Политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76

Работа содержит 1 файл

ЭОС (Севостьянова).doc

— 675.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теоретические  аспекты формирования политики  в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7

1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7

1.2 Государственная  политика  в области   образования:  цель,  принципы, система законодательства……………………………...………………………..12

1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18

2 Анализ     мероприятий        государственной       политики    в       области образования….…………………………………………………………………...29

2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29

2.2 Анализ          реализации    приоритетного         национального    проекта

«Образование» …………………………………………………………………..36

2.3 Анализ реализации      федеральной     целевой   программы   развития

образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43

3 Стратегия развития политики в области образования……………................49

3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49

3.3 Федеральная  целевая программа развития образования на   2011-2015

года ……………………………………………………………………………….57

3.3 Направления  совершенствования современной  системы образования….61

Заключение……………………………………………………………………….67

Список использованных источников…………………………………………...69

Приложение А   Направления    реализации   приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71

Приложение Б  Направления    реализации   приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73

Приложение В  План действий по  модернизации  общего  образования на

2011-2015годы…………………………………………………………………...76 

       Введение 
 

       Россия  обладает развитой системой образования, позволяющей сохранить достаточно высокие позиции по индексу человеческого потенциала, В современных условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности вузов. Переход экономики России на путь трансформации определяет возможность развития конкуренции на рынке образовательных услуг.

       Повышение эффективности деятельности и рост конкурентоспособности отечественных  образовательных и научных систем - один из самых актуальных вопросов современной России. Это связано с тем, что уровень развития образования, научно-технического прогресса и интеллектуального потенциала страны наиболее значим для ее успешной интеграции в мировое экономическое сообществе. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая базируется на сценарии инновационного развития, использование конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний» предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста

       Система высшего образования Российской Федерации является важнейшим инновационным потенциалом развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Во многих странах сформировался новый тип интеллектуальной экономики, основанной на знаниях и инновациях во всех сферах современной деятельности.

       В настоящее время складывается мировой образовательный рынок, который является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится средством продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий. Поэтому образовательный рынок является достаточно сложным явлением, отражающим процесс реализации отдельными странами как политических, так и финансовых, экономических и производственных интересов за счет развития сферы образования.

       Россия  может занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, но это требует формирования национальной политики в области образования, повышения привлекательности российских университетов.

       Объектом  изучения данной курсовой работы является политика в области образования в РФ. Предметом изучения является анализ реализации мероприятий политики в области образования в РФ.

       Целью данной курсовой работы является изучение политики в области образования.

       В соответствии с поставленной целью  вытекают  следующие задачи:

    1. раскрыть понятие «система образования»;
    2. рассмотреть принципы, задачи и цели государственной политики в области образования;
    3. рассмотреть приоритетные направления государственной политики в области образования;
    4. выявить результаты проведения политики;
    5. предложить направления совершенствования политики.

       В данной курсовой работе использованы метод сбора данных, методы сравнения  и анализа исследуемых данных. В ходе работы были использованы материалы  из учебной литературы, периодических  изданий и статистические данные, с помощью которых решались поставленные задачи.

 

       1 Теоретические аспекты формирования политики в сфере образования 

       1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления. 
 

       Политика  в сфере образования, отражает общенациональные интересы и предъявляет их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования.

       Образование – это целенаправленный процесс  воспитания и обучения человека сопровождающийся констатацией достижений гражданина установленным государством образовательных уровней. Традиционно цель образования определяются, как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

       Система образования — это модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них[1].

       Система образования согласно закону Российской Федерации «Об образовании» представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят: преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Система образования РФ представлена на рисунке 1[2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 1 – Система образования РФ 

       Образовательная программа определяет содержание образования  определенных уровня и направленности. В Российской Федерации допускается сочетание различных форм получения образования. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения. В Российской Федерации реализуются образовательные программы представленные на рисунке 2[2]. 

Рисунок 2 – Образовательные программы

       Основные  общеобразовательные программы  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта  с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся[2].

       Основные  профессиональные образовательные  программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования  обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта  с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии[2].

       К структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования[2].

       К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского  профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные  государственные требования.

       К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и  уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами[2].

       Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее  одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Типы образовательных учреждений представлены на рисунке 3[2]. 

 

Рисунок 3 – Типы образовательных учреждений в России 

       Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается[2].

       Характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Система управления образованием представлена на рисунке 4[3]. 

Рисунок 4- Система управления образованием 

Информация о работе Политика в области образования