Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
В контексте культурологической
парадигмы современного образования
признается актуальной цель музыкального
образования, сформулированная в процессе
его глубинной реформы в
Освоение духовных ценностей
не может проходить вербальным путем,
но лишь трансцендентно, через сопереживание.
Поэтому духовная культура личности
строится с опорой на эмоциональную,
сенсорную и интонационную
Известно, что культура —
это взаимосвязь и
Образование, как и искусство, — значимая часть культуры общества и личности. Важнейшая функция образования состоит в передаче содержания культуры, ее смысла последующим поколениям. Концепция культурологического личностно-ориентированного образования выдвигает на первый план следующие его функции [см. 2]:
• помощь ученику в обретении ценностей и смысла жизни;
• развитие учащегося как человека культуры и целостной личности;
• педагогическая поддержка
становления детской
Таким образом, неправомерно
сводить культурологические функции
музыкального образования к обучению.
При этом учащийся любого возраста
— не предмет, а субъект музыкального
образования, который осваивает
предмет (музыкальную культуру мира,
общества, народа) как целостное
явление культуры, ее часть. В процессе
музыкального образования ребенок
реализует себя не только как субъект
познания музыкального искусства, его
языка и художественных ценностей,
но и как субъект музыкального,
творческого, широкого гуманитарного
развития и духовно-нравственного,
гражданского, художественного воспитания.
Предметом же субъектного освоения
учащимися должно быть интонационное
диалогическое общение с
Такое понимание сущности
образовательного предмета обусловливает
наличие в нем следующих
• освоение языка музыки и интонационной музыкальной речи;
• освоение различных видов музыкальной деятельности;
• накопление интонационно-образного музыкального словаря (тезауруса) учащихся;
• освоение специфики музыки как вида искусства и ее связей с другими видами искусства;
• развитие музыкальной культуры учащихся и воздействие через нее на становление их общей духовной культуры.
Таким образом, музыкальную
культуру учащихся можно определить
как культуру ценностного отношения
(духовно-нравственного, художественного,
гражданского, интонационно-коммуникативного)
Культура ценностного отношения предполагает воспитание интереса к высокохудожественной национальной и мировой музыкальной культуре (народной, классической, современной); развитие способности постигать ее духовное, нравственно-эстетическое, идейно-эмоциональное, жизненное содержание; формирование музыкального вкуса, позволяющего отличать хорошее от плохого, прекрасное от безобразного, высокое от низменного.
Культура художественного восприятия и музыкального мышления требует системного развития этих базовых музыкально-творческих способностей личности в образовательном процессе, опирающемся на всестороннее развитие слуха, интонационной культуры учащихся, освоение ими языка музыки, постоянное обогащение личного “интонационного словаря” (Б. В. Асафьев).
Культура музыкальной деятельности опирается на развитое музыкальное восприятие и мышление, предполагает овладение способами музыкальной деятельности в процессе моделирования ее основных коммуникативных звеньев (композитор — исполнитель — слушатель), выразительным и осмысленным интонированием, ориентировочными “ключевыми” музыкальными знаниями и ведущими умениями, опытом творческой деятельности.
Музыкальная культура личности является не обособленной частью ее общей духовной культуры, но интегративным свойством, качеством духовности. Именно в процессе становления музыкальной культуры учащихся происходит развитие всех аспектов их духовной культуры (нравственно-эстетической, гражданской, коммуникативной, художественной, психологической). Интерпретируя музыкальные образы, творчески наделяя музыку личностным смыслом, учащиеся обдумывают и собственную жизнь, определяют ценностную позицию. В процессе художественно-педагогического полилога происходит корректировка ценностных отношений учащихся, формируется их личностная нравственно-эстетическая оценка художественных произведений, содержащая и гражданско-патриотический аспект.
Индивидуальная, групповая и коллективная формы решения интонационно-творческих задач приобщают учащихся к культуре художественного диалога, формируют умения сотрудничать в достижении общей художественной цели. Поскольку музыка — язык межличностного духовного общения, изучение ее должно осуществляться прежде всего на смысловом уровне, языком и логикой жизненных, художественных, духовно-нравственных смыслов. Поиск и “открытие” интонационного смысла, углубление личностного понимания, интерпретация содержания музыкальных образов и в результате обретение нравственно-эстетических ценностей — магистральный путь, сверхзадача музыкального образования.
Качеством личности, лежащим
в основе музыкальной культуры и
в то же время диалектически
Понятие “музыкальность” определяется и как совокупность имеющихся у личности музыкальных способностей, основные из которых “тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки” [11, с. 54], разносторонний музыкальный слух [см. 3; 4; 6]. В конце ХХ в. музыкальный слух стали рассматривать не только как функциональную различительную способность (звуковысотный, ладовый, тембровый, динамический, ритмический, гармонический, мелодический, полифонический и т. п.), но и как слух выразительный [см. 10], интонационный [см. 7], духовный [см. 4; 7]. Некоторые педагоги-исследователи стержнем музыкальности, ее системообразующим свойством, называют музыкальное мышление [см. 6; 8; 13].
Музыкальное мышление — это
способность оперировать
Разносторонний музыкальный
слух и память обеспечивают репродуктивный
уровень музыкальной
В основе концепции музыкального образования в Республике Беларусь лежит идея структурирования его как регулируемой учителем системы развития музыкальных способностей учащихся, которые являются важнейшим компонентом их музыкальной культуры [см. 5]. Это необходимо для правильной организации обучения, которое должно опережать развитие, вести его за собой (Л. С. Выготский). В качестве стержня развивающего обучения выделено музыкальное мышление в динамике становления его уровней: протоинтонационного, музыкально-речевого, композиционного и концептуального, которые и являются задачами музыкального образования.
Развитие музыкального мышления учащихся создает педагогические условия для освоения ими норм музыкальной и художественной культуры, посредством которых формируются и другие смысловые аспекты целостной духовной культуры личности.
Начальная школа включает три ступени развития музыкальной культуры учащихся.
Первая ступень (I класс)
Цель — формирование готовности
детей к музыкально-
В соответствии с дидактическим
принципом относительной
Модель формирующегося отношения детей к окружающему миру, людям, себе, музыке строится вокруг опорных ценностей: красота и доброта. В основе развивающего музыкального обучения на начальном этапе лежит методика полиинтонирования.
Вторая ступень (II—III классы)
Цель — овладение детьми
музыкальной речью в
Опорными деятельностными позициями учащихся являются исполнительская и композиторская. С их помощью организуется и оснащается аналитическими умениями слушательская деятельность. В исполнительский и слуховой опыт детей постепенно внедряются музыкально-речевые понятия (средств музыкальной выразительности, жанров и форм музыки). Осуществляется переход от музицирования по слуху к нотной записи и чтению мелодий. Развивается способность воспринимать музыкальные произведения как содержание и форму музыки, устанавливающиеся во времени.
Основные смысловые линии
содержания структурируют музыкальное
образование на данной ступени по
принципу относительной завершенности:
интонационная музыкальная
Третья ступень (IV класс)
Цель — развитие способности драматургически целостного восприятия музыкальных произведений и композиционных качеств музыкального мышления.
В IV классе происходит обобщение
представлений учащихся о музыке,
ее содержании, языке, жанровом разнообразии,
связях народного и композиторского
творчества на примере целостной
белорусской музыкальной
В различных видах музицирования и слушательского моделирования музыки происходит осмысление выразительной, содержательной роли художественного контраста и повтора, узнавание на слух и моделирование формы музыкальных произведений, способов ее построения. Эти умения закрепляются в творческой деятельности при создании литературно-музыкальных, пластических, инструментальных композиций в разных формах.
Смысловые стержни музыкального обучения обеспечивают целостность рассмотрения музыки в ее жизненных и художественных связях, в единстве содержания и формы: музыкальная культура Беларуси, музыка — язык человеческого общения, содержательность музыки.