Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
7 ноября 2006. Разместил: bizdrya
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление……………………………………………………
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды
на проблему хорового
- работа с детскими
голосами в народной школе
Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….………………….
- значение хорового пения
как процесса формирования
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового
воспитания детей младшего
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс…………………………………………………………………
2-3 классы………………………………………………………………
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
5. СНОСКИ………………………………………………………………
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
ВСТУПЛЕНИЕ
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, та-кие средства находились.
«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые настав-ники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, разви-вая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотиче-ское… в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, ко-торые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подра-жания….»1).
Особенно заботливо было
поставлено образование в
В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художест-венных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины ни-кого не радуют….»2).
Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений «такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.
В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интере-сующего меня вопроса в современности.
В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшей-ся в Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, свя-занная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок му-зыки - научить детей петь.
А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоя-нии петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встре-чаются и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происхо-дит?», я получила довольно пространный ответ:
1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голо-совым аппаратом…..
2. Во многих школах просто
не существует хоров, в связи
с тем, что учителя музыки
не хотят брать на себя
3. Это нехватка
Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным явля-ется квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые учителя да-леко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студен-тов и обучением дирижированию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё актуальность.
Цель работы:
Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков.
Изучение научной и методической литературы, анализ личной практиче-ской работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: раз-витие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом воз-растных и личностных качеств ребёнка.
Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.
Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности
решения вопросов вокально-
2. Определить конкретную
последовательность
3. Разработать систему
музыкально-певческого
4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогиче-ских приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования пер-воначальных певческих навыков.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следую-щие методы:
1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.
2. Обобщение педагогического
опыта, направленного на
3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках постав-ленной проблемы.
4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых на-выков у младших школьников.
Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность.
Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передо-вого опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.
С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах Него-сударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе сред-ней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.
ГЛАВА 1.
СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРО-ВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ
20 ВЕКОВ
Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей.
Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смолен-ский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смо-ленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.
В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные зада-чи:
1. Воспитательная - формирование духовной культуры
2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы
3. Развивающая - обучение приёмам пения
Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:
Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пе-ния», в которой дана методика знаменного пения.
В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.
Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, на-поминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.
Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая на-правлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ста-вила воспитательные задачи.
Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.
Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую оче-редь, через школьное музыкальное образование.
Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и не-однократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе дет-ского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлага-лось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности дет-ской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.
Для обучения детей он создал
дидактический певческий
Результаты деятельности
Смоленского в области
Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.
В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича Миро-польского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пе-ния, которое, по его словам, является:
1. Навыком к дружному, совокупному действию
2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
3. Привычкою тщательно
выполнять свою собственную
В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.
Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:
1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и сле-дует начинать обучение пению»
2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3).
Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает труд-ностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обуче-ние по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, так-же как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.
Основные принципы обучения:
1. «Чтобы дети научились
представлять всякий данный
2. «Рядом с мелодиями
должны идти упражнения в
3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».
4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении про-стеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению двухголосно-му».4).
Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возмо-жен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.