Политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76

Работа содержит 1 файл

ЭОС (Севостьянова).doc

— 675.00 Кб (Скачать)

       В настоящее время руководство  образованием в Российской Федерации  на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В подчинении министерства с 2010 года находятся Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) [3].

       Органы  управления образованием на местах проводят государственную политику путем  соблюдения государственных образовательных  стандартов, включающих федеральный  и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности[3].

       Таким образом,  система образования  должна обеспечивать эффективное использование человеческих, информационных, материальных и финансовых ресурсов, а государство - гарантировать приоритетную поддержку образования. Для удовлетворения современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходима, модернизация самой системы образования, т.е. проведение результативной политики в области образования. 
 

       1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законадательства 
 

       Современное образование – это одно из средств  решения важнейших проблем общества  и отдельных индивидов. В любом  государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

       Государственная политика – это основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Целью государственной политики в сфере образования является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах (Закон РФ об образовании, 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах[4].

       К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст.43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Принимаемые на федеральном уровне законы определяют общее направление и регламентируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать особенности того или иного региона[4]. Система законодательства РФ представлена на рисунке 5. 

 

Рисунок 5 - Система законодательства РФ  
 

       Следовательно, система законодательства об образовании  имеет трехуровневую структуру. В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы являются правовыми актами, имеющими верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 76). Они принимаются для обеспечения правового регулирования наиболее важных вопросов и направлений. Поэтому в силу исключительной значимости сферы образования для российского общества и государства ее правовое регулирование (как в целом, так и в отдельных подсистемах) планировалось осуществлять посредством федеральных законов[4].

       Системообразующим законодательным актом в системе  российского законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании». Он выполняет интегрирующую функцию, то есть объединяет в единую отрасль законодательства весь массив нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Поэтому его можно назвать основополагающим или базовым законом. Такие законодательные акты, в соответствии с правилами законодательной техники, вводят «общие принципы и режимы правового регулирования, которые получают затем развитие в видовых законах» [4].

       В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом[5].

       Согласно  закону «Об образование» для государственной политики в области образования характерно несколько фундаментальных основ. В государственной политики РФ область образования провозглашается приоритетной. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации[5].

         В Российской Федерации общее  образование является обязательным. Гражданам Российской Федерации  гарантируется возможность получения  образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,  места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Для граждан с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[5].

       Непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики, невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

       В настоящее время государственная  политика в области образования  основывается на следующих принципах:

       -гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

       -единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

       - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

       - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

       - свобода и плюрализм в образовании;

       -демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений[5].

       Принципы  государственной политики в области  образования  представлены на рисунке 6. 

 

       Рисунок 6 - Принципы государственной политики в области образования   

       Закон РФ «Об образовании» прямо предусматривает издание двух федеральных законов – о Федеральной программе развития образования (ФПРО) (в соответствии с п. 2 ст. 1) и о государственном стандарте общего образования (в соответствии с п. 4 ст. 7). Организационной основой проведение единой государственной политики в области образования обеспечивающей Правительством РФ является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов) [4].

       Федеральная целевая программа развития образования принимается высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.

       Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной  политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности[5].

       5 сентября 2005 года президентом России  Владимиром Путиным была сформулирована  программа приоритетных национальных проектов в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Одним из четырех ПНП является национальный проект «Образование».

       В настоящее время средствами реализация государственной политики в области образования являются ФЦПРО на 2006-2010 года и национальный проекте «Образование». Средства реализация политики в сфере образования представлена на рисунке 7. 

       Рисунок 7 – Средства реализации государственной политики в сфере образования 

       Государственная политика претворяется в практическую деятельность органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи. Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования. 
 
 

       1.3 Приоритетные направления  политики в сфере  образования 
 

       Министерство  образования и науки Российской Федерации в 2006 году определило пять приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

       Приоритетные  направления государственной политики в сфере образования представлены на рисунке 8.  

       Рисунок 8 – Приоритетные направления государственной политики в сфере образования

       В формирующейся среде рыночной экономики  и гражданского общества успешная реализация этих задач должна стать предметом  стратегического партнерства государства, общества и бизнеса[7].

Информация о работе Политика в области образования