Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
Возникает также много нареканий к самой школьной программе обучения и системе оценок знаний. Фактически на данный момент используется лишь трехбалльная система. «Двойки» и «единицы» учителями в школах практически не ставятся, в то же время одна и та же «четверка» может быть поставлена за совершенно разные по сути и содержанию ответы. Предлагаются самые разные варианты решения этой проблемы – от введения 20-бальной системы, как это сделано, к примеру, во Франции и на Украине, до введения 100-бальной системы оценок. Окончательного решения пока нет[8].
Так же существует множество разногласий по поводу финансирования образовательных учреждений. На основании Федерального Закона №123 от 7 июля 2003 года механизма финансирования общеобразовательных школ в переведен с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. 23 апреля 2010 Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, его последствием вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения — в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать с советских лет. Суть реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме [8]. Модернизация системы образования невозможна без изменения механизмов финансирования. Система образования Российской Федерации является преимущественно государственной. Это означает, что основными ее элементами являются государственные или муниципальные образовательные учреждения. Их деятельность финансируется из соответствующих государственных (федерального и региональных) муниципальных бюджетов[13].
Согласно Закону «Об образование», не меньше чем 10 % федерального бюджета должны быть ассигнованы в образование, тот же самой процент должен быть заложен и в местных бюджетах. Таким образом, финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе бюджетной сметы, структура которой ежегодно меняется вследствие изменений, вносимых в бюджетную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, особенно в ее экономическую часть. Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам. Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося. Введение нормативно-подушевого финансирования системы образования вполне логично в условиях перехода от сметного (затратного) финансирования к финансированию «по результатам» [13].
Финансирование «по затратам» (или сметное финансирование) системы образования в России было построено на основе казначейской системы контроля расходования средств. Казначейская система исполнения бюджета получила развитие с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №1451. При реализации подобной системы финансирования в первую очередь производиться финансовое обеспечение расходов образовательных учреждений по т.н. "защищенным" статьям бюджетной классификации. При финансировании образовательных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета главный распорядитель кредитов - орган управления образованием отстраняется от процедуры финансовых перечислений денежных средств. Казначейская система значительно ограничивала свободу образовательных учреждений. Учитывая множество проблем, было принято решение об изменении механизма финансирования и переходе на нормативно-подушевое финансирование и финансирование «по результатам» обучения[13].
Государство может осуществлять финансирование высшего образования либо вкладывая средства в различные факторы производства образовательных услуг, либо финансируя конкретные учебные заведения, либо оказывая финансовую поддержку непосредственно обучающимся - конечным потребителям образовательных услуг. При этом государство может осуществлять как прямое, так и косвенное финансирование. Новый механизм финансирования системы образования представлены на рисунке 15[13].
Государство
заменяя подход, ориентированный на предоставление
средств вузу, подходом, при котором больше
внимания уделяется непосредственной
поддержке студентов. При этом вузы продолжают
получать средства от государства, но
косвенным образом. Кроме того, у вузов
сохраняется возможность получения прямого
финансирования от государства. Такое
государственное финансирование вузов
ведет к конкуренции между ними за привлечение
студентов, большей избирательности в
государственном финансировании образования.
Законодательство в области образования
предоставило возможность осуществлять
практически все виды приносящей доходы
деятельности, за исключением прямо запрещенных[14].
Что касается высшего образования, по мнению экспертов, система высшего образования должна подвергнуться серьезному реформированию. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 % вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения. А в мире фундаментальная наука сосредоточена как раз в университетах. Университет, как форма организации научных работников, оптимален: пока преподаватель продуктивен как исследователь, вовлекает в научную деятельность студентов. Преподаватель, сосредоточенный на исследованиях: получает гранты, формирует лаборатории и коллективы. Параллельно занимается преподаванием[11].
В России как были три отдельные системы организации науки. Поэтому необходимо остановить сложившуюся за много лет инерцию вырождения науки и образования, необходимо найти меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.
Сейчас заканчивается формирование стратегии развития образования и науки. Элементом этой стратегии должно стать новое понимание интеграции. Интеграция имеет в виду организацию взаимодействия людей. Она не может свестись только к механическому объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции[11].
Начинать интеграцию науки и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это, прежде всего, финансирование. Следует найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи и где есть преподаватели, реально занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти точки средствами, создать механизмы их конкурсного финансирования. Когда сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.
Необходимо дать академическим кадрам четкую перспективу их деятельности. Сейчас РАН получает примерно 2 миллиарда долларов в виде финансирования своих разработок. Это дает возможность молодым перспективным ученым, у которых сейчас есть альтернатива - уехать или остаться, планировать свою карьеру в России[11].
Развитие
российского высшего
Одним
из самых спорных вопросов реформы
среднего и высшего образования
в России является вопрос внедрения
в систему государственных
В настоящее время проблема ГИФО, в системе среднего и высшего образования вновь приобрела актуальность. Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), представляют собой сертифицированные на законодательной основе и представляющие собой гибкие инструменты адресной социальной поддержки студентов. Преимущества ГИФО представлены на рисунке 16.
Рисунок
16 - Преимущества ГИФО
Одна
из задач внедрения ГИФО в систему
высшего образования России состоит
в привлечении целевых
ГИФО – это трансферт, избирательно выдаваемый студенту и позволяющий ему осуществлять свободный выбор на рынке образовательных услуг. Так, в системе среднего образования государство, выдавая данную ценную бумагу лицам, имеющим ребенка определенного возраста, гарантирует бесплатный минимальный уровень образовательных услуг. Важно отметить, что ваучеры выдаются дискриминационно, т. е. выборочно: их получает лишь отдельная категория граждан, отвечающая определенным статусным требованиям со стороны органов государственного управления. В сфере высшего образования требования могут сводиться к минимально определенному уровню доходов семьи, определенному месту жительства, национальности студента, обязательства отработать по полученной специальности некоторый период времени и т. д. В различных странах уровень требований к статусу получателя ГИФО значительно определяет специфику образовательного законодательства[12]. .
ГИФО
в высшем образовании является своеобразным
натуральным трансфертом (или разновидностью
безвозмездной помощи) и обладает ликвидностью
несколько меньшей, чем денежные трансферты,
так как его можно потратить только на
определенные цели, в данном случае –
на оплату образовательных услуг вузов.
Подобный вид государственного субсидирования
сужает выбор потребителя, что в конечном
счете приводит к тому, что рыночная цена
данной ценной бумаги, если существует
возможность ее купли-продажи, ниже номинальной[12].
2.2
Анализ реализации приоритетного
национального проекта
«Образование» в РФ
Приоритетный национальный проект «Образование» является средством реализации политики в сфере образования. Национальный проект «Образование» - это программа по повышению качества образования. Проект открывает дополнительные возможности для развития образования, Основные цели Национального проекта представлены на рисунке 17.
Рисунок
17 - Цели Национального проекта «Образование»
Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя направления:
- Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся[16].
– Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.
– Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн руб. каждая[16]..
– Информатизация образования. Все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.
– Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски).
– Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.