные ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что  было в начале - о первопричинах  возникновения моей семьи, о мотивах  к ее созданию…

Религия - способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания  и поддержания масштаба, смысла и  т.д. (Ре-лиго - обратная связь, связь с источником, причиной.)

Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель  мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы - его дети и представляем собой семью. В  таких религиях мир рассматривается  через призму семейно-родственных  отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве  мировых религий. 
 
В основе религии - тайное, неизъяснимое, священное, запредельное - то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия - архаическая форма системного подхода.) 
 
Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения - у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности. 

 

ИСТОРИЯ 
При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция - сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность - в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в пост-индустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

Матри-ориентацию сейчас можно  увидеть лишь в рудиментарном  состоянии - например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии  в иудаизме.

Патриархат в различной  степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде - это  абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности  родителей за детей, но есть - детей  перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он - дитя, малый, невзрослый.

По мере гуманизации общества появляется (в культуре, но не в законодательстве) тенденция заботиться о детях. В  Европе это происходит в 18-19 веках, в  России в 19-20 веках. Они (дети) все еще  неполноценны, но взрослые за них отвечают, обеспечивают и т.д. Это уже детоцентристская культура и соответствующие ей семейные ценности. Теперь многие браки сохраняются  «ради детей». Детоцентризм защищает и лишает свободы детей в той  же мере, в какой патриархат защищает и лишает свободы женщин. 

 

ИСЛАМ 
Женщина занимает предельно подчиненное, служебное положение. «Ваши жены - нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в коране. Состоять в браке - священная обязанность мужчины. Безбрачие - тяжкий грех.

Муж обязан: 
    * прилично содержать жен, 
    * защищать их от всех опасностей, 
    * обеспечивать их собственностью (в частности, подарки - собственность жен, их нельзя отнять), 
    * обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным, 
    * оставить имущество по завещанию. 
 
Жена обязана: 
    * рожать детей и их воспитывать, 
    * не покидать женскую половину дома (правило парды), 
    * выполнять домашние работы (и больше никаких других). 
 
В современных исламских государствах женщина может работать, но на женской половине дома (медсестра, домработница, нянька) и имеет право получить соответствующее образование. Но при этом образование, профессиональная деятельность, социальная включенность сильно понижает ее статус на «рынке невест». Необразованная и неработающая - выше, как потенциальная жена. Большое число детей повышает статус замужней женщины. Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени. 

 

ИНДУИЗМ

Согласно индуистской  традиции самым эффективным способом прервать цепь воплощений является путь аскета. Но это - для продвинутых. И, хотя вступающие в сексуальный контакт и, тем более, семейные люди обрекают себя на повторное рождение, но, если учитель видит, что ученик не готов к аскезе, он советует ему жениться и служить Богу в браке.

Но не все потеряно! Если супруги сознательно вступают в  сексуальные отношения, и, наслаждаясь, хотят «доставить радость Богу - и в партнере и в себе», то они  становятся частью Божественной игры и получают шанс выйти из цепи реинкарнаций. Поэтому семья - не только и не столько  место для получения удовольствия самого по себе, сколько способ культивирования  этико-религиозных обязанностей ради спасения (Чаттерджи). При помощи утоньшения, возвышения физической любви, практикования  искусства сексуального общения  и деторождения супруги приближаются к Богу. Идеал женщины - гармоничное  сочетание скромности и чувственности. 

БУДДИЗМ

В буддизме нет текстов  о семье. Буддизм исторически  начался с того, что принц Гаутама, еще не Будда, в то время, когда  его жена претерпевала в соседней комнате родовые муки, вдруг прозрел  и, увидев весь круг страданий - ее и  их ребенка, решил не иметь к этому  отношения. Он переоделся и, никем не замеченный, покинул дворец. Поступок сомнительный с нашей точки зрения, но об этом в конце лекции. 
 
Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.

 

ХРИСТИАНСТВО

I. Божье определение для  семьи 
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божью сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» Быт. 1:27-28  
С момента создания человека и появления первой семьи важнейшим назначением брака было продолжение человеческого рода. Именно Бог дает повеление рождать детей и наполнять землю. Современный эгоистичный и греховный мир ищет в браке лишь источник наслаждения, пренебрегая даром деторождения. Сегодня многие молодые семьи не желают иметь детей, убегают от ответственности и готовы вместо детей заводить в доме животных, отдавать им свою заботу и внимание, уходя от тех неизбежных трудностей, которые возникают при рождении и воспитании детей. Однако следует помнить, что пренебрегать даром Божьим – это расточительство, а неисполнение Слова Божья – это грех. Молодые христианские семьи должны желать и просить у Господа детей с самого начала брачной жизни, и этому их необходимо наставлять: «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» Тит. 2:4.  
Сама возможность рождения детей и рожденные дети должны рассматриваться как дары Божьи, бесценные Его подарки и награда для человека: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» Пс. 126:3-5. Ведь появление на свет нового человека – одно из величайших чудес во вселенной, творцами которого становятся трое: муж, жена и Господь, Который и вдыхает в нового человека дыхание жизни. 
Дети доверены Богом своим родителям как драгоценное достояние с определенной целью: задача брачного союза – не просто рождение детей, но и воспитание их как наследия Господня, посвящение и приведение их к Богу. Наши дети – это потомство Христово и Его удел, поэтому родители должны стремиться к тому, чтобы все члены семьи могли всю жизнь служить Господу: «…а я и дом мой будем служить Господу» Нав. 24:15.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Религия - это всегда уважение к традиции, поэтому в отношении  религии к семье заметен отзвук предыдущей религии и культуры. Чем  древнее традиция, тем более древние  вещи будут для нее предыдущими. В иудаизме видны следы матрикультуры, в исламе - патриархат, в христианстве появляется детоцентризм. А что сейчас? И что у нас? 
 
В стране происходит небывалое смешение культур и осколков традиций, небывалое возрождение христианства. Тысячи людей прошли и проходят курсы йоги и тантры всевозможных направлений, группы, в которых изучаются китайские, индийские, тибетские, африканские, южно-американские, древне-русские духовные, телесные и сексуальные практики. Таких людей так много, что это уже - часть культуры. По моим ощущениям, российский вариант постмодернизма - смесь православия с индуизмом и острой приправы из всего вышеперечисленного.

 

СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 

О воспитании в христианстве

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка  пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей  к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил  земли проклятием» Мал. 4:5-6.  
Не нужно быть сегодня особенно проницательным, чтобы убедиться, что сейчас – не лучшие времена в области воспитания детей. Общественный климат не располагает к «теплым семейным отношениям», наоборот, для современного общества характерно повсеместное невнимание к детям со стороны родителей. Согласно одному исследованию, время непосредственного общения пятилетнего ребенка с отцом ограничивается в среднем 25 минутами в неделю, зато перед телевизором тот же ребенок проводит 25 часов. Уже привычными стали слова: «безотцовщина», «брошенный ребенок», «социальные сироты». Социологи вынуждены признать, что человечество стоит на пороге нового общества, отвергающего детей и боящегося своей молодежи. Где же выход? Библия ясно утверждает, что одна из ключевых целей Евангелия – восстановление в семье правильных отношений между родителями и детьми, соответствующих Божьей воле. Суть христианского воспитания – сердце отцов (родителей) должно быть обращено к сердцу ребенка, чтобы привести сердце ребенка к сердцу Спасителя.

III. Воспитание детей 
Бог дарует жизнь каждому человеку не случайно, но имея при этом определенные цели и предназначение. Задача родителей – помочь ребенку открыть и реализовать все те дарования, которые Господь предназначил для него. Воспитанием занимаются государство, школа, церковь и семья. Но решающее значение в этом процессе принадлежит семье, и именно с родителей Господь спросит о том, как они воспитали своих детей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» Еф. 6:4.

1. Необходимость в воспитании 
     Воспитание необходимо:  
– для наставления о преодолении пагубного влияния греховного мира; 
– для передачи духовных истин, опыта и знаний; 
– для приведения к Христу и утверждения в вере; 
– для подготовки будущих членов Церкви, достойной смены служителей Божьих. 
Наставлять необходимо еще «при начале пути» Пр. 22:6, когда душа ребенка податлива и не осквернена грехом. Начинается воспитание с рождения и продолжается до полной самостоятельности человека.

2. Основание и принципы  воспитания 
Основанием, на котором строится христианское воспитание, является Слово Божье: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» Пс. 118:9. Не надежда на свои силы, опыт, а только полное упование на Господа, Его любовь и благодать являются источником и гарантом правильного воспитания. Назовем некоторые его принципы:  
1) Любовь к детям 
Истинная любовь Божья проявляется в том, что Он принял нас и усыновил нас такими, какие мы есть. Родительская любовь тоже должна быть безусловной! Мы любим своих детей не за их заслуги, а потому что они наши дети. 
Дети нуждаются в любви сегодня, сейчас. Нужно забыть о «завтра» – время пройдет очень быстро, и мы уже не сможем спеть им колыбельную или подбросить их на руках, лучшее время для любви будет упущено. 
Многие родители не хотят подарить своим детям время, а вместо этого откупаются деньгами и подарками. Но выразить любовь, не затратив на это время, невозможно. Мы должны выражать ее не случайно, по настроению или наспех, а регулярно и естественно. Ведь любить – это значит отдавать свое время и внимание. 
Любовь проявляется в действии и слагается из множества небольших, но важных составляющих, например, библейский рассказ перед сном, нежные и ласковые объятия, поездка на природу, семейные игры и т.д.

Информация о работе Семья и Воспитание детей в разных религия