Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На
данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся
на два этапа работы:
- распевания А. Яковлева
- фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые
игры
На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная
работа.
1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:
2. Упражнение, способствующее расширению диапазона:
Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях
предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и
следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для
более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой
приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля
интонации.
РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ
Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов
и композиторе, написавшем песню.
Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно.
Иногда демонстрирую детям разные исполнения: слушаем пластинку, на которой
детский хор исполняет данное произведение. Прошу детей сравнить исполнение
и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание
произведения.
При первом
исполнении произведения
стремиться ребёнок при исполнении песни.
После показа дети рассказывают о содержании песни, обязательно
останавливаемся на непонятных словах, анализируем в общих чертах характер
музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе
разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).
При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи,
дыхание.
При разучивании
жест несколько утрирую,
пения. Прививаю детям навык протяжного пения (пропевание, протягивание
гласного звука), а также уделяю внимание правильному вокальному делению на
слоги.
Перед показом
произведения необходимо у
все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее
продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме,
фразировке, дыхании.
Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед
началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный
для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям
было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием
ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи,
какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.
В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания по
фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен
остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается за 3-4 урока –
сюда входит и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и
выполнение всех общих задач.
На одном занятии успеваем проработать 2-3 песни. На одном уроке
происходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними.
В каждом
произведении – ставятся
песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой,
дыханием и т.д.
Иногда встречаются произведения небольшие и с квадратной структурой. В
данном случае разучиваем песню целиком на слух. А затем проводится
детальный анализ. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и дети
имеют возможность её запомнить. Спев песню целиком, проводится работа над
деталями.
Большое
место в хоровой работе
вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества
вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово
«впеть», соединить его с определённой высотой звучания, «облагородить».
Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь
первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже.
Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ
произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего
обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов –
содержание каждого куплета. Я использую на уроках близкие по тематике
стихи, показываю репродукции картин.
Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться – вот цель
моей учебно-воспитательной деятельности.
Раз в два месяца проводится интегрированный урок – по наиболее
запомнившимся и понравившимся песням, дети рисуют рисунки красками,
поскольку краски дают больше простора для фантазии, чем карандаши и
фломастеры (богаче цветовая гамма).
Очень тщательно
рассматривается песенный
доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с
учетом их возрастных особенностей. Предпочтение отдается трем музыкальным
сборникам:
- Л. Левандовская «Музыка для первого класса» М. 1975 г.
- «Планета детства» – автор составитель Н. Н. Озерова. Это хрестоматия
песенного репертуара в двух частях. В первую – включены произведения для
учащихся вторых-третьих классов.
- Ж. Металлиди «Чудеса в решете» на стихи И. Демьянова и О. Сердобольского
– очень яркие
песни-миниатюры для детей
Наряду с этими сборниками отдаю предпочтение народной песне,
классической и современной песне. С большим удовольствием дети исполняют
произведения В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве, М. Парцхаладзе, А.
Лядова, В. Калинникова, А. Аренского. При отборе песен особое внимание
уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке
детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.
В конце четверти исполняем самые полюбившиеся песни. Для самых
старательных и активных детей существует система поощрений. Это дает стимул
для детей – дети становятся
более активными и
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ
После всего вышеизложенного сам собой возникает вопрос: «Чем же
руководствоваться при выборе репертуара для детей?».
Личная практика показывает, что в большинстве случаев дву-трех нотная
песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия,
поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при этом
не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос
неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным
ритмическим рисунком.
Хотелось
бы рекомендовать следующие
Лядов: «Шесть детских пьес на народные тексты». Тетрадь 1 для
первого класса.
Гречанинов:«Петушок» (для первого класса)
«Ай-ду-ду» (второй-третий класс)
Кюи: «17 детских песен» (для первого и второго класса)
«Еще 17 детских песен» (для третьего класса)
В предлагаемой квалификационной работе была рассмотрена проблема
становления навыков хорового пения на уроках музыки у детей младшего
школьного возраста.
Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах
музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной В. К., Гладкой
С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П..
Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе,
поскольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной
системы подготовки личности.
Сейчас огромное
значение уделяется
школах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение,
культурология, история города, актерское мастерство, хореография. Среди
разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить
привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа
которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания
подрастающей личности.
Через хоровую
деятельность происходит
культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая,
нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих
качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального
исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
В результате
проделанной работы можно
важнейшей задачей
современной педагогики
системы, позволяющей
сделать процесс музыкально-
базе общеобразовательной школ целенаправленным и последовательным.
1)- Из устава женской гимназии им. Святой Марии.
2)- В. Муринов. Журнал «Школа и жизнь», ст. «Украшение жизни» 1992
г.№3
3)- С. Миропольский. «О музыкальном образовании народа в России».
Стр.80
4)- С. Миропольский « О музыкальном образовании народа в России».
Стр.123-124
5)- А. Н. Карасёв «Методика пения». Стр.12
6)- А. Н. Карасёв «Методика пения». Стр.21
7)- А. Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.10
8)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.32
9)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.47
10)- А.Н. Карасёв «Методика пения». Стр.47
11)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.34
12)- А.И. Пузыревский « О желательной постановке пения в городских
училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32
13)- А.И. Пузыревский «О желательной постановке пения в городских
училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32
14)- О. А.
Апраксина «Музыкально
1977 год.
15)- Г. Урбанович «Певческий голос учителя» в сборнике «Музыкальное
воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.
16)- Е. Сарычев. « Сценическая речь» Москва «Просвещение»
1984 год
17)- Л. Левандовская «Музыка для 1-го класса». Москва «Музыка» 1975
год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в
школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
2. Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14.
Москва 1989 год.
3. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в
школе». Москва «Просвещение»1989 год.
4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в
школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
5. Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.
6. Сергеев А.А. «Воспитание детского голоса». Москва «Академия
педагогических наук РСФСР» 1950 год.
7. Урбанович Г. «певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное
воспитание в школе» выпуск 12.Москва 1977 год.
8. «Из истории музыкального
воспитания». Составитель-
«Просвещение»1990 год.
9. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
10. «Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская.
Москва 1975 год.
11. «Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994
год.
12. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-
Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.
Развивающее музыкальное обучение в начальной школе
Современные социокультурные процессы обусловили новый этап реформы музыкального образования. Сегодня оно не может быть сведено к компетентности учащихся в отдельных видах музыкальной деятельности и даже к музыкальной грамотности в целом. Проектируемое на культурологической и личностно-ориентированной основе музыкальное образование должно обеспечивать не только предметное, но и “целостное компетентностное образование” (А. В. Хуторской), которое включает ключевые (метапредметные), общепредметные и частнопредметные компетенции личности. К таким ключевым компетенциям, которые “связывают воедино личностный и социальный смысл образования” [12, с. 5], относятся осваиваемые в процессе музыкального образования ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, а также компетенция личностного самосовершенствования.