Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

На это необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм [15].

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к  каким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации  методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности  применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера  и методов формирования сознания. У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях. Приемным родителям стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, это может помочь понять его поведение сейчас [10].

Родители склонны думать, что плохое поведение ребенка  нацелено против них, и совершенно напрасно. Они принимают это как личное оскорбление, сердятся в ответ и  становятся участниками эмоциональной  борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять  плохое поведение просто потому, что  в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда  он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать  свою цепочку «действие-реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет эту  же цепочку сейчас. Он запускает  известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка  спокойно, наблюдая и оценивая их причины. Проанализировать, чем вызвано плохое поведение ребенка - возможно, причины  те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить  реакцию [17].

Необходимо помнить о  том, что трудный характер ребёнка  сформировался из-за пребывания в  детском доме. Поэтому не нужно  сердиться и обижаться на него. Чтобы воспитать такого ребёнка, необходимо не осуждать его, а понимать.

 

1. 3. Правовые аспекты  приемной семьи

 

В России издавна было принято  брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких  семей, в которых содержалось  более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. В последующем устройство детей сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) – как в дореволюционной России, так и после 1917 г., в РСФСР. В послевоенный период в РСФМР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье, и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться, первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств [10].

До принятия Семейного  кодекса, в Российской Федерации  применялись различные формы  устройства детей оставшихся без  попечения родителей. К настоящему времени есть следующие формы  устройства детей: усыновление, опека  и попечительство, воспитание в интернатных учреждениях. Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка.

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного  воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного  кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена  правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение  о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного  воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности [16].

Главным отличием приемной семьи от других форм воспитания детей, оставшихся без родительского или  иного попечения, является особый юридический  состав, лежащий в основе возникновения  правоотношений между приемными  родителями и приемными детьми, с  одной стороны, и органами опеки  и попечительства – с другой. Приемная семья образуется на основании  договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в семью. По порядку  заключения и содержанию названный  договор отличается от других гражданско-правовых договоров.

Во-первых, его отличает специальный  состав. Заключить данный договор  могут только лица, указанные в  Семейном Кодексе и Положении  о приемной семье: органы опеки и  попечительства, с одной стороны, и будущие приемные родители –  с другой.

Во-вторых, хотя стороны вступают в договорные отношения по взаимному  волеизъявлению, они не могут определять свои будущие права и обязанности  произвольно.

В-третьих, объектом указанных  правоотношений является воспитание и  содержание приемных детей. Обязанности  у приемных родителей возникают  по отношению к ребенку, который  сам выступает субъектом правоотношений и наделен соответствующими правами. Без согласия ребенка, достигшего 10 лет, заключить данный договор невозможно.

В-четвертых, отношения, складывающиеся на основании договора, ограничиваются заранее оговоренным сроком. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договор [22].

Заключению договора предшествует процедура подбора приемных родителей  и ребенка. Приемными родителями могут совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    1. лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    2. лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
    3. лиц отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
    4. бывших усыновителей, если усыновление, отменено судом по их вине;
    5. лиц имеющих заболевание, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Подбор приемных родителей  осуществляется органами опеки и  попечительства при соблюдении требований предусмотренных Семейным Кодексом РФ для назначения опекунов и попечителей, т.е. учитываются личные качества будущих  приемных родителей, их способность  к выполнению обязанностей по воспитанию детей, отношение членов их семьи  к принятию ребенка на воспитание, отношения между ребенком и будущими приемными родителями [7].

Граждане (супруги или  отдельные граждане), желающие взять  на воспитание ребенка (детей), оставшегося  без попечения родителей, именуются  приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной. Общее  число детей в такой семье, включая родных и приемных, как  правило, не должно превышать 8 человек. Приемные родители по отношению к  приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Орган опеки и попечительства оказывает необходимую помощь приемным родителям и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) [16].

На содержание каждого  приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачивает и труд приемных родителей как воспитателей. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений [13].

Обязанности органа опеки  и попечительства по материальному  обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье [3].

Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными  родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Так, в соответствии с  Положением о приемной семье органы опеки и попечительства по месту  нахождения имущества, в том числе  жилого помещения ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью, а приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Вместе с тем указанное  Положение не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей - не определена периодичность проверок, их содержание и т.п. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в гражданском, а также в семейном законодательстве [4].

Передача на воспитание в  приемную семью ребенка с ослабленным  здоровьем, больного ребенка, ребенка  с отклонениями в развитии, а также  ребенка-инвалида возможна только по желанию  лиц, имеющих для этого необходимые  условия, главным образом финансового  и материально-бытового характера. В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

На каждого ребенка, передаваемого  в приемную семью, орган опеки  и попечительства или администрация  воспитательного другого аналогичного учреждения передает приемным родителям  следующие документы:

    1. свидетельство о рождении;
    2. выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
    3. справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
    4. документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
    5. справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
    6. опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям  не позднее двухнедельного срока  после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения о приемной семье) [14].

Приказом Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» утверждены Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ и Форма медицинского заключения, выдаваемого государственными учреждениями системы здравоохранения, по результатам проведенного независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью. Порядок направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, определяется руководителями органов управления здравоохранением и органов управления образованием субъектов РФ [2].

Приемным родителям представляется медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии  здоровья ребенка.

При необходимости они  имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих  соответствующую лицензию [21].

Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье