Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая рита.docx

— 95.74 Кб (Скачать)

      Особенно  заботливо было  поставлено  образование   в  привилегированных

женских учебных заведениях,  где  музыка,  как  правило,  рассматривалась  в

качестве важного элемента воспитания.  Например,  в училище Ордена  Святой

Екатерины за время обучения в восьми основных  классах  (с  10  до  17  лет)

ученицы обучались  хоровому  пению  и  игре  на  фортепиано.  Хоровое  пение

распадалось на светское и  церковное. С первого же года обучение  проводилось

с применением нот, так  как до поступления  в  училище  девочки  должны  были

домашнюю музыкальную  подготовку. Репертуар был разнообразен, в него  входили

произведения, как русских, так и западных  композиторов.  Таким  образом,  к

окончанию  училища,  воспитанницы  приобретали  навыки  хорового  пения   (с

инструментом и  a`capella). Примерно по такому же  плану было  организовано

музыкальное воспитание в  других женских институтах.

      В рядовых  гимназиях, и, прежде всего,  в  гимназиях  правительственных,

Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит,  что  в  школе,  например,

есть  уроки  рисования,  пения  или  музыки,  по  классам  висят   копии   с

художественных картин, а  ученики почти не рисуют, не поют  и  не  играют,  а

картины никого не радуют….»2).

      Формальный  подход к делу  был  характерен  для  большинства  заведений

«такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали  в  детях

такие занятия музыкой.

      В нашем  веке хоровое пение стало рассматриваться  как путь  творческого

развития детей. Результаты изучения материалов  передовых  авторов  20  века

дали мне возможность  проследить за развитием  проблемы  певческого  обучения

младших школьников и сделать  определённые выводы о  состоянии  интересующего

меня вопроса в современности.

      В реализации  задач  музыкально-  эстетического воспитания  школьников

важное место занимает  исполнительская  деятельность  в  условиях  школьного

урока  музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся  в

Университете  педагогического мастерства  в 1995  году.  Конференция была

посвящена развитию у школьников  эстетического отношения к музыке.  Среди

многих  проблем,  которые  поднимались  на   конференции,   была   проблема,

связанная с тем, что в нашем городе так мало  «поющих»  общеобразовательных

школ, тогда, как известно, одна из  важнейших  задач,  которые  решает  урок

музыки - научить детей  петь.

   А, между тем  известно, что в Царской России  детские хоры были в состоянии

петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются

и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему  так  происходит?»,  я

получила довольно пространный  ответ:

1. В  школе  сейчас  встречается  очень  большой   процент  детей  с  больным

   голосовым аппаратом…..

2. Во многих школах просто  не существует хоров, в связи  с тем,  что  учителя

   музыки не хотят  брать на себя дополнительную  нагрузку, так как в  хоровой

   деятельности. Как  нигде, видна работа учителя…..

3. Это  нехватка  квалифицированных   педагогов,  которые  занимались  бы  не

   посиделками, а  профессионально, со знанием дела, прививали  детям  навыки

   хорового пения  не только на уроке, но  и   во  внеурочные  часы,  создавая

   хоры.

   Последнее   мне   кажется  наиболее  актуальным,  так  как  самым  главным

является квалифицированность, или подготовка  учителя,  и  его  желание  как

можно больше дать  детям.  Между  тем  хотелось  бы  отметить,  что  молодые

учителя далеко не  сразу  овладевают  управлением,  певческой  деятельностью

учащихся.  На  мой  взгляд,  это  связано  с  тем,  что   в   педагогических

учреждениях  уделяется много времени формированию   навыков   концертного

дирижирования  и гораздо меньше  внимания  уделяется навыкам разучивания

хоровых   произведений   с   детским   хором.   Происходит   разрыв    между

педагогической  практикой   студентов   и   обучением   дирижированию.   Всё

вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило  ёё

актуальность.

 

      Цель работы:

      Состоит  в исследовании особенностей  подготовки  младших  школьников  к

хоровой деятельности, в выявлении  комплекса методов, активизирующих  процесс

усвоения вокально-хоровых  навыков.

      Изучение  научной и методической литературы, анализ личной практической

работы с хором  позволили  сформулировать  гипотезу  исследования:  развитие

навыков  хорового  пения  на  уроках  музыки   становится   тогда   наиболее

эффективным,  когда  вокально-хоровое  обучение  осуществляется   с   учётом

возрастных и личностных качеств ребёнка.

      Объектом  исследования являлись уроки  музыки, как организационная форма

формирования первоначальных навыков хорового пения у младших  школьников.

      Предмет   исследования:  теоретические   основы  процесса   формирования

первоначальных навыков  хорового пения у младших школьников.

      Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности  решения вопросов вокально-хорового  обучения

   младших школьников  в Царской России, частично за  рубежом и в наше время.

2.  Определить  конкретную  последовательность  формирования  первоначальных

   навыков певческих  навыков в начальный период  обучения.

3.   Разработать   систему   музыкально-певческого   материала   (песен    и

   упражнений), соответствующих  вышеназванной задаче.

4. Теоретически обосновать  применение на уроках музыки  таких  педагогических

   приёмов,    которые    соответствуют     закономерностям     формирования

   первоначальных певческих  навыков.

      В соответствии  с поставленными задачами  были  использованы  следующие

методы:

1. Теоретический анализ  литературы с точки зрения  изучаемой проблемы.

2. Обобщение педагогического   опыта, направленного на формирование  навыков

   хорового пения  у младших школьников.

3.  Обобщение  собственного  опыта  работы  с  детским   хором   в   рамках

   поставленной проблемы.

4. Экспериментальное изучение  путей  и методов формирования  хоровых навыков

   у младших школьников.

      Общая   методология   предполагает  формирование  у  детей   творческой

личности, которая способна вести созидательную деятельность.

      Экспериментальная  работа опиралась на анализ  и  обобщение  передового

опыта ведущих педагогов  и методистов и личного исследовательского опыта.

      С  1995  года  работаю  учителем  музыки  в   младших   бизнес-классах

Негосударственного  Образовательного  Учреждения  «Деловая  волна»  на  базе

средней общеобразовательной  школы № 307 Центрального района.

 

 

                                  ГЛАВА 1.

 

      СУЩЕСТВОВАВШИЕ  ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО  ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В

                              КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ

                                  20 ВЕКОВ

 

      Конец 19 века в России богат  появлением  на  свет  исследованиями  по

проблеме хорового воспитания детей.

      Среди педагогов  последней трети 19 века Степан  Васильевич  Смоленский

пользовался особой известностью. Впервые в школьное  образование  Смоленский

ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

         В  статье «Заметки об  обучении  пению»  он  указывает  три   главные

задачи:

1. Воспитательная - формирование духовной культуры

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

3. Развивающая - обучение приёмам пения

         Он  создаёт учебник, в котором  даёт свои методические  разработки:

      Четырёхтомный  «Курс хорового пения», а также  « Азбука хорового пения»,

в которой дана методика знаменного пения.

         В  « Курсе хорового пения» изложена  методика преподавания  пения   по

цифирной нотации для  учителей. Этот учебник выдержал  шесть  изданий  и  был

одним из основных в народных школах России.

         Он  предлагал в качестве методического  приёма  в  начальных  классах

школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести  занятия по  слуху -  для развития

навыка  слухового  восприятия.  Использовался  метод   слуховых   сравнений:

аккорды, напоминающие колокольный  звон, а тянущиеся звуки - реку.

         Также   Смоленский  проводил  внеклассную хоровую работу,  которая

направлялась на воспитание слуха и  ансамбля,  реакцию  на  жесты  дирижёра,

ставила воспитательные задачи.

         Учёный  представлял хор как массовый  коллектив  с  дидактическими  и

художественными задачами: обучить  приёмам  пения  и  исполнять  артистично.

Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру,  но

и обучал их технике пения.

          Главное  задачей  массового   музыкального  просвещения  Смоленский

считал эстетическое воспитание общества через  хоровое  пение  и,  в  первую

очередь, через школьное музыкальное  образование.

         Чрезвычайно   большое  значение  Смоленский  придавал  репертуару  и

неоднократно  подчёркивал  особую  ответственность  учителей   при   подборе

детского репертуара. Песни  отбирались очень тщательно и  осторожно,  учитывая

содержательность и тесситурные условия.  Музыкальный материал  предлагалось

подбирать,  руководствуясь  следующими   принципами:   особенности   детской

психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

         Для  обучения детей  он  создал  дидактический  певческий   комплекс,

основываясь  на  образцы   древнерусских   распевов.   Целесообразность   он

обосновывал тем, что древнерусские  распевы диатоничны  в ладовой основе  и

интонационно близки к  характерным образцам народной  музыки,  а  тесситурные

особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального  обучения

детей пению.

        Результаты  деятельности Смоленского  в области школьного хорового

воспитания явилась музыкально-  педагогическая  концепция ,  нашедшая  своё

выражение  в  «Проекте  программы  музыкального   образования   в   народной

школе»(1880  г)  и  в  «Методике  преподавания  по  цифирной   нотации   для

учителей»(1885 г).

         Создание  специальных школьных учебников   поднял  на  новый  уровень

методическую литературу для учителей пения.

 

      В  70  годах   прошлого  века  появляется   книга   Сергея   Иринеевича

Миропольского  «О  музыкальном образовании народа  в России  и   Западной

Европе». В этой книге  есть  статья,  посвященная   обзору  русской  учебно-

музыкальной литературы по обучению  пению.  Он  особенно  выделяет  значение

хорового пения, которое,  по его словам, является:

1. Навыком к дружному, совокупному  действию

2. Разумным стремлением  общими силами достигнуть цели

3. Привычкою тщательно  выполнять свою собственную деятельность

 

      В своих   высказываниях  Миропольский подчёркивает  любовь  к песне у

русского народа, приводя  различные случаи из русского  быта  ,  связанные с

песней.

 

            Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:

1. «голос формируется   не раньше 8-9 летнего возраста, с  этого времени и

   следует начинать  обучение пению»

2. «пение по слуху и  пение по нотам представляет  две стадии в обучении

   этому искусству»3).

      Вместе с  тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое

или цифровое изображение  высоты  звука,  но  наряду  с  этим,  не  отрицает

трудностей обучения нотной  грамоте  и  подробно  разбирает  эти  трудности.

Поэтому в начальном периоде  обучения он  допускает  графическое  изображение

звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и  отмечает,  что

обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем  обучения  по  нотам,

также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

      Основные  принципы обучения:

1. «Чтобы дети научились  представлять всякий данный звук  в уме».

2. «Рядом с мелодиями  должны идти упражнения в сольмизации».

3. «Все упражнения должны  иметь осмысленный характер».

4.  «Как  скоро  дети  утвердятся  в  правильном  и  отчетливом   выполнении

   простеньких   пьес   среднего   темпа…   следует   переходить   к   пению

   двухголосному».4).

      Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по  времени возможен

переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

      Книга С.  И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального

воспитания, так  как  она  давала  представление  о  состоянии  музыкального

воспитания в России и  на Западе.

      Большую  популярность приобрела двухчастная  «Методика пения»  Алексея

Николаевича Карасева.  Он  придает  изучению  пения  не  только  музыкально-

образовательное, но и воспитательное  значение.  Автор  особо  подчеркивает,

что  при  занятиях  хором  развивается  активное  внимание   и   обостряется

умственная работа.

Информация о работе Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.