Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
1
декабря 2010 года текст проекта
федерального закона в
Для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на указанном сайте, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации создана комиссия, которую возглавил Яковлев Вениамин Федорович[22].
Основной идеей законопроекта является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования[22].
Целью
разработки законопроекта является
обеспечение комплексной
Структура проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" представляет 20 глав и 170 статей.
Законопроектом
предусматривается, что в рамках системы
образования осуществляются дошкольное
образование, общее образование, профессиональная
подготовка (обучение), среднее профессиональное
образование, высшее образование, подготовка
научных кадров, а также дополнительное
образование детей и взрослых. Изменяется
система уровней образования (образовательных
цензов) представлена в таблице 3[22].
Таблица 3 - Изменения системы уровней образования
|
Федеральные
государственные
Таблица 4 - Изменение
классификации образовательных программ
|
Также совершенствуются типы и виды образовательных организаций. Типы и виды образовательных организаций представлены в таблицы 5[22].
|
Таблица 5 - Типы и виды образовательных организаций
Экономическая деятельность в сфере образования предусматривается бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций. Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.
Предусматривается
возможность финансового
Определяются условия проведения конкурса и критерии конкурсного отбора.
Вводятся новые экономические институты в сфере образования: образовательное кредитование, формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, Коммерческая концессия в сфере образования(Объектом коммерческой концессии в сфере образования является комплекс принадлежащих юридическим или физическим лицам исключительных прав на образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования, включая право на коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания), инвестиции в сфере образования(Объектами инвестирования в сфере образования могут быть основные средства, создание образовательных программ, методик и технологий образования, воспитания и контроля качества образования, фонды целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, а также иные объекты, относящиеся к обеспечению образовательной деятельности. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства) [22].
Интеграция общего и дополнительного образования должна позволить более эффективно решать ряд серьезных социальных задач. Образование является важнейшим фактором экономического роста страны. Поэтому необходимо усиление внимания со стороны государства к системе образования, расширение государственной поддержки этой сферы исходя из стратегических интересов страны. Именно такой подход позволит российской экономике без существенных потерь адаптироваться к мировым тенденциям. Реализация всех намеченных планов означает, что в России государство постепенно возвращает образование, как гарант качества предоставляемых образовательных услуг как общеобразовательными, так и профессиональными учебными заведениями всех уровней независимо от формы их собственности[23].
Необходимость
проведения модернизации системы образования
сегодня очевидна. Модернизация образования
необходима для возрождения духовности
российского народа, укрепления его национального
самосознания, подъема производительных
сил и возрождения экономики России. Только
с мощной системой образования наша страна
сможет в полной мере использовать свое
главное богатство - «человеческий капитал».
3.2
Федеральная целевая
программа развития
образования на 2011-2015
года
Еще одним механизмом модернизации системы образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года. Она направлена и на обновление высшей школы как компетенции федерального уровня, и на изменение региональных систем образования, где соразмерно с ФЦПРО выстраиваются свои целевые программы. Правительство одобрило федеральную целевую программу развития образования на 2011—2015 годы. Она нацелена на внедрение новых технологий, повышение качества преподавательского состава и переход учебных заведений к частно-государственному партнерству при финансировании. На программу будет выделено 137 млрд рублей – в два раза больше, чем в 2006—2010 годах. Программа действует в рамках закона «Об образовании» и определяет политику государства в области развития образования. Традиционно ее подготовило Минобрнауки и представило к обсуждению[24]. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, на развитие образования в течение следующих пяти лет будет выделено 137 млрд. рублей: 53 млрд. из федерального бюджета, 67 млрд. рублей из бюджета регионов и 17 млрд. рублей собираются привлечь за счет внебюджетных источников. Значительная часть этих денег пойдет на развитие и поддержку талантливых и одаренных детей. В частности, в рамках целевой программы планируется создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. А заодно и на обновление материально-технической базы федеральных вузов[24].
Целью
Федеральной целевой
программы развития образования на 2011-2015
годы (далее – Программа) является обеспечение
доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного
социально-ориентированного развития
Российской Федерации. Из цели следует
достижение задач представленных на
рисунке 25[24]..
Рисунок
25 - Задачи Федеральной целевой
программы развития образования на 2011-2015
годы