Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях — не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр[7].
С целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся, имея в виду введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, изменение содержания государственного образовательного стандарта, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше, чем, например, в европейских странах, на 10 — 15 %, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Большее распространение должны получить лучшие образцы организации работы школ полного дня для нуждающихся в этом семей[7].
Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и «предшкольным образованием» позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Это также позволит не навязывать обучающимся в процессе воспитания определенные ценности и нормы деятельности, а создать условия для свободного самоопределения граждан относительно разделяемых ими ценностных ориентиров. При этом следует поддерживать участие в воспитании обучающихся различных общественных организаций и объединений. Конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества[7].
Наряду
с безусловной важностью
Создание
подобных механизмов и стимулов будет
не только способствовать улучшению
общей финансово-экономической
В нынешних условиях назрела необходимость разработки и внедрения новых инструментов финансирования образования, которые должны формироваться в ходе общей бюджетной реформы[7].
В основу финансирования системы образования положен принцип «управление по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления результатами позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования, обусловливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Использование системы инструментов позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования[7].
В
системе финансовых инструментов следует
выделить нормативно-подушевое
Проблемы
перехода на нормативно-подушевое
Разработка
соответствующих нормативных
Механизмы финансирования высшего образования при установлении его уровней. При развитии бакалавриата в системе высшего образования в рамках применения нормативно-подушевого механизма бюджетного финансирования целесообразно апробировать следующую дифференциацию норматива бюджетного финансирования:
— по направлениям подготовки;
— с учетом региональной специфики.
Более высокие значения нормативов должны устанавливаться для обучения по направлениям (или, в ряде случаев, при сохранении специальностей подготовки - по специальностям), имеющим объективно более высокую стоимость подготовки (технически сложные, творческие, медицинские и т. п.), а также для магистратуры по сравнению с бакалавриатом[7].
По
уровням высшего образования
будет различаться применение и
других инструментов финансирования.
Так, использование образовательного
кредита должно получить большее
распространение в
С
целью обеспечения доступности
высшего образования для
Кроме того, для граждан, отслуживших в Вооруженных силах Российской Федерации положенный срок по контракту, необходимо обеспечить финансирование прохождения ими программ довузовской подготовки за счет бюджетных средств.
Еще одним инструментом бюджетного финансирования должно стать финансирование развития системы образования на основе среднесрочных программ.
В рамках указанных программ должно в первую очередь финансироваться создание современных образовательных инфраструктур, среди которых можно выделить образовательные компьютерные сети, образовательные базы данных, электронные библиотеки образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов, системы оценивания качества знаний и системы аттестации и аккредитации образовательных программ, программные комплексы обеспечения управления образованием. К финансированию инфраструктур должно относиться создание и развитие в системе образования ресурсных центров коллективного пользования.
Реализуя принципы программно-целевого подхода, среднесрочные программы должны ориентироваться на четко поставленные цели и описанные результаты[7]..
Исходя из указанных ориентиров разрабатывалась Федеральная целевая программа развития образования на период 2006 — 2010 гг.
Реализация
приоритетных направлений развития
системы образования Российской
Федерации на основе стратегического
партнерства государства, общества и бизнеса
позволит создать условия для эффективного
включения образования в процессы повышения
уровня благосостояния граждан, сохранения
социальной стабильности, развития институтов
гражданского общества и обеспечения
устойчивого социально-экономического
развития страны.
2
Анализ реализации мероприятий
политики в области
образования
2.1
Направления реформирования
системы образования
Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. России нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у ученика интерес и желание учиться дальше, учит его творческому мышлению и решению проблемы, приучает использовать огромные возможности «параллельного образования».
Для
реализации приоритетных направлений
государственной политики в области
образования предусматривается
ряд реформ. Начиная с середины 90-х годов
XX века Министерство Образования РФ (ныне
– Министерство Образования и Науки РФ)
проводит интенсивную политику реформ.
Главная идея реформ - Россия должна выйти
на мировой рынок и стать поставщиком
сравнительно дешевых, но качественных
знаний. Направления реформирования системы
образования представлено на рисунке
13[8].
Рисунок 13- Направления реформирования системы образования в России
Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях. Особенности ЕГЭ представлены на рисунке 14.
Рисунок
14 – Особенности ЕГЭ
Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в ВУЗы, засчитывающие результаты ЕГЭ. Введение ЕГЭ имеет несколько целей. Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Еще одна цель - попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Школьников нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены - новая задача для учителей. Наконец, немаловажное соображение - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы[9].
С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике Кроме того, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяются результаты на компьютерах (ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа «В» (краткие свободные ответы)), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенный вуз) и взяточничество[9].
Следующий этап реформы - введение двенадцатилетнего среднего образования. Это вызвано новыми учебными стандартами, заключающимися в уменьшении количества учебных часов из-за ухудшающегося с каждым годом здоровья учеников, а также равнением на зарубежный опыт. К сожалению, сегодня половина выпускников средней школы имеют проблемы со здоровьем. Реформа предполагает также введение профильной старшей школы, которая будет бесплатной, т.е. будет финансироваться государством. Профильная школа направлена на то, чтобы дать школьникам больший объем знаний. Поэтому сейчас идет реструктуризация образования, после которой первые десять лет будет преподаваться обязательный объем знаний по всем предметам, а в 11-м и 12-м классах школьники будут получать углубленные знания по предметам, которые им необходимы, что должно повысить качество школьного образования. Однако и у этого предложения есть недостатки. В настоящее время устроить обязательный "нулевой класс" невозможно ни в детском саду, ни в школе. В детском саду - потому что в отличие от школы, посещение детских дошкольных учреждений не является обязательным. В нынешней школе создать класс для детей дошкольного возраста также не удастся: их пребывание в любом образовательном учреждении возможно лишь при условии наличия там условий для дневного сна и особых условий для питания учеников. Но ни тому, ни другому требованию гигиенистов российские школы сейчас не соответствуют. Введение 12-летнего образования было намечено на 2008 год, но эта реформа была отложена по причине технической и кадровой не готовности[10].