Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31
По окончании курса каждый кандидат проходит заключительные испытания, которые состоят в собеседовании по темам, включенным в программу обучения. Основанием для положительной оценки является:
2. 2. Разработка
рекомендаций по
Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой. Во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье или в приюте разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Это приводит к тому, что дети приобретают ряд психологических проблем. Они могут лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.
Ребенок попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со взрослыми не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.
Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема. Для того чтобы сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей, как уже говорилось выше, будущие приемные родители проходят подготовку, в том числе обязательный курс психологической подготовки и индивидуальное собеседование с психологами, в школе для приемных родителей. Хотя в настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, но субъект РФ может регламентировать требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, дополнительной подготовки. Индивидуальные консультации и групповые занятия помогают гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, повысить уровень информированности, сформулировать более осознанную и ответственную мотивацию своего решения, получить психологическую и правовую поддержку. [20]
Своевременная и грамотная подготовка граждан, желающих принять ребенка в свою семью, позволит снизить риски возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе снизить процент случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью и возвращения детей из принимающей семьи, что является пагубным для психического состояния ребенка.
Помимо подготовки граждан,
желающих принять ребенка на воспитание
в семью, существует отдельная проблема
– это подготовка самих детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, к помещению в принимающую
семью. К сожалению, такая подготовка
не регламентируется законодательством.
Необходимо активизировать работу в
этом направлении, формы и методы
подготовки самих детей должны быть
разработаны и стать
Необходимо предоставить возможным совмещения формы приемной семьи и патроната. То есть, когда будущие приемные родители приняли решение взять ребенка на воспитание, после получения разрешения органа опеки и попечительства и знакомства с ребенком, необходимо установить определенный срок, в течение которого ребенок будет привыкать к новой семье. В это время приемные родители берут ребенка в семью на несколько дней, например, на выходные, праздничные или дни каникул. Этот период будет у каждого ребенка разный и зависит от возраста, характера, опыта прошлой жизни.
После выхода из интерната
или детского дома ребенку очень
трудно приспособиться к жизни в
семье. Ему сложно осознать, что за
стенами интерната он может быть
кому-то не безразличен. Он не знает, как
себя вести в новой семье. В
зависимости от того, в каких условиях
жил раньше ребенок, у каждого
будет разное поведение. Кто-то будет
пребывать в приподнятом, возбужденном
состоянии и стремится все
посмотреть, потрогать, а если кто-то
есть рядом, попросить показать, рассказать
о том, что вокруг. Под влиянием
новых впечатлений может
При совмещении формы приемной семьи и патроната для ребенка помещение в новую семью не будет таким сильным стрессом. За пару дней пребывания вместе как для ребенка, так и для приемной семьи привыкание и “узнавание” друг друга будет проходить легче. Такая форма поможет ребенку понять функции членов семьи, получить навыки общения со взрослыми, получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у будущей семьи, но и во время его нахождения в том учреждении, где он проживает, т.к. между ними вероятно возникнет переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не таким одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Для родителей это хороший способ присмотреться к ребенку, понять, верно ли принятое решение. В результате, когда настанет время забрать ребенка уже в знакомую ему семью на постоянное проживание, он будет уверен, что новые родители его любят и ждут.
Если адаптация в новой семье прошла удачно, то ребенок ничем не будет отличаться от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Положительный опыт проживания в семье поможет сгладить психологические последствия от предыдущего негативного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1) изучена педагогическая и правовая литература по теме исследования;
2) проведен анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также выявлены особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3) разработаны консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработаны рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.
Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г.
В настоящее время действуют Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423. указанный документ содержит нормативные положения по контролю за созданием и работой с приемными семьями, включая рекомендации по ведению отчетности приемными родителями.
Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).
Договор о передаче ребенка
заключается между органами опеки
и попечительства и приемными
родителями. Он должен предусматривать
все возможные условия
Рассмотрев существующие
нормативные документы о
При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи. Вместе с тем новые родители должны способствовать тому, чтобы ребенок мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.
Наблюдения за ребенком и констатация его особенностей без учета предшествующих условий жизни, без динамики, качества достижений и недостатков в его развитии могут привести к серьезной ошибке. Такое заключение может навсегда лишить ребенка возможности войти в новую семью.
Заключение психолога должно
помочь людям выбрать для
Психологическое обследование проходят также и претенденты, которые пожелали взять на воспитание ребенка. Однако многие люди удивляются и даже считают себя оскорбленными из-за того, что они должны подвергнуться психологическому обследованию. Если супруги или одинокий человек действительно хотят иметь в своей семье ребенка и являются разумными людьми, то они легко понимают значение и необходимость психологического обследования. Если претенденты отказываются от своего замысла взять на воспитание ребенка только из-за нежелания проходить психологическое обследование, то вполне очевидно, что их потребность иметь ребенка не является достаточно сильной, а возможно, и искренней. В подобном случае будет значительно лучше, если эти люди откажутся от своего намерения.
Таким образом, цели и задачи,
поставленные в ходе исследования,
достигнуты. Гипотеза о том, что специально
разработанная программа помощи
семьям, имеющим приемных детей, может
быть использована в организации
работы органов опеки и
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
1. Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 27 мая
1998 г. N 10 «О применении судами
законодательства при
2. Приказ Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. NN 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., N 77
3. Семейный кодекс РФ N 223-ФЗ от 29.12.1995
4. Статья 154 Семейного кодекса
РФ и пункте 20 "Положения о
приемной семье", утвержденного
Постановлением Правительства
5. Федеральный закон от
17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской
Научная и учебная литература
6. Антонов А.И. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 275 с.
7. Арутюнян Г.В. Приемная
семья как форма устройства
детей, оставшихся без
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Издательство Питер, 2008. - 304 с.
9. Государев Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие, -М; 2009.-242с.
10. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.- Ростов: «Феникс», 2009.- 288 с.
11. Дружинина Т.И. Некоторые
проблемы приемной семьи как
формы семейного воспитания
12. Лазаренко А.М. Приемная
семья и патронат как семейные
формы устройства детей,
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2007. —269 с.
14. Михеева Л.Ю. Институт
опеки и попечительства в
15. Мудрик А. В. Воспитание. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 2006. -472 с.
16. Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 2008. - 328.
17. Рыбинский Е. М. Все дети наши / Е. М. Рыбинский, Г. С. Красницкая. -М.: Издательство «Дом» Российского детского фонда, 2008. - 320 с.
18. Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов. -М., Университет, 2008. -244 с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. -672 с.
20. Хомякова А.А. Стадии
адаптации в приёмной семье
ребёнка оставшегося без
21. Цветков В.А. Приемная
семья как форма устройства
детей, оставшихся без
Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье