Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
аспекты формирования политики
в области образования в РФ………………………………………..……………………………
1.1 Система образования:
образовательные программы, типы учреждений
образования, система управления…………………….…..……………………
1.2 Государственная
политика в области образования:
цель, принципы, система законодательства……………………………...
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ
мероприятий государственной
политики в области
образования….……………………………………………
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития
политики в области образования……………..............
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ………………………………………………………………………………
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы……………………………………………
Введение
Россия обладает развитой системой образования, позволяющей сохранить достаточно высокие позиции по индексу человеческого потенциала, В современных условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности вузов. Переход экономики России на путь трансформации определяет возможность развития конкуренции на рынке образовательных услуг.
Повышение
эффективности деятельности и рост
конкурентоспособности
Система высшего образования Российской Федерации является важнейшим инновационным потенциалом развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Во многих странах сформировался новый тип интеллектуальной экономики, основанной на знаниях и инновациях во всех сферах современной деятельности.
В настоящее время складывается мировой образовательный рынок, который является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится средством продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий. Поэтому образовательный рынок является достаточно сложным явлением, отражающим процесс реализации отдельными странами как политических, так и финансовых, экономических и производственных интересов за счет развития сферы образования.
Россия может занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, но это требует формирования национальной политики в области образования, повышения привлекательности российских университетов.
Объектом изучения данной курсовой работы является политика в области образования в РФ. Предметом изучения является анализ реализации мероприятий политики в области образования в РФ.
Целью данной курсовой работы является изучение политики в области образования.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
В данной курсовой работе использованы метод сбора данных, методы сравнения и анализа исследуемых данных. В ходе работы были использованы материалы из учебной литературы, периодических изданий и статистические данные, с помощью которых решались поставленные задачи.
1
Теоретические аспекты
формирования политики
в сфере образования
1.1
Система образования:
образовательные программы,
типы учреждений образования,
система управления.
Политика в сфере образования, отражает общенациональные интересы и предъявляет их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения человека сопровождающийся констатацией достижений гражданина установленным государством образовательных уровней. Традиционно цель образования определяются, как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Система образования — это модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них[1].
Система
образования согласно закону Российской
Федерации «Об образовании» представляет
собой совокупность взаимодействующих
структур, в число которых входят: преемственные
образовательные программы различных
уровня и направленности, федеральные
государственные образовательные стандарты
и федеральные государственные требования;
сети реализующих их образовательных
учреждений и научных организаций; органы,
осуществляющие управление в сфере образования,
и подведомственных им учреждений и организаций; объединений
юридических лиц, общественных и государственно-общественных
объединений, осуществляющих деятельность
в области образования. Система образования
РФ представлена на рисунке 1[2].
Рисунок
1 – Система образования РФ
Образовательная
программа определяет содержание образования
определенных уровня и направленности.
В Российской Федерации допускается сочетание
различных форм получения образования.
Перечни профессий и специальностей, получение
которых в очно-заочной (вечерней), заочной
форме и в форме экстерната не допускается,
в части компетенции Российской Федерации
устанавливаются уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. Использование
дистанционных образовательных технологий
находится в компетенции образовательного
учреждения. В Российской Федерации реализуются
образовательные программы представленные
на рисунке 2[2].
Рисунок 2 – Образовательные программы
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся[2].
Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии[2].
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования[2].
К
структуре основной профессиональной
образовательной программы
К
минимуму содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы и
уровню профессиональной переподготовки
федеральным органом
Образовательным
является учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, то есть реализующее
одну или несколько образовательных
программ и (или) обеспечивающее содержание
и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть
государственными (федеральными или находящимися
в ведении субъекта Российской Федерации),
муниципальными, негосударственными (частными,
учреждениями общественных и религиозных
организаций (объединений)). Типы образовательных
учреждений представлены на рисунке 3[2].
Рисунок
3 – Типы образовательных учреждений в
России
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается[2].
Характер
управления образованием проявляется
в соблюдении органами управления государственных
гарантий прав граждан РФ на образование
независимо от расы, национальности, языка,
пола, возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного положения,
социального происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений. Система
управления образованием представлена
на рисунке 4[3].
Рисунок
4- Система управления образованием