Правовые аспекты социальной работы с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и проанализировать правовые аспекты социальной работы с семьей.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ
АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………
Становление законодательных основ социальной работы в России.
Современные законодательные основы социальной работы…

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ…………………
Социальное обеспеченье семьи…………………………………….
Социальная защита семьи………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовик по тср 2003.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Шакиров Дамир  Айратович

Студент дневного отделения,

Группа 9201

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория социальной работы»

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

 

                                    

 

                                         Научный руководитель:

                                                               ассистент кафедры 

экономической теории и

                                          социальной работы 

                             А.В. Бойко

_____________________

                                                                     

                                         

 

                                                  КАЗАНЬ 2012

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ

 АСПЕКТОВ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………

    1. Становление законодательных основ социальной работы в России.
    2. Современные законодательные основы социальной работы…

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 

ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ…………………

    1. Социальное обеспеченье семьи…………………………………….
    2. Социальная защита семьи………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Актуальность темы. Практика убеждает, что социальные, экономические и правовые проблемы находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Актуализация проблем социальной работы с семьей со всей остротой поставила проблему ее правовой базы, отработки инструментария и новых технологий по ее реализации, подготовки соответствующего кадрового потенциала. В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение социальной работы с семьей существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет семье надежду на получение поддержки и помощи в разрешении проблем. Семья может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов. Ее возможности усложнены социально-правовым кризисом.           Недостаточность материнского капитала, отсутствие правовых льгот, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что отражает процесс их социализации.

  Степень изученности темы. Информационно – аналитический обзор научных работ позволяет определить степень изученности темы. Изучением правовых аспектов социальной работы с семьей занимались юристы: Герасимова И.В.1 Дагин Ю.Л.2 Лучина А.Н.3 Тарханов Р.С.4; научные деятели: Тащин С.О.5 Ушина Л.В.6; социологи: Филатов С.Б.7 Халтурина Д.А.8 а так же многие другие.

   Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом того, что основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации.

   Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.

   Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения. Семейная государственная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного порядка, адресованных непосредственно семье. И от эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Объектом работы является семья.

Предметом работы – правовые аспекты социальной работы с семьей.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, обозначим цель настоящей работы.

Цель  работы – изучить и проанализировать правовые аспекты социальной работы с семьей. 

Задачи исследования:

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы изучения правовых аспектов

социальной  работы

 

    1. Становление законодательных основ социальной работы

 

Практический опыт, накопленный  человечеством в организации  экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию  международным сообществом того, что основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Понятно, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Ибо диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им потребны послушные сателлиты на мировой арене. Подавление прав человека в отдельных странах – очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть. Корбут Л.В. в своей работе отметил, «что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей»9. Именно это и является причиной, создания государством прав и свобод человека, дабы содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни.

Самые значимые, с точки  зрения мирового сообщества, права и свободы закреплены в так называемой Хартии прав человека, куда входят четыре документа: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Значение международных  актов заключается в том, что  в них формируется социальный стандарт пенсионного обеспечения, который должен предоставляться  абсолютно каждому человеку как члену общества.

Право каждого члена  общества на пенсионное обеспечение  нашло отражение в таких международных актах, как Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г10. Конвенция МОТ №128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1968 г11. Право граждан государств-участников Содружества Независимых Государств на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством страны их проживания, закреплено в Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г12.

Таким образом, мировое  сообщество очень внимательно относится  к проблемам пенсионного обеспечения, провозглашая заботу о престарелых, нетрудоспособных и детях одной из общечеловеческих ценностей.

Всеобщая декларации прав человека (1948 г.) закрепляет право  каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление  необходимых для поддержания  его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях13. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой14.

Таким образом, Декларация закрепляет:

1) право каждого как члена общества на социальное обеспечение;

2) право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей (в пище, жилище, медицинском уходе, социальном обслуживании), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи;

3) перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, утрата кормильца, старость и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам); 

4) в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

В соответствии с содержанием  Всеобщей декларации прав человека ООН  принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)15. В Пакте признается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании; особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети, подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации16.

Вслед за Всеобщей декларацией  Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни  для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни17; на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья18

Таким образом, права  человека, закрепленные в названных  выше актах, свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Основные права и свободы, закрепленные в хартии прав человека, во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

Проблемы бедности и  снижения уровня жизни населения не прошли и мимо Советского государства.

С 1912 года Россия влилась в строй цивилизованных стран со складывающейся, достаточно широкой системой обязательного социального страхования и обеспечения. После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством был принят ряд декретов по социальному обеспечению и страхованию. 31 октября 1917 СНК РСФСР принял «Положение о социальном обеспечении трудящихся». 17 апреля 1919 года оно было дополнено некоторыми изменениями, в соответствии с которыми финансирование расходования стало производиться из государственного казначейства в сметном порядке. Пенсионное обеспечение по старости стало вводиться поэтапно с 1928 года, а в 1929 году был принят Закон «Об обеспечении и порядке социального страхования по случаю старости». Крупной реформой стали мероприятия, проводимые в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года по социальному обеспечению и страхованию. Важнейшей радикальной реформой всей системы социального обеспечения и страхования стал Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятый 15 мая 1990 года.

Государство вновь становится основным субъектом помощи. Комиссариат, а затем министерство социального  обеспечения проводят централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. Развивается система социального страхования, отдельные направления социальной работы (в современном понимании этого слова): деятельность профсоюзных организаций трудовых коллективов, муниципальная педагогика. Теоретическая мысль определяется рамками постановлений правительства, практически оно определяет типы клиентов, которым необходима помощь.

Информация о работе Правовые аспекты социальной работы с семьей