Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.
В
то же время реакция системы
Решаемая
проблема представляет собой комплекс
проблем, сохраняющихся пока на различных
уровнях образования. Проблемы системы
образования представлены на рисунке
25.
Рисунок
25 - Проблемы системы образования в Росси
Таким образом, проблемы требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода (метода целевых программ).
Использование этого метода предполагает создание целевой Программы с обеспечением единства её чётко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения[24].
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы. мероприятия Программы определены, исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях, результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта «Образование» [24].
Прогнозируемый
объем финансирования мероприятий
Программы в ценах
-за
счет средств федерального
-за
счет привлекаемых средств
-за счет внебюджетных средств – 16 610,00 млн. рублей.
Предположительные результаты реализации Программы представлены на рисунке 26[24].
Рисунок
26 - Результаты реализации ФЦПРО на 2011-2015
годы
Также планируется развитие системы дошкольного образования, строительство детских садов, повсеместная модернизация учебного процесса, реструктуризация системы высшего и среднего образования, повышение качества преподавательского состава и качества обучения.
Согласно новой программе в 2011 году зарплата педагогов увеличится на 6,5% (с июня 2011 года), в пересчете на год это 3,5%, стипендии студентам вырастут на 6,5% с 1 сентября 2011 года, в расчете на год это получается 2%[24].
На
«Нашу новую школу» планируется
потратить 8 млрд рублей. Планируется
построить несколько
Программа реализуется в три этапа:
-на первом этапе (2011-2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов ФЦПРО по созданию новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов;
-на втором этапе (2013-2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке, с учетом результатов первого этапа, моделей и технологий развития образования по различным направлениям;
-на третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы[24].
Впрочем, в рамках программы особое внимание сосредоточено на том, чтобы образование могло само себя прокормить хотя бы частично.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил после заседания правительства, что в рамках целевой программы будут активно внедрятся механизмы государственно-частного партнерства, делаться упор на хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, а также на увеличение программ финансирования вузов из внебюджетных источников.
Вместе
с новой программой государство
будет доделывать то, что не успело
в рамках прошлой, которая была менее
масштабной[24].
3.3
Направления совершенствования
современной системы
образования
Российскому образованию необходимо дальнейшее развитие. Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным. Большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования[20].
В настоящее время подготовлен доклад «Российское образование 2020». Доклад подготовлен Андреем Волковым (Бизнес-Школа «Сколково»), Игорем Реморенко (Минобрнауки России), Ярославом Кузьминовым, Борисом Рудником, Исаком Фруминым, Львом Якобсоном (ГУ-ВШЭ) при участии Григория Андрущака и Марии Юдкевич (ГУ-ВШЭ).
Задача, которую ставили перед собой авторы доклада - предложить видение российского образования после реализации всех мероприятий предусмотренных политикой. В ходе разработки доклада были выявлены требования к новой модели. Требования к новой модели образования представлены на рисунке 27.
Рисунок
27 - Требования к новой модели собразования
В новой модели будет востребована социальная функция образования (обеспечение единства общества как через организованную социализацию молодежи, так и социального перемешивания), его функция обеспечения рынка труда и функция производства инноваций. Однако, если сегодня несоответствие отечественного образования реалиям новой цивилизации часто делает выполнение этих функций фиктивным, то в новой модели должны быть заложены механизмы полноценной их реализации. Этого можно добиться, если в сфере образования будут адекватно реализованы те же характеристики, на которых устроена современная инновационная экономика и информационная цивилизация. Характеристики новой модели представлены на рисунке 28[26].
Рисунок
28 - Характеристики новой модели образования
Из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования. Важнейшим из них является запрос на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные.
Главным отличием новой модели от прежней является фокус на необходимости образования в течение жизни. Непрерывное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В новой же модели образование принципиально понимается как незавершенное.
Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине 20 века карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности [26].
В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует взрослый, самостоятельный человек для себя самого. С этим связан целый ряд фундаментальных последствий:
- резкое увеличение доля выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;
-необходимость прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;
-новое
регулирование
Идея
гибких и незавершаемых
Еще одним принципиальным отличием новой модели является ориентации на подлинную открытость системы, на формирование ее сетевого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития[26].
Эта открытость может реализовываться в разных аспектах. Если сегодня большая часть системы образования существует вне инновационного процесса, в лучшем случае лишь обслуживая национальную инновационную систему через подготовку кадров, то в новой модели учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью инновационной системы, образуют сети и входят в сети управления знаниями, поддерживая производство и трансфер новых знаний и технологий, мотивацию инновационного поведения.
Происходит открытие образовательной системы СМИ, коммерческим фирмам, индивидуальным репетиторам, научно-исследовательтским институтам и общественным организациям. Они формируют значительную часть совокупного предложения образовательных программ и услуг и претендуют в том числе на участие в распределении общественных фондов, выделяемых на образование[26].
Принцип открытости требует и новой роли государства в образовании – от заведомого доминирования к обеспечению бесперебойного эффективного взаимодействия разнообразных субъектов спроса и предложения образования. Сокращение активности государства в унифицированном детальном администрировании образовательного процесса на всех уровнях будет сочетаться не только с сохранением, но и значительным усилением его функций как регулятора взаимодействий между участниками образовательной деятельности, так и источника средств, которыми они наделяются с целью стимулировать спрос и выравнивать финансовые возможности. Но при этом вместо во многом самодостаточной системы, ориентирующейся на стандарты и правила, разработанные внутренними экспертами, возникают институциональные механизмы диалога с потребителями, включающие удовлетворенность потребителей как важнейший индикатор успешности и результативности[26].
Последовательная реализация принципа открытости означает, что вместо изоляции и автаркии российская система образования станет частью глобальной сферы образования. Это предполагает регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, создание стимулов и инфраструктуры импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом[26].
В своём ежегодном послание Федеральному Собранию Д.А. Медведев сообщает о продолжение модернизации системы образования и предлагает уделить внимание следующему. Во первых, в течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего — видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов становится обязанностью учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. А региональные власти должны разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес.