Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
– Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования[16].
– Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации.
– Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета[16].
–
Государственная поддержка
–
Организация профессионального
образования для
Направления
приоритетного национального
Рисунок
18 - Направления приоритетного национального
проекта «Образование»
Приоритетный национальный проект «Образование» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2008 годах из федерального бюджета выделено более 123,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году –29,28 млрд. рублей, в 2007 году – 48,88 млрд. рублей в 2008 году – 45,36 млрд. рублей). Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах представлены в Приложении А.
На реализацию проекта в 2009-2012 годах в федеральном бюджете предусмотрено 73,8 млрд. рублей (в том числе в 2009 году – 31,8 млрд. рублей, в 2010 году – 21,0 млрд. рублей, в 2011 году – 21,0 млрд. рублей). Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы представлены в Приложение Б
Расходы
федерального бюджета на реализацию
проекта представлены на рисунке19.
Рисунок
19 - Средства из федерального бюджета на
реализацию национального проекта «Образование»
в 2006-2010 годах
За 2006-2008 годы дополнительно в отрасль были привлечены более трех миллиардов рублей. Если в 2006 году расходы на реализацию Приоритетного национального проекта «Образование» составили 24,6% от всех расходов отрасли, то в 2008 году это 30% [17].
За время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета. Согласно соответствующему распоряжению Правительства РФ от 4 ноября 2006 года Сибирский федеральный университет создан путем присоединения к Красноярскому государственному университету трех учреждений высшего профессионального образования города Красноярска: Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета, Государственного университета цветных металлов и золота[17].
В состав Южного федерального университета вошли четыре учреждения высшего профессионального образования. К Ростовскому государственному университету будут присоединены Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Ростовский государственный педагогический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет.
Все
необходимые юридические
Так же созданы две бизнес-школы в Санкт-Петербурге и в Москве. Создание Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 576-р. Согласно постановлению Высшая школа менеджмента располагается в зданиях дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача».
Этот проект будет реализовываться по «университетской модели», типичной для ведущих школ бизнеса – Гарвардской, Стэнфордской, Лондонской. Планируется, что к 2012–2014 годам Школа станет обладателем основных международных аккредитаций[17].
По предварительным прогнозам, в 2015 году в Школе смогут одновременно учиться 1800 студентов, из них около 30% – иностранных. Число преподавателей составит около 130, примерно четверть из них – иностранные специалисты. Слушателями краткосрочных программ станут от 3,5 до 4 тыс. менеджеров в год. С начала 2007 года были сформированы ученый совет и попечительский совет Высшей школы менеджмента, председателем которого стал Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.
Вторая бизнес школа – Московская школа управления «Сколково» – является совместным проектом представителей российской и международной бизнес-элиты. Она создается «с нуля», а не на базе действующего вуза[17].
Основатели Московской школы управления – 14 крупнейших компаний и частных лиц, являющиеся лидерами в таких отраслях, как нефтегазовая промышленность, металлургия, энергетика, банковское дело и других. Попечительский совет школы возглавил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. 21 сентября 2006 года первый вице-премьер в торжественной обстановке заложил первый камень в фундамент новой бизнес-школы.
Обучение в бизнес-школе «Сколково» начато в 2008 году. После 18 месяцев занятий студенты получают диплом, отвечающий международным стандартам. В преподавательский состав входят трудиться в «Сколково» на постоянной основе. В сентябрь 2010 года выпустили первых студентов «Сколково» Executive MBA[17].
По результатам проекта свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения – ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета). В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. В 14 регионах реализуются проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания[17].
В результате улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся), выросла доля учителей (около 45%), хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, увеличилась на 10% доля студентов, участвующих в научной работе; в 2 раза возросли объемы выполнения вузами НИОКР за счет внебюджетных средств, активизировалась деятельность субъектов Российской Федерации и местных органов власти по развитию образования, отработаны эффективные организационно-финансовые и проектные механизмы управления, разработана современная модель образования.
В
рамках национального проекта «
В рамках данного направления с 2010 года вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов, осуществляется согласно новой системе оплаты труда в ходе внедрения в субъектах Российской Федерации результатов комплексных проектов модернизации образования.
Также с 2010 года происходит предоставление всем общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет в рамках программ субъектов Российской Федерации и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, а также мероприятия «Современная школа». Осуществляется государственная поддержка реализации в 31 субъекте Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, результаты которых будут внедрены во всех субъектах Российской Федерации с 2012 года.
Происходит организация обучения на подготовительных отделениях 32 вузов ежегодно 5 тыс. лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату им специальных стипендий) [17].
Осуществляется государственная поддержка реализации региональных программ, обеспечивающих наибольший рост доли школьников, обучающихся в современных условиях – «Современная школа» (с 2010 года), развитие дистанционного образования детей-инвалидов и муниципальных программ образования детей дошкольного возраста (с 2010 года).
В
рамках развития инновационного характера
базового образования
как основы становления экономики знаний
осуществляется денежное поощрение 10
тыс. лучших учителей (ежегодно). С 2012 года
мероприятие будет реализовываться субъектами
Российской Федерации.
Происходит государственная поддержка реализации инновационных программ не менее 180 учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на условиях софинансирования. С 2012 года мероприятие будет реализовываться субъектами Российской Федерации.
Развиваются 5 федеральных университетов, призванных обеспечить регионы квалифицированными кадрами для социально-экономического развития[17].
Новое мероприятие в рамках модернизации институтов образования как инструментов социального развития - создание и поддержка на конкурсной основе 15 национальных исследовательских университетов, призванных обеспечить постоянное обновление исследовательских и производственных технологий наиболее конкурентоспособных отраслей отечественной экономики.
В рамках создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров развиваются 2 бизнес-школы мирового уровня, а с 2010 года осуществляется поддержка на конкурсной основе не менее 150 инновационных образовательных программ непрерывного профессионального образования.
Каждое
направление национального
Дальнейшая
реализация проекта предусматривает
как продолжение мероприятий по вознаграждению
за классное руководство, поощрению лучших
учителей, поддержке талантливой молодежи,
предоставлению общеобразовательным
учреждениям доступа к образовательным
ресурсам через Интернет, внедрению комплексных
проектов модернизации образования в
субъектах Российской Федерации, совершенствованию
организации школьного питания, организации
обучения на подготовительных отделениях
вузов лиц, отслуживших не менее трех лет
по контракту в Вооруженных Силах Российской
Федерации, созданию сети образовательных
учреждений, обеспечивающих подготовку
высококвалифицированных рабочих и специалистов
среднего звена, развитию сети федеральных
университетов и бизнес-школ мирового
уровня, так и осуществление пяти новых
мероприятий, направленных на развитие
муниципальных программ образования детей
дошкольного возраста, современной образовательной
среды в школах (в развитие мероприятий
национального проекта по поддержке общеобразовательных
учреждений), дистанционного образования
детей-инвалидов, сети национальных исследовательских
университетов (в развитие поддержки учреждений
высшего профессионального образования,
реализующих инновационные программы),
инновационных программ в системе непрерывного
профессионального образования[17].