Политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76

Работа содержит 1 файл

ЭОС (Севостьянова).doc

— 675.00 Кб (Скачать)

       2.3 Анализ реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы 
 

       Организационной основой реализации государственной  политики в области образования на современном этапе является Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования, начатой еще в 2001 году. Цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Согласно Программе по её завершению будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения. А так же за счет создания общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования и развития общенациональных университетов, системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров. Задачи Программы представлены на рисунке 20[18].

Рисунок 20 – Стратегические задачи Программы 

       Реализация  данной программы рассчитана на 2006 - 2010 годы. На первом этапе (2006 - 2007 годы) были осуществлены работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов. На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы. Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 61952,35 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 12501,74 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 4115,58 млн. рублей[18].

       Правительство Российской Федерации представило доклад «О ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в 2009 году» и отметил, что основные мероприятия Федеральной целевой программы развития образования, предусмотренные на 2009 год и предыдущие года, в основном исполнены. В связи со снижением объемов финансирования значения и некоторые показатели хода реализации ФЦПРО были откорректированы исходя из ассигнований федерального бюджета. Объемы финансирования мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы по основным направлениям финансирования представлены в таблице 1[19].

Таблица 1 – Объемы финансирования мероприятий  ФЦПРО на 2006-2010 

Источники финансирования Объем финансирования  всего В том  числе
государственные капитальные вложения НИОКР прочие нужды
2006 год - всего 9485,2 4298,54 253,15 4933,5
в том числе:
федеральный бюджет 7847,7 4047,7 200 3600
бюджеты субъектов 1161,2 250,84 29,09 881,3
 
внебюджетные  источники 476,2 - 24,06 452,21
2007 год - всего 10361 2786,83 956,22 6617,9
в том числе:
федеральный бюджет 7518,4 1920,37 886,36 4711,7
бюджеты субъектов 2133,8 866,46 45,04 1222,3
внебюджетные  источники 708,71 - 24,82 683,89
2008 год - всего 12741 2814,49 593,58 9332,8
в том числе:
федеральный бюджет 9300,9 2027,39 542,18 6731,3
бюджеты субъектов 2486,8 787,1 23,76 1675,9
внебюджетные  источники 953,19 - 27,64 925,55
2009 год - всего 13622 3009,68 452,01 10161
в том числе:
федеральный бюджет 9836,1 2072 388,35 7375,7
бюджеты субъектов 2831,6 937,68 31,94 1862
внебюджетные источники 954,52 - 31,72 922,8
2010 год - всего 15743 3617,01 385,34 11741
в том числе:
федеральный бюджет 10832 1767,54 330,73 8733,7
бюджеты субъектов 3888,3 1849,47 31,66 2007,2
 

Продолжение таблицы 1 

внебюджетные  источники 1022,9 - 22,95 999,95
2006 - 2010 годы - всего 61952 16526,55 2640,3 42786
в том числе:
федеральный бюджет 45335 11835 2347,6 31152
бюджеты субъектов 12502 4691,55 161,49 7648,7
внебюджетные  источники 4115,6 - 131,18 3984,4
 

       Таким образом, за последние 5 лет был увеличен общий объём финансирования. Общий объем финансирования представлен на рисунке 21. 

 

Рисунок 21 – Объем финансирования за 2006-2010 года 

Произошло снижение финансирования из федерального бюджета и увеличения из бюджета  субъектов РФ.

     Результаты  реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы и показатели социально-экономической эффективности представлены в таблице 2[18]. 
 
 
 
 

Таблица 2 – Результаты реализации программы 

Стратегические  задачи Программы Показатели  социально-экономической эффективности
1. Совершенствование содержания и  технологий образования рост численности региональных систем образования, вовлеченных в апробацию и внедрение моделей предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста
рост численности учащихся 10 - 11 (12) классов, обучающихся по программам профильного обучения
рост численности образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности
увеличение численности образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, использующих методы дистанционного обучения
рост  удельного веса численности иностранных студентов, обучающихся в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования на коммерческой основе
увеличение численности российских высших учебных заведений, аккредитованных зарубежными аккредитационными агентствами
2. Развитие системы обеспечения  качества образовательных услуг увеличение  численности высших учебных заведений и филиалов, осуществляющих прием по результатам единого государственного экзамена
3. Повышение эффективности управления  в системе образования увеличение  численности образовательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы профессионального образования
рост  числа автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования (по отношению к 2005 году)
4. Совершенствование экономических  механизмов в сфере образования увеличение  объема инвестиций в сферу образования  из различных источников (без учета  средств федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации) по отношению к 2005 году
 

       Так же к результатам реализации ФЦПРО можно отнесены разработку федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по всем уровням профессионального образования. Разработку электронных образовательных ресурсов по 34 профессиям НПО и 11 специальностям СПО, по 10 дисциплинам основного общего и среднего (полного) общего образования. Осуществление поставки комплектов охранно-пожарного оборудования для обеспечения безопасных условий организации учебного процесса и проживания в общежитиях. Поставка комплектов различного оборудования для повышения качества учебного процесса. Обеспечение создания, поддержки и внедрения автоматизированных систем управления в сфере образования. Реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров и работников сферы образования. Реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение проведения ЕГЭ в 2010 году. Представление достижений российского образования на отечественных и международных выставках. Разработка инструментов совершенствования экономики образования. Реализация комплекса мероприятий, направленных на модернизацию структуры и содержания общего и профессионального образования и совершенствование институциональных механизмов управления образованием[19].

       Сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях  начального и среднего профобразования  и 58 вузах. Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и  специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина[19].

       Работа по поддержке профессионального образования будет продолжена. В частности, в стране будет создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов.

       Помимо  этого, на базе инновационных учебных  заведений профессионального образования  планируется создать современную систему непрерывного образования. Уже подготовлен перечень программ для качественной переподготовки 60–70 тыс. востребованных специалистов во всех регионах России.

       В марте 2010 года представлен проект концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, в котором акцент делается на реализацию проекта «Наша новая школа». 

       3 Стратегия развития политики в области образования 

       3.1 Модернизации системы образования в России 
 

       Российскому образованию необходимо дальнейшее развитие. Поддерживая традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов.

       Основные  документы по модернизации системы  образования представлены на рисунке 22[20].

       Рисунок 22 - Документы по модернизации системы образования 

       План  действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.

       План  действий по модернизации общего образования включает в себя 6 разделов: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; развитие самостоятельности школ. Мероприятий входящие в каждые из разделов рассчитаны на определенный год. Структура плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы представлена на рисунке 23[21].

       Рисунок 23 - Структура плана действий по модернизации общего образования  на 2011-2015 годы

       По  результатам реализации мероприятий  плана предполагается достижение следующих основных показателей представленных на рисунке 24[21].

       Рисунок 24 – Результаты реализации мероприятий  плана

       План  действий по модернизации общего образования  на 2011-2015 годы утвержденный распоряжением  Правительства РФ представлен в  Приложение В.

       Еще одним документом имеющим большое  значение для модернизации образования является Закон «Об образовании» редакции 2010 года. В настоящее время текст проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" доработан Министерством на основе представленных замечаний и предложений (всего поступило более 1000 поправок). Из текста исключены отдельные дублирующие друг друга, а также излишне подробные правовые нормы[22].

Информация о работе Политика в области образования