Политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76

Работа содержит 1 файл

ЭОС (Севостьянова).doc

— 675.00 Кб (Скачать)

       – Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств  в учреждениях начального и среднего профессионального образования[16].

       – Стимулирование учреждений высшего  профессионального образования, активно  внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации.

       – Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета[16].

       – Государственная поддержка талантливой  молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей – победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.

       – Организация профессионального  образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву  и по контракту.

       Направления приоритетного национального проекта  «Образование» представлены на рисунке 18[16].

       Рисунок 18 - Направления приоритетного национального проекта «Образование» 

       Приоритетный  национальный проект «Образование»  реализуется с  2006 года. На реализацию проекта в 2006-2008 годах из федерального бюджета выделено более 123,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году –29,28 млрд. рублей, в 2007 году – 48,88 млрд. рублей в 2008 году – 45,36 млрд. рублей). Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах  представлены в Приложении А.

       На  реализацию проекта в  2009-2012 годах в федеральном бюджете предусмотрено 73,8 млрд. рублей (в том числе в 2009 году – 31,8 млрд. рублей, в 2010 году – 21,0 млрд. рублей, в 2011 году – 21,0 млрд. рублей). Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы представлены в Приложение Б

       Расходы федерального бюджета на реализацию проекта представлены на рисунке19. 

       Рисунок 19 - Средства из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Образование» в 2006-2010 годах 

       За  2006-2008  годы  дополнительно в отрасль были  привлечены  более трех  миллиардов  рублей. Если  в 2006  году  расходы на реализацию Приоритетного национального проекта «Образование»  составили 24,6%  от  всех  расходов  отрасли, то в 2008 году  это 30% [17].

       За  время реализации проекта оказана  государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета. Согласно соответствующему распоряжению Правительства РФ от 4 ноября 2006 года Сибирский федеральный университет создан путем присоединения к Красноярскому государственному университету трех учреждений высшего профессионального образования города Красноярска: Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета, Государственного университета цветных металлов и золота[17].

       В состав Южного федерального университета вошли четыре учреждения высшего профессионального образования. К Ростовскому государственному университету будут присоединены Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Ростовский государственный педагогический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет.

       Все необходимые юридические действия, связанные с реорганизацией двух федеральных университетов, осуществлены до 31 декабря 2006 года. Реорганизация  осуществляться за счет средств федерального бюджета. Для Сибирского федерального университета эта сумма составила более 1,256 млрд руб., для Южного – 879,595 млн руб. Указана также и предельная численность работников университетов: в Сибирском – до 8125 человек, в Южном – до 8563[17].

       Так же созданы две бизнес-школы в Санкт-Петербурге и в Москве. Создание Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» было утверждено распоряжением  Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 576-р. Согласно постановлению Высшая школа менеджмента располагается в зданиях дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача».

       Этот  проект будет реализовываться по «университетской модели», типичной для ведущих школ бизнеса – Гарвардской, Стэнфордской, Лондонской. Планируется, что к 2012–2014 годам Школа станет обладателем основных международных аккредитаций[17].

       По  предварительным прогнозам, в 2015 году в Школе смогут одновременно учиться 1800 студентов, из них около 30% – иностранных. Число преподавателей составит около 130, примерно четверть из них – иностранные специалисты. Слушателями краткосрочных программ станут от 3,5 до 4 тыс. менеджеров в год. С начала 2007 года были сформированы ученый совет и попечительский совет Высшей школы менеджмента, председателем которого стал Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.

       Вторая  бизнес школа – Московская школа  управления «Сколково» – является совместным проектом представителей российской и международной бизнес-элиты. Она создается «с нуля», а не на базе действующего вуза[17].

       Основатели  Московской школы управления – 14 крупнейших компаний и частных лиц, являющиеся лидерами в таких отраслях, как нефтегазовая промышленность, металлургия, энергетика, банковское дело и других. Попечительский совет школы возглавил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. 21 сентября 2006 года первый вице-премьер в торжественной обстановке заложил первый камень в фундамент новой бизнес-школы.

       Обучение в бизнес-школе «Сколково» начато в 2008 году. После 18 месяцев занятий студенты получают диплом, отвечающий международным стандартам. В преподавательский состав входят трудиться в «Сколково» на постоянной основе. В сентябрь 2010 года выпустили первых студентов «Сколково» Executive MBA[17].

       По  результатам проекта свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения – ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета). В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в  общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. В 14 регионах реализуются проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания[17].

       В результате улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся), выросла доля учителей (около 45%), хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, увеличилась на 10% доля студентов, участвующих  в научной работе; в 2 раза возросли объемы выполнения вузами НИОКР за счет внебюджетных средств, активизировалась деятельность субъектов Российской Федерации и местных органов власти по развитию образования, отработаны эффективные организационно-финансовые и проектные механизмы управления, разработана современная модель образования.

       В рамках национального проекта «Образование»  происходит модернизация институтов образования  как инструментов социального развития[17].

       В рамках данного направления с 2010 года вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов, осуществляется согласно новой системе оплаты труда в ходе внедрения в субъектах Российской Федерации результатов комплексных проектов модернизации образования.

       Также с 2010 года происходит предоставление всем общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет в рамках программ субъектов Российской Федерации и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, а также мероприятия «Современная школа». Осуществляется государственная поддержка реализации в 31 субъекте Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, результаты которых будут внедрены во всех субъектах Российской Федерации с 2012 года.

       Происходит  организация обучения на подготовительных отделениях 32 вузов ежегодно 5 тыс. лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату им специальных стипендий) [17].

       Осуществляется  государственная поддержка реализации региональных программ, обеспечивающих наибольший рост доли школьников, обучающихся в современных условиях – «Современная школа» (с 2010 года), развитие дистанционного образования детей-инвалидов и муниципальных программ образования детей дошкольного возраста (с 2010 года).

       В рамках развития инновационного характера базового образования  
как основы становления экономики знаний осуществляется денежное поощрение 10 тыс. лучших учителей (ежегодно). С 2012 года мероприятие будет реализовываться субъектами Российской Федерации.

       Происходит  государственная поддержка реализации инновационных программ не менее 180 учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на условиях софинансирования. С 2012 года мероприятие будет реализовываться субъектами Российской Федерации.

       Развиваются 5 федеральных университетов, призванных обеспечить регионы квалифицированными кадрами для социально-экономического развития[17].

       Новое мероприятие в рамках модернизации институтов образования как инструментов социального развития - создание и поддержка на конкурсной основе 15 национальных исследовательских университетов, призванных обеспечить постоянное обновление исследовательских и производственных технологий наиболее конкурентоспособных отраслей отечественной экономики.

       В рамках создания современной системы  непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров развиваются 2 бизнес-школы мирового уровня, а с 2010 года осуществляется поддержка на конкурсной основе не менее 150 инновационных образовательных программ непрерывного профессионального образования.

       Каждое  направление национального проекта  является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования[17].

       Дальнейшая  реализация проекта предусматривает  как продолжение мероприятий по  вознаграждению за классное руководство, поощрению лучших учителей, поддержке талантливой молодежи, предоставлению общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет, внедрению комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации, совершенствованию организации школьного питания, организации обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, созданию сети образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, развитию сети федеральных университетов и бизнес-школ мирового уровня, так и осуществление пяти новых мероприятий, направленных на развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста, современной образовательной среды в школах (в развитие мероприятий национального проекта по поддержке общеобразовательных учреждений), дистанционного образования детей-инвалидов, сети национальных исследовательских университетов (в развитие поддержки учреждений высшего профессионального образования, реализующих инновационные программы), инновационных программ в системе непрерывного профессионального образования[17]. 
 

Информация о работе Политика в области образования