Политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76

Работа содержит 1 файл

ЭОС (Севостьянова).doc

— 675.00 Кб (Скачать)

       Первое  десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.

       В то же время реакция системы образования  на эти изменения остаётся недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития России. Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться с одной стороны недостаточным, а с другой стороны - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации[24].

       Решаемая  проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных  уровнях образования. Проблемы системы образования представлены на рисунке 25.  

       Рисунок 25 - Проблемы системы образования в Росси 

       Таким образом, проблемы требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода (метода целевых программ).

       Использование этого метода предполагает создание целевой  Программы с обеспечением единства её чётко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения[24].

       Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы. мероприятия Программы определены, исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях, результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта «Образование» [24]. 

       Прогнозируемый  объем финансирования мероприятий  Программы в ценах соответствующих  лет составит: общий объем – 136 908,8 млн. рублей, в том числе:

       -за  счет средств федерального бюджета  – 53 228,8 млн. рублей, из них субсидии - 9 469,68 млн. рублей;

       -за  счет привлекаемых средств бюджетов  субъектов Российской Федерации  – 67 070,00 млн. рублей;

       -за  счет внебюджетных средств –  16 610,00 млн. рублей.

       Предположительные результаты реализации Программы представлены на рисунке 26[24].

Рисунок 26 - Результаты реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы 

       Также планируется развитие системы дошкольного  образования, строительство детских  садов, повсеместная модернизация учебного процесса, реструктуризация системы  высшего и среднего образования, повышение качества преподавательского состава и качества обучения.

       Согласно  новой программе в 2011 году зарплата педагогов увеличится на 6,5% (с июня 2011 года), в пересчете на год это 3,5%, стипендии студентам вырастут на 6,5% с 1 сентября 2011 года, в расчете на год это получается 2%[24].

       На  «Нашу новую школу» планируется  потратить 8 млрд рублей. Планируется  построить несколько сверхсовременных школ, а сто сельских школ закрыть.

       Программа реализуется в три этапа:

       -на первом этапе (2011-2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов ФЦПРО по созданию новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов;

       -на втором этапе (2013-2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке, с учетом результатов первого этапа, моделей и технологий развития образования по различным направлениям;

       -на третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы[24].

       Впрочем, в рамках программы особое внимание сосредоточено на том, чтобы образование  могло само себя прокормить хотя бы частично.

       Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил после заседания правительства, что в рамках целевой программы будут активно внедрятся механизмы государственно-частного партнерства, делаться упор на хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, а также на увеличение программ финансирования вузов из внебюджетных источников.

       Вместе  с новой программой государство  будет доделывать то, что не успело в рамках прошлой, которая была менее  масштабной[24]. 
 

       3.3 Направления совершенствования  современной системы  образования 
 

       Российскому образованию необходимо дальнейшее развитие. Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным. Большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования[20].

       В настоящее время подготовлен  доклад «Российское образование 2020». Доклад подготовлен Андреем Волковым (Бизнес-Школа «Сколково»), Игорем Реморенко (Минобрнауки России), Ярославом Кузьминовым, Борисом Рудником, Исаком Фруминым, Львом Якобсоном (ГУ-ВШЭ) при участии Григория Андрущака и Марии Юдкевич (ГУ-ВШЭ).

       Задача, которую ставили перед собой  авторы доклада - предложить видение  российского образования после реализации всех мероприятий предусмотренных политикой. В ходе разработки доклада были выявлены требования к новой модели. Требования к новой модели образования представлены на рисунке 27.

       Рисунок 27 - Требования к новой модели собразования 

       В новой модели будет востребована социальная функция образования (обеспечение единства общества как через организованную социализацию молодежи, так и социального перемешивания), его функция обеспечения рынка труда и функция производства инноваций. Однако, если сегодня несоответствие отечественного образования реалиям новой цивилизации часто делает выполнение этих функций фиктивным, то в новой модели должны быть заложены механизмы полноценной их реализации. Этого можно добиться, если в сфере образования будут адекватно реализованы те же характеристики, на которых устроена современная инновационная экономика и информационная цивилизация. Характеристики новой модели представлены на рисунке 28[26].

       Рисунок 28 - Характеристики новой модели образования 

       Из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования. Важнейшим из них является запрос на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные.

       Главным отличием новой модели от прежней является фокус на необходимости образования в течение жизни. Непрерывное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В новой же модели образование принципиально понимается как незавершенное.

       Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине 20 века карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности [26].

       В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: больше половины  из набора образовательных услуг формирует взрослый, самостоятельный человек для себя самого. С этим связан целый ряд фундаментальных последствий:

       - резкое увеличение доля выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;

       -необходимость прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;

       -новое  регулирование образовательного  рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители; 

       Идея  гибких и незавершаемых образовательных  траекторий остановится ядром, вокруг которой выстраиваются инновации, охватывающие все уровни и составляющие образовательной системы.

       Еще одним принципиальным отличием новой модели является ориентации на подлинную открытость системы, на формирование ее сетевого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития[26].

       Эта открытость может реализовываться  в разных аспектах. Если сегодня  большая часть системы образования существует вне инновационного процесса, в лучшем случае лишь обслуживая национальную инновационную систему через подготовку кадров, то в новой модели учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью инновационной системы, образуют сети и входят в сети управления знаниями, поддерживая производство и трансфер новых знаний и технологий, мотивацию инновационного поведения.

       Происходит  открытие образовательной системы  СМИ, коммерческим фирмам, индивидуальным репетиторам, научно-исследовательтским институтам и общественным организациям. Они формируют значительную часть совокупного предложения образовательных программ и услуг и претендуют в том числе на участие в распределении общественных фондов, выделяемых на образование[26].

       Принцип открытости требует и новой роли государства в образовании – от заведомого доминирования к обеспечению бесперебойного эффективного взаимодействия разнообразных субъектов спроса и предложения образования. Сокращение активности государства в унифицированном детальном администрировании образовательного процесса на всех уровнях будет сочетаться не только с сохранением, но и значительным усилением его функций как регулятора взаимодействий между участниками образовательной деятельности, так и источника средств, которыми они наделяются с целью стимулировать спрос и выравнивать финансовые возможности. Но при этом вместо во многом самодостаточной системы, ориентирующейся на стандарты и правила, разработанные внутренними экспертами, возникают институциональные механизмы диалога с потребителями, включающие удовлетворенность потребителей как важнейший индикатор успешности и результативности[26].

       Последовательная реализация принципа открытости означает, что вместо изоляции и автаркии российская система образования станет частью глобальной сферы образования. Это предполагает регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, создание стимулов и инфраструктуры импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом[26].

       В своём ежегодном послание Федеральному Собранию Д.А. Медведев сообщает о продолжение модернизации системы образования и предлагает уделить внимание следующему. Во первых, в течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего — видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов становится обязанностью учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. А региональные власти должны разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес.

Информация о работе Политика в области образования