Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая рита.docx

— 95.74 Кб (Скачать)

      Из вышеуказанных   задач  усиливается  роль  вокальных  упражнений.  На

данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся

на два этапа работы:

      - распевания  А. Яковлева

      - фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые

        игры

      На первых  порах для детей это забава, но  позднее  -  более  серьёзная

работа.

1. Упражнение для освобождения  скованной челюсти:

 

2. Упражнение, способствующее  расширению диапазона:

 

 

      Очень   часто  у  детей  зажата  нижняя  челюсть,   в   таких   случаях

предлагается следующее  упражнение:  поставить  к  подбородку  кисть  руки  и

следить, опускается ли подбородок при  пении  гласных  «о»,  «а»,  «у».  Для

более чистого интонирования  предлагается  следующее:  кисть  руки  ракушкой

приложить к уху, чтобы  лучше слышать себя. Это  прекрасный  способ  контроля

интонации.

 

                              РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ

 

      Перед первым  слушанием песни очень кратко  рассказываю об авторе стихов

и композиторе, написавшем песню.

      Новое   произведение  исполняется  целиком,  максимально  выразительно.

Иногда демонстрирую детям  разные исполнения: слушаем пластинку,  на  которой

детский хор исполняет  данное произведение. Прошу детей  сравнить  исполнение

и выявить то,  которое  наиболее  образно  и  глубже  раскрывает  содержание

произведения.

      При первом  исполнении произведения необходимо  показать, к чему  должен

стремиться ребёнок при  исполнении песни.

      После   показа  дети  рассказывают  о   содержании  песни,   обязательно

останавливаемся на непонятных словах, анализируем в  общих  чертах  характер

музыки,  поскольку  более  подробный  анализ  проходит  далее   в   процессе

разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).

      При  разучивании   необходимо  чётко  показывать  необходимые   штрихи,

дыхание.

      При разучивании  жест несколько утрирую, добиваясь   желаемого  качества

пения. Прививаю  детям  навык  протяжного  пения  (пропевание,  протягивание

гласного звука), а также  уделяю внимание правильному вокальному  делению  на

слоги.

      Перед показом  произведения необходимо у себя  в  партитуре  проставить

все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка.  Заранее

продумать  все  сложности  произведения:  сложности  в  тексте,   в   форме,

фразировке, дыхании.

      Разучивание   проходит  частями:  фразы,  предложения,  куплеты.  Перед

началом пения необходимо 2-3 раза пропеть  детям  фрагмент,  предназначенный

для разучивания, при этом  необходимо  высотное  тактирование,  чтобы  детям

было  легче  запомнить  движение  мелодии.  Каждый  раз  перед   пропеванием

ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя  с  учителем;  определи,

какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.

      В работе  используется метод заучивания  по слуху. После разучивания   по

фразам необходимо спеть  весь  куплет  целиком,  при  этом  у  детей  должен

остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается  за  3-4  урока  –

сюда входит и не только выучивание  текста  и  чистое  интонирование,  но  и

выполнение всех общих  задач.

      На одном  занятии  успеваем  проработать  2-3  песни.  На  одном  уроке

происходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними.

      В каждом  произведении – ставятся различные   цели  и  задачи.  В  одной

песне - первое знакомство и  разучивание, в другой - работа над фразировкой,

дыханием и т.д.

      Иногда встречаются  произведения небольшие и с  квадратной структурой. В

данном  случае  разучиваем  песню целиком на  слух.  А затем   проводится

детальный анализ. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и дети

имеют возможность её запомнить. Спев песню целиком,  проводится  работа  над

деталями.

      Большое  место в хоровой работе уделяется   тексту.  Текст  учим  только

вместе с мелодией, так  как хорошо выученная мелодия  не гарантирует  качества

вокального звучания.  Мало  знать  только  текст,  необходимо  каждое  слово

«впеть», соединить его  с  определённой  высотой  звучания,  «облагородить».

Нарушение этого правила  приводит к тому, что  хорошо  звучит  у  детей  лишь

первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже.

      Очень важно,  чтобы  дети  глубоко  проникли  в  художественный  образ

произведения.  Для  этого  необходимо  прочитать  детям  текст,  после  чего

обсудить  содержание  произведения,  при  наличии  нескольких   куплетов   –

содержание каждого куплета.  Я  использую  на  уроках  близкие  по  тематике

стихи, показываю репродукции  картин.

      Научить  детей сопереживать, сочувствовать,  задумываться  –  вот  цель

моей учебно-воспитательной деятельности.

      Раз в   два  месяца  проводится  интегрированный   урок  –  по  наиболее

запомнившимся  и  понравившимся  песням,  дети  рисуют   рисунки   красками,

поскольку  краски  дают  больше  простора  для  фантазии,  чем  карандаши  и

фломастеры (богаче цветовая гамма).

      Очень тщательно  рассматривается песенный репертуар  – по  принципу  его

доступности, то есть исходя из  реальных  певческих  возможностей  детей,  с

учетом их возрастных особенностей. Предпочтение  отдается  трем  музыкальным

сборникам:

- Л. Левандовская «Музыка для первого класса» М. 1975 г.

- «Планета детства» –  автор составитель  Н.  Н.  Озерова.  Это  хрестоматия

   песенного репертуара  в двух частях. В первую –  включены произведения  для

   учащихся вторых-третьих  классов.

- Ж. Металлиди «Чудеса в решете» на стихи И. Демьянова и О.  Сердобольского

   – очень яркие  песни-миниатюры для детей первого  класса.

      Наряду  с  этими  сборниками  отдаю   предпочтение   народной   песне,

классической и современной  песне. С  большим  удовольствием  дети  исполняют

произведения В. Шаинского, Б.  Савельева,  Г.  Струве,  М.  Парцхаладзе,  А.

Лядова, В. Калинникова, А.  Аренского.  При отборе  песен особое  внимание

уделяется техническим возможностям голосового аппарата и  уровню  подготовке

детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.

      В  конце   четверти  исполняем  самые   полюбившиеся  песни.  Для  самых

старательных и активных детей существует система поощрений. Это дает  стимул

для детей – дети становятся более активными и старательными.

 

                РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ПЕСЕННОГО  РЕПЕРТУАРА.

 

      После всего   вышеизложенного  сам  собой   возникает  вопрос:  «Чем  же

руководствоваться при выборе репертуара для детей?».

      Личная практика  показывает, что в большинстве  случаев дву-трех  нотная

песня усваивается гораздо  труднее, чем более или менее  развернутая  мелодия,

поскольку она более интересна  и выразительна, чем ограниченная. Но при  этом

не следует забывать, что  на  самых  первых  занятиях,  когда  детский  голос

неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным

ритмическим рисунком.

      Хотелось  бы рекомендовать следующие сборники  песен для детей:

      Лядов:      «Шесть детских пьес на народные  тексты».  Тетрадь 1  для

первого класса.

      Гречанинов:«Петушок» (для первого класса)

                  «Ай-ду-ду» (второй-третий класс)

      Кюи:        «17 детских песен» (для первого  и второго класса)

                  «Еще 17 детских песен» (для третьего  класса)

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

      В  предлагаемой  квалификационной  работе  была  рассмотрена  проблема

становления навыков  хорового  пения  на  уроках  музыки  у  детей  младшего

школьного возраста.

      Тема  охватила  круг  вопросов,  которые  основываются   на   системах

музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной  В.  К.,  Гладкой

С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П..

      Эти системы  получили  дальнейшее  развитие  и  на  современном  этапе,

поскольку  музыкально-хоровое  воспитание  является  частью  интегрированной

системы подготовки личности.

      Сейчас огромное  значение уделяется эстетическому  воспитанию  детей.  В

школах  вводятся  такие   предметы   как:   искусствоведение,   краеведение,

культурология, история города,  актерское мастерство,  хореография.  Среди

разнообразных видов детского художественного творчества  трудно  переоценить

привлекательность  и  эффективность  хорового  пения,  эстетическая  природа

которого создает   благоприятные  предпосылки  для  комплексного  воспитания

подрастающей личности.

      Через хоровую  деятельность происходит приобщение  ребенка к музыкальной

культуре,  а  коллективное   пение   –   это   прекрасная   психологическая,

нравственная и  эстетическая  среда  для  формирования  лучших  человеческих

качеств.   В   школьных   хорах   дети   приобретают   навыки   музыкального

исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

       В результате  проделанной работы можно сделать  следующий вывод:

  важнейшей задачей  современной педагогики является  создание новой стройной

   системы, позволяющей  сделать процесс музыкально-хорового  образования на

     базе общеобразовательной  школ целенаправленным и последовательным.

                                   СНОСКИ

 

      1)-  Из  устава женской гимназии им. Святой  Марии.

      2)- В. Муринов. Журнал «Школа и жизнь»,  ст.  «Украшение  жизни»  1992

г.№3

      3)- С. Миропольский. «О  музыкальном образовании народа  в России».

Стр.80

      4)- С. Миропольский « О музыкальном образовании народа  в России».

Стр.123-124

      5)- А. Н.  Карасёв «Методика пения». Стр.12

      6)- А. Н.  Карасёв «Методика пения». Стр.21

      7)- А. Н.  Карасёв «Методика Пения». Стр.10

      8)- А.Н. Карасёв  «Методика Пения». Стр.32

      9)- А.Н. Карасёв  «Методика Пения». Стр.47

      10)- А.Н. Карасёв  «Методика пения». Стр.47

      11)- А.Н. Карасёв  «Методика Пения». Стр.34

      12)- А.И. Пузыревский « О желательной постановке  пения в городских

училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32

      13)- А.И. Пузыревский «О  желательной постановке  пения в городских

училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32

      14)- О. А.  Апраксина «Музыкально  воспитание  в  школе»  Вып.12.Москва

1977 год.

      15)- Г. Урбанович  «Певческий голос учителя»  в   сборнике  «Музыкальное

воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.

      16)- Е. Сарычев.  « Сценическая речь» Москва  «Просвещение»

      1984 год

      17)- Л. Левандовская «Музыка для 1-го класса».  Москва  «Музыка»  1975

год.

 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн.  «Музыкальное  воспитание  в

   школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.

2.  Гладкая  С.  «О  формировании  певческих навыков на  уроках  музыки  в

   начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание  в  школе».  Выпуск  14.

   Москва 1989 год.

3.  Черноиваненко   Н.   «Формирование   творческих   способностей   младших

   школьников в певческой  деятельности»  в  кн.  «Музыкальное  воспитание  в

   школе». Москва «Просвещение»1989 год.

4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания  в

   школе». Москва «Просвещение»  1989 год.

5. Виноградов К.П. «Работа  над дикцией  в хоре». Москва  «Музыка» 1967 год.

6.   Сергеев   А.А.   «Воспитание   детского   голоса».   Москва   «Академия

   педагогических наук  РСФСР» 1950 год.

7.  Урбанович  Г.  «певческий  голос  учителя  музыки»   в  кн.  «Музыкальное

   воспитание в школе»  выпуск 12.Москва 1977 год.

8. «Из истории музыкального  воспитания». Составитель-Апраксина   О.А.  Москва

   «Просвещение»1990 год.

9. Стулова Г.Г. «Хоровой  класс» Москва «Просвещение»  1988 год.

10. «Музыка в школе». Составители:  Т. Бейдер, Е. Критская, Л.  Левандовская.

   Москва 1975 год.

11. «Планета детства». Составитель  -  Озерова  Н.  Н.  Санкт-Петербург  1994

   год.

12.  «Хрестоматия  по  методике   музыкального   воспитания».   Составитель-

   Апраксина О.О. Москва  «Просвещение» 1987 год.

 

Развивающее музыкальное  обучение в начальной школе

 

Современные социокультурные процессы обусловили новый этап реформы музыкального образования. Сегодня оно не может быть сведено к компетентности учащихся в отдельных видах музыкальной деятельности и даже к музыкальной грамотности в целом. Проектируемое на культурологической и личностно-ориентированной основе музыкальное образование должно обеспечивать не только предметное, но и “целостное компетентностное образование” (А. В. Хуторской), которое включает ключевые (метапредметные), общепредметные и частнопредметные компетенции личности. К таким ключевым компетенциям, которые “связывают воедино личностный и социальный смысл образования” [12, с. 5], относятся осваиваемые в процессе музыкального образования ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, а также компетенция личностного самосовершенствования.

Информация о работе Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.