Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

По окончании курса  каждый кандидат проходит заключительные испытания, которые состоят в  собеседовании по темам, включенным в программу обучения. Основанием для положительной оценки является:

  1. Предъявление психолого-педагогических знаний.
  2. Наличие мотивации к профессиональному росту и демонстрация навыков саморефлексии, самоанализа и психолого-педагогического анализа собственной воспитательной деятельности.
  3. Ценностные ориентации кандидатов, проявившиеся в процессе разрешения  проблемных ситуаций.

 

2. 2. Разработка  рекомендаций по совершенствованию  организации работы органов опеки  и попечительства с приемной  семьей

 

Дети лишаются родителей  в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым  сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой. Во время проживания с родными  родителями в неблагополучной семье  или в приюте разного рода потребности  ребенка подвержены депривации. Это  приводит к тому, что дети приобретают  ряд психологических проблем. Они  могут лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.

Ребенок попадает в новые  условия приемной семьи с багажом  негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении  со взрослыми не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.

Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема. Для того чтобы сделать этот процесс менее  болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей, как уже говорилось выше, будущие приемные родители проходят подготовку, в том числе обязательный курс психологической подготовки и индивидуальное собеседование с психологами, в школе для приемных родителей. Хотя в настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, но субъект РФ может регламентировать требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, дополнительной подготовки. Индивидуальные консультации и групповые занятия помогают гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, повысить уровень информированности, сформулировать более осознанную и ответственную мотивацию своего решения, получить психологическую и правовую поддержку. [20]

Своевременная и грамотная  подготовка граждан, желающих принять  ребенка в свою семью, позволит снизить  риски возникновения проблем, связанных  с воспитанием детей в новой  семье, в том числе снизить  процент случаев отмены решений  о передаче ребенка на воспитание в семью и возвращения детей  из принимающей семьи, что является пагубным для психического состояния  ребенка.

Помимо подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, существует отдельная проблема – это подготовка самих детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, к помещению в принимающую  семью. К сожалению, такая подготовка не регламентируется законодательством. Необходимо активизировать работу в  этом направлении, формы и методы подготовки самих детей должны быть разработаны и стать неотъемлемой частью системы помощи детям, оставшимися  без попечения родителей.

Необходимо предоставить возможным совмещения формы приемной семьи и патроната. То есть, когда будущие приемные родители приняли решение взять ребенка на воспитание, после получения разрешения органа опеки и попечительства и знакомства с ребенком, необходимо установить определенный срок, в течение которого ребенок будет привыкать к новой семье. В это время приемные родители берут ребенка в семью на несколько дней, например, на выходные, праздничные или дни каникул. Этот период будет у каждого ребенка разный и зависит от возраста, характера, опыта прошлой жизни.

После выхода из интерната  или детского дома ребенку очень  трудно приспособиться к жизни в  семье. Ему сложно осознать, что за стенами интерната он может быть кому-то не безразличен. Он не знает, как  себя вести в новой семье. В  зависимости от того, в каких условиях жил раньше ребенок, у каждого  будет разное поведение. Кто-то будет  пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремится все  посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание  порезвиться. А кто-то в новой  обстановке испугается, будет прижиматься  к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться  до них. Получив из рук взрослого  какую-то одну вещь, прижмет ее к  себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.[25]

При совмещении формы приемной семьи и патроната для ребенка  помещение в новую семью не будет таким сильным стрессом. За пару дней пребывания вместе как  для ребенка, так и для приемной семьи привыкание и “узнавание”  друг друга будет проходить легче. Такая форма поможет ребенку  понять функции членов семьи, получить навыки общения со взрослыми, получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у будущей семьи, но и во время его нахождения в том учреждении, где он проживает, т.к. между ними вероятно возникнет переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не таким одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Для родителей это хороший способ присмотреться к ребенку, понять, верно ли принятое решение. В результате, когда настанет время забрать ребенка уже в знакомую ему семью на постоянное проживание, он будет уверен, что новые родители его любят и ждут.

Если адаптация в новой  семье прошла удачно, то ребенок  ничем не будет отличаться от ребенка, воспитывающегося у биологических  родителей. Положительный опыт проживания в семье поможет сгладить психологические  последствия от предыдущего негативного  опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В результате проведенного исследования были решены следующие  задачи:

1) изучена педагогическая и правовая литература по теме исследования;

2) проведен анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также  выявлены особенности воспитания ребенка в приемной семье;

3) разработаны консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработаны рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного  воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного  кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена  правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение  о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г.

В настоящее время действуют  Правила создания приемной семьи  и осуществления контроля за условиями  жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423. указанный документ содержит нормативные  положения по контролю за созданием  и работой с приемными семьями, включая рекомендации по ведению  отчетности приемными родителями.

Приемная семья – форма  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между  органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами  или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка  заключается между органами опеки  и попечительства и приемными  родителями. Он должен предусматривать  все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности, как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения  действия данного договора.

Рассмотрев существующие нормативные документы о приемной семье, можно сделать вывод, что  федеральное положение решает общие  вопросы создания приемной семьи. Вопросы  материального и жилищного обеспечения  перекладываются на плечи органов  местного самоуправления, что заранее  определяет зависимость благополучия приемной семьи от экономической  ситуации в регионе, где она проживает.

При усыновлении ребенка  приемным родителям понадобится  умение создать для него благоприятную  семейную обстановку. Это значит, что  они должны не только помочь ребенку  адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать  контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной  частью их представлений о самих  себе.

Наблюдения за ребенком и  констатация его особенностей без  учета предшествующих условий жизни, без динамики, качества достижений и недостатков в его развитии могут привести к серьезной ошибке. Такое заключение может навсегда лишить ребенка возможности войти  в новую семью.

           Заключение психолога должно  помочь людям выбрать для осиротевшего  ребенка такое окружение, которое  бы оптимально помогло его  развитию.

Психологическое обследование проходят также и претенденты, которые  пожелали взять на воспитание ребенка. Однако многие люди удивляются и даже считают себя оскорбленными из-за того, что они должны подвергнуться психологическому обследованию. Если супруги или одинокий человек действительно хотят иметь в своей семье ребенка и являются разумными людьми, то они легко понимают значение и необходимость психологического обследования. Если претенденты отказываются от своего замысла взять на воспитание ребенка только из-за нежелания проходить психологическое обследование, то вполне очевидно, что их потребность иметь ребенка не является достаточно сильной, а возможно, и искренней. В подобном случае будет значительно лучше, если эти люди откажутся от своего намерения.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что специально разработанная программа помощи семьям, имеющим приемных детей, может  быть использована в организации  работы органов опеки и попечительства, - подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативно-правовые документы

1. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 27 мая  1998 г. N 10 «О применении судами  законодательства при разрешении  споров, связанных с воспитанием  детей», «Российская газета» от 10 июня 1998 г.

2. Приказ Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. NN 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., N 77

3. Семейный кодекс РФ N 223-ФЗ от 29.12.1995

4. Статья 154 Семейного кодекса  РФ и пункте 20 "Положения о  приемной семье", утвержденного  Постановлением Правительства РФ  № 829

5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации» , «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

 

Научная и учебная литература

6. Антонов А.И. Социология  семьи: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 275 с.

7. Арутюнян Г.В. Приемная  семья как форма устройства  детей, оставшихся без родительского  попечения // Актуальные вопросы  административного и финансового  права. Сборник научных трудов. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010. –  264 с.

8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Издательство Питер, 2008. - 304 с.

9. Государев Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие, -М; 2009.-242с.

10. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.- Ростов:  «Феникс», 2009.- 288 с.

11. Дружинина Т.И. Некоторые  проблемы приемной семьи как  формы семейного воспитания детей,  оставшихся без попечения родителей  // Защита прав ребенка в современной  России (материалы научно-практической  конференции). М., 2009. -159 с.

12. Лазаренко А.М. Приемная  семья и патронат как семейные  формы устройства детей, оставшихся  без попечения родителей // Право  и образование. - М., 2007, № 7. – 189 с.

13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2007. —269 с.

14. Михеева Л.Ю. Институт  опеки и попечительства в современных  условиях // Государство и право. - М.: Наука, 2008, № 5. – 238 с.

15. Мудрик А. В. Воспитание. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 2006. -472 с.

16. Нечаева А. М. Семейное  право. Курс лекций. М., 2008. - 328.

17. Рыбинский Е. М. Все  дети наши / Е. М. Рыбинский,  Г. С. Красницкая. -М.: Издательство «Дом» Российского детского фонда, 2008. - 320 с.

18. Смагина Л.И. Сиротство  как социальная проблема: Пособие  для педагогов. -М., Университет, 2008. -244 с.

19. Столяренко Л.Д.  Основы  психологии. Издание 3-е, переработанное  и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. -672 с.

20. Хомякова А.А. Стадии  адаптации в приёмной семье  ребёнка оставшегося без родителей,  и их связь с возрастными  периодами развития.- Тезисы второй  всероссийской научной конференции:  Психологические проблемы современной  российской семьи. - 3 ч. - М., 2007.- 560с.

21. Цветков В.А.  Приемная  семья как форма устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей, по законодательству  Российской Федерации. - Омск, 2009. -216 с.

Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье