Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:59, курсовая работа
рассмотрены вопросы системы образования в Российской Федерации, теоретические основы и особенности системы образования, цели и принципы государственной политики в области образования, приоритетные направления государственной политики в сфере образования.рассмотрены направления реформирования системы образования, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, как средств реализации направлений реформирования образования.
Третий раздел включает основные меры по модернизации российского образования, и новую федеральную целевую программу развития образования на 2011 – 2015 годы.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования политики в области образования в РФ………………………………………..…………………………………………7
1.1 Система образования: образовательные программы, типы учреждений образования, система управления…………………….…..……………………...7
1.2 Государственная политика в области образования: цель, принципы, система законодательства……………………………...………………………..12
1.3 Приоритетные направления политики в области образования …………..18
2 Анализ мероприятий государственной политики в области образования….…………………………………………………………………...29
2.1 Направления реформирования системы образования в РФ……….……...29
2.2 Анализ реализации приоритетного национального проекта
«Образование» …………………………………………………………………..36
2.3 Анализ реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2006 – 2010 годы………….……………………………………43
3 Стратегия развития политики в области образования……………................49
3.1 Модернизация системы образования в России…………..………..………49
3.3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
года ……………………………………………………………………………….57
3.3 Направления совершенствования современной системы образования….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованных источников…………………………………………...69
Приложение А Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах .…………………………………...71
Приложение Б Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008-2009 годах .…………………………………...73
Приложение В План действий по модернизации общего образования на
2011-2015годы…………………………………………………………………...76
В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В подчинении министерства с 2010 года находятся Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) [3].
Органы
управления образованием на местах проводят
государственную политику путем
соблюдения государственных
Таким
образом, система образования
должна обеспечивать эффективное использование
человеческих, информационных, материальных
и финансовых ресурсов, а государство
- гарантировать приоритетную поддержку
образования. Для удовлетворения современных
социальных требований к системе образования,
повышения ее социальной роли необходима,
модернизация самой системы образования,
т.е. проведение результативной политики
в области образования.
1.2
Государственная политика
в области образования:
цель, принципы, система
законадательства
Современное
образование – это одно из средств
решения важнейших проблем
Государственная политика – это основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Целью государственной политики в сфере образования является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах (Закон РФ об образовании, 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах[4].
К
законодательным актам
Рисунок
5 - Система законодательства РФ
Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехуровневую структуру. В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы являются правовыми актами, имеющими верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 76). Они принимаются для обеспечения правового регулирования наиболее важных вопросов и направлений. Поэтому в силу исключительной значимости сферы образования для российского общества и государства ее правовое регулирование (как в целом, так и в отдельных подсистемах) планировалось осуществлять посредством федеральных законов[4].
Системообразующим
законодательным актом в
В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом[5].
Согласно закону «Об образование» для государственной политики в области образования характерно несколько фундаментальных основ. В государственной политики РФ область образования провозглашается приоритетной. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации[5].
В Российской Федерации общее
образование является
Непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики, невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.
В
настоящее время
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
-демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений[5].
Принципы
государственной политики в области
образования представлены на рисунке
6.
Рисунок
6 - Принципы государственной политики
в области образования
Закон РФ «Об образовании» прямо предусматривает издание двух федеральных законов – о Федеральной программе развития образования (ФПРО) (в соответствии с п. 2 ст. 1) и о государственном стандарте общего образования (в соответствии с п. 4 ст. 7). Организационной основой проведение единой государственной политики в области образования обеспечивающей Правительством РФ является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов) [4].
Федеральная целевая программа развития образования принимается высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.
Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности[5].
5
сентября 2005 года президентом России
Владимиром Путиным была
В
настоящее время средствами реализация
государственной политики в области образования
являются ФЦПРО на 2006-2010 года и национальный
проекте «Образование». Средства реализация
политики в сфере образования представлена
на рисунке 7.
Рисунок
7 – Средства реализации государственной
политики в сфере образования
Государственная
политика претворяется в практическую
деятельность органами управления образованием,
образовательными учреждениями, а также
другими государственными и общественными
организациями, решающими общеобразовательные
и воспитательные задачи. Негосударственные
образовательные учреждения также обязаны
соблюдать основные направления государственной
политики в области образования.
1.3
Приоритетные направления
политики в сфере
образования
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2006 году определило пять приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
Приоритетные
направления государственной
Рисунок 8 – Приоритетные направления государственной политики в сфере образования
В
формирующейся среде рыночной экономики
и гражданского общества успешная реализация
этих задач должна стать предметом
стратегического партнерства