Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая рита.docx

— 95.74 Кб (Скачать)

Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного  возраста на уроках музыки.

 

7 ноября 2006. Разместил: bizdrya

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3

2. ГЛАВА 1

- существовавшие взгляды  на проблему хорового воспитания  в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8

- работа с детскими  голосами в народной школе  Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18

- значение хорового пения  как процесса формирования творческих  способностей детей. Особенности  детского голоса………………………. 20

3. ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового  воспитания детей младшего школьного  возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23

- экспериментальная работа:

а) вокально-хоровые упражнения

1 класс……………………………………………………………………. 32

2-3 классы………………………………………………………………... 33

б) работа над песней…………………………………………………… 34

- рекомендации по подбору  песенного репертуара…………………  37

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………  38

5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Первые попытки осуществить  музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.

Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о  преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, та-кие средства находились.

«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые  настав-ники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, разви-вая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотиче-ское… в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, ко-торые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подра-жания….»1).

Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных  женских учебных заведениях, где  музыка, как правило, рассматривалась  в каче-стве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Ека-терины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с примене-нием нот, так как до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произ-ведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к оконча-нию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инстру-ментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музы-кальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. «Оттого  и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или  музыки, по классам висят копии  с художест-венных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины ни-кого не радуют….»2).

Формальный подход к делу был характерен для большинства  заведений «такого типа». Поэтому  не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия  музыкой.

В нашем веке хоровое пение  стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать  определённые выводы о состоянии  интере-сующего меня вопроса в современности.

В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшей-ся в Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, свя-занная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок му-зыки - научить детей петь.

А, между тем известно, что в Царской России детские  хоры были в состоя-нии петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встре-чаются и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происхо-дит?», я получила довольно пространный ответ:

1. В школе сейчас встречается  очень большой процент детей  с больным голо-совым аппаратом…..

2. Во многих школах просто  не существует хоров, в связи  с тем, что учителя музыки  не хотят брать на себя дополнительную  нагрузку, так как в хоровой  деятельности. Как нигде, видна  работа учителя…..

3. Это нехватка квалифицированных  педагогов, которые занимались  бы не по-сиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры.

Последнее мне кажется  наиболее актуальным, так как самым  главным явля-ется квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые учителя да-леко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студен-тов и обучением дирижированию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё актуальность.

 

Цель работы:

Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к  хоровой деятельности, в выявлении  комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых  навыков.

Изучение научной и  методической литературы, анализ личной практиче-ской работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: раз-витие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом воз-растных и личностных качеств ребёнка.

Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная  форма формирования первоначальных навыков хорового пения у младших  школьников.

Предмет исследования: теоретические  основы процесса формирования первоначальных навыков хорового пения у младших  школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности  решения вопросов вокально-хорового  обу-чения младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в на-ше время.

2. Определить конкретную  последовательность формирования  первоначальных навыков певческих  навыков в начальный период  обучения.

3. Разработать систему  музыкально-певческого материала  (песен и упражне-ний), соответствующих вышеназванной задаче.

4. Теоретически обосновать  применение на уроках музыки  таких педагогиче-ских приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования пер-воначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными  задачами были использованы следую-щие методы:

1. Теоретический анализ  литературы с точки зрения  изучаемой проблемы.

2. Обобщение педагогического  опыта, направленного на формирование  навы-ков хорового пения у младших школьников.

3. Обобщение собственного  опыта работы с детским хором  в рамках постав-ленной проблемы.

4. Экспериментальное изучение  путей и методов формирования хоровых на-выков у младших школьников.

Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести  созидательную деятельность.

Экспериментальная работа опиралась  на анализ и обобщение передо-вого опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах Него-сударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе сред-ней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.

 

ГЛАВА 1.

 

СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ  НА ПРОБЛЕМУ ХОРО-ВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ

20 ВЕКОВ

 

Конец 19 века в России богат  появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей.

Среди педагогов последней  трети 19 века Степан Васильевич Смолен-ский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смо-ленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные  зада-чи:

1. Воспитательная - формирование духовной культуры

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

3. Развивающая - обучение приёмам пения

Он создаёт учебник, в  котором даёт свои методические разработки:

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пе-ния», в которой дана методика знаменного пения.

В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения  по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий  и был одним из основных в народных школах России.

Он предлагал в качестве методического приёма в начальных  классах школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, на-поминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая на-правлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ста-вила воспитательные задачи.

Учёный представлял хор  как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить  приёмам пения и исполнять  артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.

Главное задачей массового  музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую оче-редь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и не-однократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе дет-ского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлага-лось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности дет-ской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, ос-новываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосно-вывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интона-ционно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные осо-бенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.

Результаты деятельности Смоленского в области школьного  хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной шко-ле»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учите-лей»(1885 г).

Создание специальных  школьных учебников поднял на новый  уровень методическую литературу для  учителей пения.

 

В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича Миро-польского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пе-ния, которое, по его словам, является:

1. Навыком к дружному, совокупному  действию

2. Разумным стремлением  общими силами достигнуть цели

3. Привычкою тщательно  выполнять свою собственную деятельность

В своих высказываниях  Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.

Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:

1. «голос формируется не  раньше 8-9 летнего возраста, с этого  времени и сле-дует начинать обучение пению»

2. «пение по слуху и  пение по нотам представляет  две стадии в обучении этому  искусству»3).

Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает труд-ностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обуче-ние по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, так-же как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

Основные принципы обучения:

1. «Чтобы дети научились  представлять всякий данный звук  в уме».

2. «Рядом с мелодиями  должны идти упражнения в сольмизации».

3. «Все упражнения должны  иметь осмысленный характер».

4. «Как скоро дети утвердятся  в правильном и отчетливом  выполнении про-стеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению двухголосно-му».4).

Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возмо-жен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

Информация о работе Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.