Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воспитания и правовых аспектов воспитания приемных детей в семье.
Задачи:
1. изучение педагогической и правовой литературы по теме исследования;
2. провести анализ правового регулирования порядка образования приемной семьи, а также особенности воспитания ребенка в приемной семье;
3. разработать консультации и программы помощи родителям и детям в приемной семье, а также выработать рекомендации по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Понятие и сущность воспитания.................................................5
1.2. Особенности воспитания ребенка в приемной семье................7
1.3. Правовые аспекты приемной семьи............................................10
ГЛАВАII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Разработка консультаций, бесед, программ помощи родителям и детям в приемной семье................................................................................19
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемной семьей....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................31
На это необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм [15].
Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера и методов формирования сознания. У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях. Приемным родителям стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, это может помочь понять его поведение сейчас [10].
Родители склонны думать, что плохое поведение ребенка нацелено против них, и совершенно напрасно. Они принимают это как личное оскорбление, сердятся в ответ и становятся участниками эмоциональной борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять плохое поведение просто потому, что в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать свою цепочку «действие-реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет эту же цепочку сейчас. Он запускает известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка спокойно, наблюдая и оценивая их причины. Проанализировать, чем вызвано плохое поведение ребенка - возможно, причины те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить реакцию [17].
Необходимо помнить о том, что трудный характер ребёнка сформировался из-за пребывания в детском доме. Поэтому не нужно сердиться и обижаться на него. Чтобы воспитать такого ребёнка, необходимо не осуждать его, а понимать.
1. 3. Правовые аспекты приемной семьи
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. В последующем устройство детей сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) – как в дореволюционной России, так и после 1917 г., в РСФСР. В послевоенный период в РСФМР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье, и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться, первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств [10].
До принятия Семейного кодекса, в Российской Федерации применялись различные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей. К настоящему времени есть следующие формы устройства детей: усыновление, опека и попечительство, воспитание в интернатных учреждениях. Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка.
Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году.
Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности [16].
Главным отличием приемной семьи от других форм воспитания детей, оставшихся без родительского или иного попечения, является особый юридический состав, лежащий в основе возникновения правоотношений между приемными родителями и приемными детьми, с одной стороны, и органами опеки и попечительства – с другой. Приемная семья образуется на основании договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в семью. По порядку заключения и содержанию названный договор отличается от других гражданско-правовых договоров.
Во-первых, его отличает специальный состав. Заключить данный договор могут только лица, указанные в Семейном Кодексе и Положении о приемной семье: органы опеки и попечительства, с одной стороны, и будущие приемные родители – с другой.
Во-вторых, хотя стороны вступают в договорные отношения по взаимному волеизъявлению, они не могут определять свои будущие права и обязанности произвольно.
В-третьих, объектом указанных
правоотношений является воспитание и
содержание приемных детей. Обязанности
у приемных родителей возникают
по отношению к ребенку, который
сам выступает субъектом
В-четвертых, отношения, складывающиеся на основании договора, ограничиваются заранее оговоренным сроком. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договор [22].
Заключению договора предшествует процедура подбора приемных родителей и ребенка. Приемными родителями могут совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований предусмотренных Семейным Кодексом РФ для назначения опекунов и попечителей, т.е. учитываются личные качества будущих приемных родителей, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, отношение членов их семьи к принятию ребенка на воспитание, отношения между ребенком и будущими приемными родителями [7].
Граждане (супруги или
отдельные граждане), желающие взять
на воспитание ребенка (детей), оставшегося
без попечения родителей, именуются
приемными родителями, ребенок (дети),
передаваемый на воспитание в приемную
семью, именуется приемным ребенком,
а такая семья — приемной. Общее
число детей в такой семье,
включая родных и приемных, как
правило, не должно превышать 8 человек.
Приемные родители по отношению к
приемному ребенку (детям) обладают
правами и обязанностями
На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачивает и труд приемных родителей как воспитателей. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений [13].
Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье [3].
Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).
Так, в соответствии с Положением о приемной семье органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества, в том числе жилого помещения ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью, а приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).
Вместе с тем указанное Положение не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей - не определена периодичность проверок, их содержание и т.п. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в гражданском, а также в семейном законодательстве [4].
Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих для этого необходимые условия, главным образом финансового и материально-бытового характера. В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).
На каждого ребенка, передаваемого
в приемную семью, орган опеки
и попечительства или администрация
воспитательного другого
Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения о приемной семье) [14].
Приказом Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» утверждены Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ и Форма медицинского заключения, выдаваемого государственными учреждениями системы здравоохранения, по результатам проведенного независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью. Порядок направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, определяется руководителями органов управления здравоохранением и органов управления образованием субъектов РФ [2].
Приемным родителям
При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию [21].
Информация о работе Правовые аспекты воспитание приемных детей в семье