Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
Во-вторых, необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей[25].
В-третьих, всякое поколение отличается от предыдущего. Современные дети отлично ориентируются в мире коммуникаций, разбираются в новых способах поиска информации и технологических новинках. В следствие этого необходимо использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов. В соответствие с этим современные учителя обязательны ориентироваться в современные коммуникациях.
В-четвертых, больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо проводить в школах военно-патриотические игры. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях[25].
Рекомендации по модернизации системы образования представлены на рисунке 20.
Рисунок
20 - Рекомендации по модернизации системы
образования
Стоит
признать, что доля образовательных
услуг, предоставляемых на внешний
рынок российской системой образования,
незначительна. Поэтому необходимость
проведения модернизации системы образования
очевидна.
Заключение
В
РФ сегодня создана прочная, актуальная
нормативно-правовая база для осуществления
политики в области образования
основой, для которой является закрепленные
Конституцией РФ гарантии. В настоящее
время изменен закон «Об
В ходе работы были рассмотрены теоретические основы реализации политики в области образования. Удалось раскрыть понятие система образования. Были рассмотрены цели, задачи и принципы государственной политики в области образования. Государственная политика – это основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Целью государственной политики в сфере образования является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Так же рассмотрены приоритетные направления политики.
В ходе работы был сделан анализ реализации политики в области образования в РФ.В результате реализации Национального проекта «Образование» за время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета: Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет. Так же созданы две бизнес-школы в Санкт-Петербурге и в Москве. По результатам проекта свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения – ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета).
В
результате реализации Федеральной
целевой программы развития образования
на 2006-2010 годы разработаны федеральные
государственные
Модернизация системы образования включает основные документы: Распоряжение от 7 сентября 2010 г. №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы», План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы; Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1. (ред. от 08.12.2010) "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2011); Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ от 4.04.2010 Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действии федерального образовательного стандарта начального общего образования" (23.08.2010 г.); Проект Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Приказ от 24.04.2010 Министерства образования и науки «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Проект Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы учреждений.
В ходе работы была рассмотрена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года. Она нацелена на внедрение новых технологий, повышение качества преподавательского состава и переход учебных заведений к частно-государственному партнерству при финансировании. На программу будет выделено 137 млрд рублей – в два раза больше, чем в 2006—2010 годах. Программа действует в рамках закона «Об образовании» и определяет политику государства в области развития образования. Традиционно ее подготовило Минобрнауки и представило к обсуждению.
Образование является важнейшим фактором экономического роста страны. Поэтому необходимо усиление внимания со стороны государства к системе образования, расширение государственной поддержки этой сферы исходя из стратегических интересов страны. Именно такой подход позволит российской экономике без существенных потерь адаптироваться к мировым тенденциям. Необходимость проведения модернизации системы образования сегодня очевидна. Модернизация образования необходима для возрождения духовности российского народа, укрепления его национального самосознания, подъема производительных сил и возрождения экономики России.
Список
использованных источников
1.
Википедия: свободная энциклопедия / Образование.
– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
2.
Российское образование: федеральный
портал / Система образования. – Режим
доступа: http://www.edu.ru/index.php?
3. Официальный портал Министерства Образования и Науки Российской Федерации / Полномочия Министерства. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/str/mon/pol/
4.
Российское образование:
5.
Российская Федерация. Закон.
Закон «Об образовании» [от 10.07.1992
N 3266-1]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6.
Исаев, И. Педагогика: Учебное
пособие / Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/
7.Полит.ру/
Реформа образования. –Режим доступа:
http://www.polit.ru/dossie/
8.
Википедия: свободная энциклопедия / Реформа
образования в России. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
9.
Официальный информационный портал Единого
Государственного Экзамена / Основные
сведения о ЕГЭ. – Режим доступа: http://www3.ege.edu.ru/
10.
Институт общего среднего
11.
Стратегия для России / Образование. –
Режим доступа: http://www.maoo.ru/gref.htm#_
12.
Кликунов, Н.Д. Что такое ГИФО в системе
высшего образования России.- 2002. - №1. –
Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/
13. Совершенствование механизмов финансирования высшего образования в России с учетом опыта развитых стран мира / Т. П. Селиверстова // Экономика образования, 2009. - N 4. - С. 21-36.
14. Новые модели финансирования образования / Ирина Абанкина // Народное образование, 2008. - N 1. - С. 32-40.
15.
Министерство образования и
16.Приоритетные
национальные проекты/ Основные направления.
– Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/
17.Красноярский
информационный сайт/ Направления реализации
приоритетного национального проекта
«Образование» на 2009-2012 годы. – Режим доступа:
http://www.krinfo.ru/articles/
18.
Федеральная целевая программа развития
образования (2006-2010) / Паспорт программы.
– Режим доступа: http://www.fcpro.ru/content/
19.
Учительская: независимое
20.
Лаборатория предметов общественно-гуманитарного
цикла южного окружного управления образования
департамента образования города /
На странице можно ознакомиться с основными
документами по модернизации российского
образования. – Режим доступа: http://a-v-l.ru/index/
21.
Интернет – портал
22.
Министерство образования и
23. Модернизация профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование" / Жильцов Е. Н., Молчанов И. Н. // Уровень жизни населения регионов России, 2008. - N 10. - С. 3-16.
24.
Общество / Образование. – Режим
доступа: http://www.gazeta.ru/
25.
Dailystroy / Послание президента РФ Федеральному
Собранию. – Режим доступа: http://www.dailystroy.ru/news/
26.
КонсультантПлюс / Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года. Режим
доступа: http://www.consultant.ru/