Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая рита.docx

— 95.74 Кб (Скачать)

 

В контексте культурологической парадигмы современного образования  признается актуальной цель музыкального образования, сформулированная в процессе его глубинной реформы в последние  десятилетия ХХ в. Д. Б. Кабалевским: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Программа-минимум при такой формулировке цели музыкального образования заключается в развитии музыкальной культуры учащихся, понимаемой как потребность и возможность входить в диалогическое общение с музыкальной культурой общества. Программа-максимум реализуется в педагогическом воздействии через формирующуюся музыкальную культуру учащихся на развитие различных аспектов их общей духовной культуры (см. схему).

Освоение духовных ценностей  не может проходить вербальным путем, но лишь трансцендентно, через сопереживание. Поэтому духовная культура личности строится с опорой на эмоциональную, сенсорную и интонационную культуру. Становление всех аспектов духовности учащихся: их нравственной, гражданской, коммуникативной, художественной культуры — происходит в процессе и через  формирование музыкальной культуры.

 

Известно, что культура —  это взаимосвязь и взаимодействие процессов опредмечивания и распредмечивания человеческой деятельности. Так, в произведениях искусства опредмечено не только мастерство их создателей, но и обобщенный духовный, нравственно-эстетический, мировоззренческий, эмоционально-ценностный опыт поколений, эпох, народов, и в целом — человечества. В процессе восприятия, исполнения, интерпретации художественных произведений происходит не только распредмечивание (присвоение) этого опыта, но и диалог с ним воспринимающей личности, ее духовного, ценностно-смыслового, эмоционально-творческого мира. Поэтому сущностными функциями культуры и искусства как ее части являются смыслообразование и диалог.

Образование, как и искусство, — значимая часть культуры общества и личности. Важнейшая функция  образования состоит в передаче содержания культуры, ее смысла последующим  поколениям. Концепция культурологического  личностно-ориентированного образования  выдвигает на первый план следующие  его функции [см. 2]:

• помощь ученику в обретении  ценностей и смысла жизни;

• развитие учащегося как  человека культуры и целостной личности;

• педагогическая поддержка  становления детской индивидуальности и творческой самобытности.

 

Таким образом, неправомерно сводить культурологические функции  музыкального образования к обучению. При этом учащийся любого возраста — не предмет, а субъект музыкального образования, который осваивает  предмет (музыкальную культуру мира, общества, народа) как целостное  явление культуры, ее часть. В процессе музыкального образования ребенок  реализует себя не только как субъект  познания музыкального искусства, его  языка и художественных ценностей, но и как субъект музыкального, творческого, широкого гуманитарного  развития и духовно-нравственного, гражданского, художественного воспитания. Предметом же субъектного освоения учащимися должно быть интонационное  диалогическое общение с музыкой  как специфическим видом искусства  и целостным явлением культуры общества.

Такое понимание сущности образовательного предмета обусловливает  наличие в нем следующих содержательных аспектов:

• освоение языка музыки и интонационной музыкальной  речи;

• освоение различных видов  музыкальной деятельности;

• накопление интонационно-образного  музыкального словаря (тезауруса) учащихся;

• освоение специфики музыки как вида искусства и ее связей с другими видами искусства;

• развитие музыкальной культуры учащихся и воздействие через  нее на становление их общей духовной культуры.

 

Таким образом, музыкальную  культуру учащихся можно определить как культуру ценностного отношения (духовно-нравственного, художественного, гражданского, интонационно-коммуникативного), культуру художественного восприятия и музыкального мышления, культуру музыкальной деятельности.

Культура ценностного  отношения предполагает воспитание интереса к высокохудожественной национальной и мировой музыкальной культуре (народной, классической, современной); развитие способности постигать  ее духовное, нравственно-эстетическое, идейно-эмоциональное, жизненное содержание; формирование музыкального вкуса, позволяющего отличать хорошее от плохого, прекрасное от безобразного, высокое от низменного.

Культура художественного  восприятия и музыкального мышления требует системного развития этих базовых  музыкально-творческих способностей личности в образовательном процессе, опирающемся  на всестороннее развитие слуха, интонационной  культуры учащихся, освоение ими языка  музыки, постоянное обогащение личного  “интонационного словаря” (Б. В. Асафьев).

Культура музыкальной  деятельности опирается на развитое музыкальное восприятие и мышление, предполагает овладение способами  музыкальной деятельности в процессе моделирования ее основных коммуникативных  звеньев (композитор — исполнитель  — слушатель), выразительным и  осмысленным интонированием, ориентировочными “ключевыми” музыкальными знаниями и ведущими умениями, опытом творческой деятельности.

Музыкальная культура личности является не обособленной частью ее общей  духовной культуры, но интегративным  свойством, качеством духовности. Именно в процессе становления музыкальной  культуры учащихся происходит развитие всех аспектов их духовной культуры (нравственно-эстетической, гражданской, коммуникативной, художественной, психологической). Интерпретируя музыкальные  образы, творчески наделяя музыку личностным смыслом, учащиеся обдумывают и собственную жизнь, определяют ценностную позицию. В процессе художественно-педагогического полилога происходит корректировка ценностных отношений учащихся, формируется их личностная нравственно-эстетическая оценка художественных произведений, содержащая и гражданско-патриотический аспект.

Индивидуальная, групповая  и коллективная формы решения  интонационно-творческих задач приобщают  учащихся к культуре художественного  диалога, формируют умения сотрудничать в достижении общей художественной цели. Поскольку музыка — язык межличностного духовного общения, изучение ее должно осуществляться прежде всего на смысловом уровне, языком и логикой жизненных, художественных, духовно-нравственных смыслов. Поиск и “открытие” интонационного смысла, углубление личностного понимания, интерпретация содержания музыкальных образов и в результате обретение нравственно-эстетических ценностей — магистральный путь, сверхзадача музыкального образования.

 

Качеством личности, лежащим  в основе музыкальной культуры и  в то же время диалектически представляющим ее интегративное проявление, считают  музыкальность. Музыкальность трактуется и как комплекс имеющихся у  личности музыкальных способностей, и как понимание содержательности музыкального языка [см. 11], и как “предрасположенность к общению с музыкой, к эмоциональной отзывчивости на нее, к развитию музыкального слуха, памяти, мышления, музыкальных потребностей, к успешности овладения различными видами музыкальной деятельности” [1, с. 33]. В музыкальности проявляется способность интонационно-смыслового общения с музыкой, ее нравственно-эстетическими, духовными ценностями, открывается возможность музыкального познания мира и человека, бытия, гармонии, счастья через соинтонирование, сопереживание (эмпатию) и сотворчество. Поэтому музыкальность имеет духовно-нравственный, а не только художественно-психологический аспект и как универсальное качество интегрирует в себе креативность и эмпатийность. Именно в таком широком значении музыкальность человека является кульминационным аспектом в содержании предмета “Музыка”.

Понятие “музыкальность”  определяется и как совокупность имеющихся у личности музыкальных  способностей, основные из которых  “тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки” [11, с. 54], разносторонний музыкальный слух [см. 3; 4; 6]. В конце ХХ в. музыкальный слух стали рассматривать не только как функциональную различительную способность (звуковысотный, ладовый, тембровый, динамический, ритмический, гармонический, мелодический, полифонический и т. п.), но и как слух выразительный [см. 10], интонационный [см. 7], духовный [см. 4; 7]. Некоторые педагоги-исследователи стержнем музыкальности, ее системообразующим свойством, называют музыкальное мышление [см. 6; 8; 13].

 

Музыкальное мышление — это  способность оперировать музыкально-речевыми слуховыми представлениями, музыкальными образами и их художественными элементами, ассоциативно-смысловыми значениями и  идеями. В. В. Медушевский определяет его как процесс вдохновенного поиска художественной истины (смысла) [см. 7]. По мнению Н. В. Сусловой, музыкальное мышление — это способ общения человека с миром при помощи музыки [см. 9]. Имея интонационно-образную природу, музыкальное мышление направлено на объединение звука и смысла, поэтому осуществляется в единстве музыкально-речевой и ассоциативно-смысловой функций.

Разносторонний музыкальный  слух и память обеспечивают репродуктивный уровень музыкальной деятельности: различение и воспроизведение элементов  музыкальной речи. Музыкальное мышление опирается на деятельность слуха, интегрирует  ее в творческом направлении и  обусловливает продуктивный уровень  музыкального познания. Поэтому развитие музыкального мышления и в целом  музыкальности учащихся — одна из важнейших задач музыкального образования, закладывающих основу успешного  становления их музыкальной культуры.

В основе концепции музыкального образования в Республике Беларусь лежит идея структурирования его  как регулируемой учителем системы  развития музыкальных способностей учащихся, которые являются важнейшим  компонентом их музыкальной культуры [см. 5]. Это необходимо для правильной организации обучения, которое должно опережать развитие, вести его за собой (Л. С. Выготский). В качестве стержня развивающего обучения выделено музыкальное мышление в динамике становления его уровней: протоинтонационного, музыкально-речевого, композиционного и концептуального, которые и являются задачами музыкального образования.

Развитие музыкального мышления учащихся создает педагогические условия  для освоения ими норм музыкальной  и художественной культуры, посредством  которых формируются и другие смысловые аспекты целостной  духовной культуры личности.

 

Начальная школа включает три ступени развития музыкальной  культуры учащихся.

Первая ступень (I класс)

Цель — формирование готовности детей к музыкально-эстетическому  образованию, развитие ассоциативной  стороны музыкального мышления учащихся. Формируются жизненно-содержательные (выразительно-изобразительные) и музыкальные ассоциации: жанровые, темпо-ритмические, регистровые, динамические, тембровые. Основные смысловые линии музыкального обучения в I классе: звуковой мир природы и человека; жизненные прообразы музыки; жанровые основы музыки; музыкальная деятельность; музыкальное содержание; выразительность словесной и музыкальной речи.

В соответствии с дидактическим  принципом относительной завершенности  этапов музыкального образования, учащиеся осваивают музыку целостно, в контексте  жизни и индивидуального опыта, на жанровой и деятельностной основе, в единстве художественного содержания и выразительной музыкальной речи. Опорная деятельностная позиция учащихся — исполнительская. Именно в вариативной исполнительской позиции, направляемые учителем к созданию музыкальных образов, учащиеся овладевают элементарными умениями во всех видах музыкальной деятельности. При этом они ориентируются на эстетические образцы художественно-исполнительской деятельности учителя — в речевом, пластическом, вокальном, инструментальном интонировании.

Модель формирующегося отношения  детей к окружающему миру, людям, себе, музыке строится вокруг опорных  ценностей: красота и доброта. В  основе развивающего музыкального обучения на начальном этапе лежит методика полиинтонирования.

Вторая ступень (II—III классы)

Цель — овладение детьми музыкальной речью в элементарно-выразительном  и структурно-композиционном аспектах, развитие речевых функций музыкального мышления.

Опорными деятельностными позициями учащихся являются исполнительская и композиторская. С их помощью организуется и оснащается аналитическими умениями слушательская деятельность. В исполнительский и слуховой опыт детей постепенно внедряются музыкально-речевые понятия (средств музыкальной выразительности, жанров и форм музыки). Осуществляется переход от музицирования по слуху к нотной записи и чтению мелодий. Развивается способность воспринимать музыкальные произведения как содержание и форму музыки, устанавливающиеся во времени.

Основные смысловые линии  содержания структурируют музыкальное  образование на данной ступени по принципу относительной завершенности: интонационная музыкальная речь, музыкальные произведения (основные жанры, становление содержания и  формы). Во всех видах музыкальной  деятельности учащиеся овладевают умениями интонационно-смыслового (целостного) анализа музыки.

Третья ступень (IV класс)

Цель — развитие способности  драматургически целостного восприятия музыкальных произведений и композиционных качеств музыкального мышления.

В IV классе происходит обобщение  представлений учащихся о музыке, ее содержании, языке, жанровом разнообразии, связях народного и композиторского  творчества на примере целостной  белорусской музыкальной культуры. Сверхзадача обучения — “открытие” учащимися нравственно-эстетической роли музыки в жизни людей, осознание  ее эмоционально-коммуникативных свойств. В процессе сравнения музыки разных народов и произведений разных видов  искусства у учащихся формируются  умения оперировать целостными художественными  образами при сравнительном анализе.

В различных видах музицирования и слушательского моделирования музыки происходит осмысление выразительной, содержательной роли художественного контраста и повтора, узнавание на слух и моделирование формы музыкальных произведений, способов ее построения. Эти умения закрепляются в творческой деятельности при создании литературно-музыкальных, пластических, инструментальных композиций в разных формах.

 

Смысловые стержни музыкального обучения обеспечивают целостность  рассмотрения музыки в ее жизненных  и художественных связях, в единстве содержания и формы: музыкальная  культура Беларуси, музыка — язык человеческого  общения, содержательность музыки.

Информация о работе Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.