Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Все деятельно-коммуникативные позиции учащихся в обучении (композитор — исполнитель — слушатель) приходят в относительное равновесие. В методах обучения приоритетное значение имеют полиинтонирование, художественная игра и моделирование творческого процесса.
Новизна содержания предмета
не исчерпывается новизной учебных
тем и музыкального материала. Наиболее
существенно урок музыки обновляется
благодаря появлению новых
Условия для творческого музицирования создаются с помощью расширенной палитры выразительных звучащих и незвучащих (пластических) жестов. В методике пластического интонирования жест трактуется интонационно, как выразительное средство. Учащиеся с помощью разных по динамике и тембру жестов исполняют акценты, сильные и слабые доли пульса, вершины фраз, ритмические рисунки мелодии в характере музыки. Исполнение детьми ритмических элементов музыки с помощью звучащих жестов подготавливает исполнительскую деятельность на инструментах. Если аккомпанемент исполняется в классе жестами, учащиеся слышат и понимают все ритмические партии, он свободно может быть инструментован самими детьми исходя из образной задачи.
Не ритмизованные
Незвучащие выразительные жесты помогают учащимся внимательно слушать и образно моделировать музыку. Это и элементы танцевальных движений, и “пластическое рисование” музыки. В игре “Зеркало” учащиеся отражают пластические этюды учителя, тем самым накапливая палитру выразительных жестов и опыт моделирования музыки движением. Постепенно им предоставляется возможность свободной пластической импровизации.
Музыкально-речевые понятия
последовательно выводятся из интонационного
опыта детей и закрепляются с
помощью наглядных опор. Динамические,
ладовые, регистровые понятия
Занимаясь звукоподражанием, выбирая подходящий для этого инструмент, регистр фортепиано, способ звукоизвлечения, выразительный пластический или звучащий жест, ребенок мыслит образно, темброво, динамически. Так создаются условия для широкого музыкального развития всех детей. При этом учащиеся в процессе исследовательской деятельности сами выводят знания, проживая путь исполнителя, композитора и слушателя, а мастерство учителя проявляется в умении организовать процесс художественного познания как диалектическую взаимосвязь чувственного и обобщенно-теоретического опыта, обеспечить их взаимопереходы сообразно становлению уровней музыкального мышления учащихся.
Культурологическая модель развития учащихся в процессе обучения музыке
Музыкальное
образование: базовый и
Учебные темы; художественные,
нравственно-эстетические
Музыкально-художественный
материал и его смысловая
Музыкальное восприятие
и художественное мышление
Виды и характер
учебно-музыкальной
1. Звуковой и музыкальный образ природы, человека, народа, разных народов.
2. Открытие нюансов
3. Музыка — язык общения и взаимопонимания.
4. Язык музыки.
5. Выразительность и
6. Интонация, развитие
музыкального содержания и
7. Знакомство с национальными традициями, народными праздниками, обрядами, играми, обычаями.
8. Знакомство с творчеством
белорусских композиторов и
9. Прекрасное и безобразное в музыке и жизни 1. Государственный гимн Республики Беларусь.
2. Белорусские народные
песни, танцы,
3. Произведения белорусской академической музыки разных жанров.
4. Произведения мировой музыкальной классики разных жанров.
5. Произведения народной музыки разных стран.
6. Диалогические связи
музыки с произведениями
7. Образы матери, Родины, семьи, героя, народа, отчего дома, страны, дружбы и товарищества, красоты природы и человеческих чувств в произведениях музыкального искусства 1. Развитие дифференцированного, интонационно активного, эмоционального и осознанного восприятия музыки.
2. Переживание эстетически окрашенных чувств, настроений, состояний.
3. Развитие протоинтонационного, речевого и композиционного уровней музыкального мышления.
4. Формирование умений
интонационно-смыслового и
5. Развитие звукового
6. Восприятие музыки как
гармонии смысла и
2. Сотрудничество в хоровом
пении, оркестровом
3. Полиинтонирование: моделирование музыки с помощью родственных художественных языков.
4. Художественное творчество:
создание образа; смысловая интерпретация
образов; многовариантное
5. Отношение к музыкальной деятельности как к игре, доcтавляющей эстетическое удовольствие
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М., 2004.
2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11—17.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М., 1967.
4. Гажим, И. Ф. Еще раз о цели музыкального образования / И. Ф. Гажим // Теория музыкального образования. — М., 2004. — С. 220—233.
5. Гришанович, Н. Н. Концепция музыкального образования в 12-летней общеобразовательной школе Беларуси / Н. Н. Гришанович. — Минск, 2004.
6. Гришанович, Н. Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Н. Н. Гришанович // Теория и практика музыкально-педагогического образования : сб. науч. ст. — Минск, 2002. — С. 28—33.
7. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М., 1993.
8. Стоянова, Г. И. К проблеме
музыкальности / Г. И. Стоянова
// Музыкальное образование и
9. Суслова, Н. В. Музыкальное
мышление и методика его
10. Тарасов, Г. С. Музыкальная психология / Г. С. Тарасов // Спутник учителя музыки. — М., 1993.
11. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды. — Т. 1. — М., 1985.
12. Хуторской, А. В. Ключевые
компетенции как компонент
13. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. — М., 1984.