Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
2.3
Анализ реализации Федеральной
целевой программы развития
образования на 2006 –
2010 годы
Организационной основой реализации государственной политики в области образования на современном этапе является Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования, начатой еще в 2001 году. Цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Согласно Программе по её завершению будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения. А так же за счет создания общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования и развития общенациональных университетов, системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров. Задачи Программы представлены на рисунке 20[18].
Рисунок
20 – Стратегические задачи Программы
Реализация данной программы рассчитана на 2006 - 2010 годы. На первом этапе (2006 - 2007 годы) были осуществлены работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов. На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы. Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 61952,35 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 12501,74 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 4115,58 млн. рублей[18].
Правительство Российской Федерации представило доклад «О ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в 2009 году» и отметил, что основные мероприятия Федеральной целевой программы развития образования, предусмотренные на 2009 год и предыдущие года, в основном исполнены. В связи со снижением объемов финансирования значения и некоторые показатели хода реализации ФЦПРО были откорректированы исходя из ассигнований федерального бюджета. Объемы финансирования мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы по основным направлениям финансирования представлены в таблице 1[19].
Таблица
1 – Объемы финансирования мероприятий
ФЦПРО на 2006-2010
Источники финансирования | Объем финансирования всего | В том числе | ||
государственные капитальные вложения | НИОКР | прочие нужды | ||
2006 год - всего | 9485,2 | 4298,54 | 253,15 | 4933,5 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет | 7847,7 | 4047,7 | 200 | 3600 |
бюджеты субъектов | 1161,2 | 250,84 | 29,09 | 881,3 |
внебюджетные источники | 476,2 | - | 24,06 | 452,21 |
2007 год - всего | 10361 | 2786,83 | 956,22 | 6617,9 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет | 7518,4 | 1920,37 | 886,36 | 4711,7 |
бюджеты субъектов | 2133,8 | 866,46 | 45,04 | 1222,3 |
внебюджетные источники | 708,71 | - | 24,82 | 683,89 |
2008 год - всего | 12741 | 2814,49 | 593,58 | 9332,8 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет | 9300,9 | 2027,39 | 542,18 | 6731,3 |
бюджеты субъектов | 2486,8 | 787,1 | 23,76 | 1675,9 |
внебюджетные источники | 953,19 | - | 27,64 | 925,55 |
2009 год - всего | 13622 | 3009,68 | 452,01 | 10161 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет | 9836,1 | 2072 | 388,35 | 7375,7 |
бюджеты субъектов | 2831,6 | 937,68 | 31,94 | 1862 |
внебюджетные источники | 954,52 | - | 31,72 | 922,8 |
2010 год - всего | 15743 | 3617,01 | 385,34 | 11741 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет | 10832 | 1767,54 | 330,73 | 8733,7 |
бюджеты субъектов | 3888,3 | 1849,47 | 31,66 | 2007,2 |
Продолжение
таблицы 1
внебюджетные источники | 1022,9 | - | 22,95 | 999,95 |
2006 - 2010 годы - всего | 61952 | 16526,55 | 2640,3 | 42786 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет | 45335 | 11835 | 2347,6 | 31152 |
бюджеты субъектов | 12502 | 4691,55 | 161,49 | 7648,7 |
внебюджетные источники | 4115,6 | - | 131,18 | 3984,4 |
Таким
образом, за последние 5 лет был увеличен
общий объём финансирования. Общий объем
финансирования представлен на рисунке
21.
Рисунок
21 – Объем финансирования за 2006-2010 года
Произошло снижение финансирования из федерального бюджета и увеличения из бюджета субъектов РФ.
Результаты
реализации Федеральной целевой программы
развития образования на 2006 - 2010 годы и
показатели социально-экономической эффективности
представлены в таблице 2[18].
Таблица
2 – Результаты реализации программы
Стратегические задачи Программы | Показатели
социально-экономической |
1.
Совершенствование содержания |
рост численности региональных систем образования, вовлеченных в апробацию и внедрение моделей предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста |
рост численности учащихся 10 - 11 (12) классов, обучающихся по программам профильного обучения | |
рост численности образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности | |
увеличение численности образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, использующих методы дистанционного обучения | |
рост удельного веса численности иностранных студентов, обучающихся в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования на коммерческой основе | |
увеличение численности российских высших учебных заведений, аккредитованных зарубежными аккредитационными агентствами | |
2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг | увеличение численности высших учебных заведений и филиалов, осуществляющих прием по результатам единого государственного экзамена |
3.
Повышение эффективности |
увеличение численности образовательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы профессионального образования |
рост числа автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования (по отношению к 2005 году) | |
4.
Совершенствование |
увеличение объема инвестиций в сферу образования из различных источников (без учета средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) по отношению к 2005 году |
Так же к результатам реализации ФЦПРО можно отнесены разработку федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по всем уровням профессионального образования. Разработку электронных образовательных ресурсов по 34 профессиям НПО и 11 специальностям СПО, по 10 дисциплинам основного общего и среднего (полного) общего образования. Осуществление поставки комплектов охранно-пожарного оборудования для обеспечения безопасных условий организации учебного процесса и проживания в общежитиях. Поставка комплектов различного оборудования для повышения качества учебного процесса. Обеспечение создания, поддержки и внедрения автоматизированных систем управления в сфере образования. Реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров и работников сферы образования. Реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение проведения ЕГЭ в 2010 году. Представление достижений российского образования на отечественных и международных выставках. Разработка инструментов совершенствования экономики образования. Реализация комплекса мероприятий, направленных на модернизацию структуры и содержания общего и профессионального образования и совершенствование институциональных механизмов управления образованием[19].
Сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального и среднего профобразования и 58 вузах. Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина[19].
Работа по поддержке профессионального образования будет продолжена. В частности, в стране будет создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов.
Помимо
этого, на базе инновационных учебных
заведений профессионального
В
марте 2010 года представлен проект концепции
Федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы, в котором акцент
делается на реализацию проекта «Наша
новая школа».
3
Стратегия развития
политики в области
образования
3.1
Модернизации системы
образования в России
Российскому образованию необходимо дальнейшее развитие. Поддерживая традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов.
Основные документы по модернизации системы образования представлены на рисунке 22[20].
Рисунок
22 - Документы по модернизации системы
образования
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
План действий по модернизации общего образования включает в себя 6 разделов: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; развитие самостоятельности школ. Мероприятий входящие в каждые из разделов рассчитаны на определенный год. Структура плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы представлена на рисунке 23[21].
Рисунок 23 - Структура плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы
По результатам реализации мероприятий плана предполагается достижение следующих основных показателей представленных на рисунке 24[21].
Рисунок 24 – Результаты реализации мероприятий плана
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы утвержденный распоряжением Правительства РФ представлен в Приложение В.
Еще одним документом имеющим большое значение для модернизации образования является Закон «Об образовании» редакции 2010 года. В настоящее время текст проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" доработан Министерством на основе представленных замечаний и предложений (всего поступило более 1000 поправок). Из текста исключены отдельные дублирующие друг друга, а также излишне подробные правовые нормы[22].