Политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76

Работа содержит 1 файл

ЭОС (Севостьянова).doc

— 675.00 Кб (Скачать)

       1 декабря 2010 года текст проекта  федерального закона в соответствии  с поручением Президента Российской  Федерации от 13 октября 2010 г. N Пр-3011 размещен на сайте в сети Интернет (zakonoproekt2010.ru) для его общественного обсуждения. Планируется, что данное общественное обсуждение продлится около 2 месяцев и завершится к 1 февраля 2011 года.

       Для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на указанном сайте, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации создана комиссия, которую возглавил Яковлев Вениамин Федорович[22].

       Основной  идеей законопроекта является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

       Актуальность  и своевременность задачи обновления законодательства в области образования  обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования[22].

       Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации  в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования[22].

       Структура проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" представляет 20 глав и 170 статей.

       Законопроектом  предусматривается, что в рамках системы образования осуществляются дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование, высшее образование, подготовка научных кадров, а также дополнительное образование детей и взрослых. Изменяется система уровней образования (образовательных цензов) представлена в таблице 3[22]. 

Таблица 3 -  Изменения системы уровней  образования

       
сейчас будет
1) основное общее образование; 

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное  образование;

5) высшее профессиональное  образование - бакалавриат;

6) высшее профессиональное  образование - подготовка специалиста  или магистратура;

7) послевузовское  профессиональное образование.

1) дошкольное  образование;

2) общее образование: 

- начальное общее  образование;

- основное общее  образование;

- среднее общее  образование;

3) среднее профессиональное  образование:

- подготовка  квалифицированных рабочих;

- подготовка  специалистов среднего звена;

4) высшее образование:

- бакалавриат;

- магистратура, подготовка специалиста;

- подготовка  научно-педагогических кадров.

 

       Федеральные государственные образовательные  стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе  для дошкольного образования (сейчас для образовательных программ дошкольного образования утверждаются федеральные государственные требования). При этом во ФГОС дошкольного образования не будет требований к результатам освоения образовательных программ. Изменение классификации образовательных программ представлено в таблице 4[22]. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4 - Изменение классификации образовательных программ 

сейчас будет
  1. общеобразовательные программы:
основные общеобразовательные  программы:

- дошкольного  образования;

- начального  общего образования;

- основного общего  образования;

- среднего (полного)  общего образования.

дополнительные  общеобразовательные программы

2. профессиональные программы:

основные профессиональные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального  образования;

- высшего профессионального  образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста  и программы магистратуры);

- послевузовского  профессионального образования  (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура).

дополнительные  профессиональные образовательные  программы:

- программы профессиональной  переподготовки;

- программы повышения  квалификации;

- программы стажировки. 

  1. основные  образовательные:
основные общеобразовательные программы:

- образовательные  программы дошкольного образования;

- образовательные  программы общего образования  (начального общего образования,  основного общего образования,  среднего общего образования).

основные профессиональные образовательные программы:

- образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);

- образовательные  программы высшего образования  (программы бакалавриата, программы  подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, специализированные последипломные профессиональные программы (программы ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки)).

  1. иные виды образовательных программ:

дополнительные общеобразовательные программы:

- общеразвивающие;

- предпрофессиональные;

дополнительные  профессиональные программы:

- программы профессиональной  переподготовки;

- программы повышения  квалификации (профессионального развития).

 Из числа  образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программы - программы подготовки научных кадров (докторантура)

 

     Также совершенствуются типы и виды образовательных  организаций. Типы и виды образовательных  организаций представлены в таблицы 5[22].

сейчас будет
К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения  начального профессионального, среднего  профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения  дополнительного образования взрослых;

5) специальные  (коррекционные) для обучающихся,  воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения  дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный  процесс.

Деятельность  государственных и муниципальных  образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

    
В Российской Федерации  устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих  основные образовательные программы:

1) дошкольная  образовательная организация; 

2) общеобразовательная  организация; 

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная  организация высшего образования.

Образовательные организации, реализующие различные  виды дополнительных образовательных  программ, относятся к одному из следующих типов:

1) организация  дополнительного образования;

2) организация  дополнительного профессионального  образования.

  Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные  наименования в соответствии с особенностями  осуществляемой образовательной деятельности.

  Формируется перечень видов, категорий и используемых для их обозначения специальных  наименований образовательных организаций, а также при необходимости  устанавливаются особенности осуществления  образовательной деятельности отдельными видами, категориями образовательных организаций.

  
    Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью  реализуемых им образовательных  программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.       Тип, вид, категория (при наличии) образовательной  организации определяются при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе.  
  

Таблица 5 - Типы и виды образовательных организаций

       Экономическая деятельность в сфере образования предусматривается бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций. Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.

       Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС[22].

       Определяются  условия проведения конкурса и критерии конкурсного отбора.

       Вводятся  новые экономические институты  в сфере образования: образовательное кредитование, формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, Коммерческая концессия в сфере образования(Объектом коммерческой концессии в сфере образования является комплекс принадлежащих юридическим или физическим лицам исключительных прав на образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования, включая право на коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания), инвестиции в сфере образования(Объектами инвестирования в сфере образования могут быть основные средства, создание образовательных программ, методик и технологий образования, воспитания и контроля качества образования, фонды целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, а также иные объекты, относящиеся к обеспечению образовательной деятельности. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства) [22].

       Интеграция  общего и дополнительного образования  должна позволить более эффективно решать ряд серьезных социальных задач. Образование является важнейшим фактором экономического роста страны. Поэтому необходимо усиление внимания со стороны государства к системе образования, расширение государственной поддержки этой сферы исходя из стратегических интересов страны. Именно такой подход позволит российской экономике без существенных потерь адаптироваться к мировым тенденциям. Реализация всех намеченных планов означает, что в России государство постепенно возвращает образование, как гарант качества предоставляемых образовательных услуг как общеобразовательными, так и профессиональными учебными заведениями всех уровней независимо от формы их собственности[23].

       Необходимость проведения модернизации системы образования  сегодня очевидна. Модернизация образования необходима для возрождения духовности российского народа, укрепления его национального самосознания, подъема производительных сил и возрождения экономики России. Только с мощной системой образования наша страна сможет в полной мере использовать свое главное богатство - «человеческий капитал». 
 

       3.2 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года 
 

       Еще одним механизмом модернизации системы образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года. Она направлена и на обновление высшей школы как компетенции федерального уровня, и на изменение региональных систем образования, где соразмерно с ФЦПРО выстраиваются свои целевые программы. Правительство одобрило федеральную целевую программу развития образования на 2011—2015 годы. Она нацелена на внедрение новых технологий, повышение качества преподавательского состава и переход учебных заведений к частно-государственному партнерству при финансировании. На программу будет выделено 137 млрд рублей – в два раза больше, чем в 2006—2010 годах. Программа действует в рамках закона «Об образовании» и определяет политику государства в области развития образования. Традиционно ее подготовило Минобрнауки и представило к обсуждению[24]. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, на развитие образования в течение следующих пяти лет будет выделено 137 млрд. рублей: 53 млрд. из федерального бюджета, 67 млрд. рублей из бюджета регионов и 17 млрд. рублей собираются привлечь за счет внебюджетных источников. Значительная часть этих денег пойдет на развитие и поддержку талантливых и одаренных детей. В частности, в рамках целевой программы планируется создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. А заодно и на обновление материально-технической базы федеральных вузов[24].

       Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации. Из цели следует достижение  задач представленных на рисунке 25[24].. 

 

       Рисунок 25 - Задачи Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы 

Информация о работе Политика в области образования