Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкаль-ного воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.
Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алек-сея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.
Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем орга-нов голоса, речи и дыхания».
2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике…»5).
А также ряд задач:
1. «Научить детей петь
начальные молитвы и
2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6).
Карасев утверждает, что большинство
детей наделено хорошим слухом, но
при этом отказывает им в творческих
возможностях: «Не имея способностей
творчества самостоятельной мелодии,
ребенок более склонен к
Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изу-чения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).
А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начи-нать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описы-вает следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).
Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чисто-го пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.
После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охва-тывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках про-должалась в том же плане.
Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать делан-ность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований»10).
В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначе-ния: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стои-мость ноты – цифрой поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся долж-ны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лест-ничка»: о
и
у
а
А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:
1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.
2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.
3. Пение строки учителем.
4. Повторение лучшими учениками по отдельности.
5. Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.
6. Изучение при тех же приемах второй строки.
7. Повторение обеих строк одна на другую.
8. Пение следующей фразы молитвы.
Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, проду-манной последовательности в построении всего процесса обучения и в деталь-ной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.
В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и форма-лизм обучения того времени. Хотя благодаря строгой последовательности дос-тигалась чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материа-ла, вся система была чуждой живой природе музыки, подавляла проявление к ней творческого отношения.
Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского. По мнению Пу-зыревского, школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важ-но для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном.
В статье «Пение в семейном воспитании» отмечает, что очень важны за-нятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необ-ходимо развивать общую музыкальность…а для этого лучшим средством явля-ется пение, доступное всем нормальным детям»12)
Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от фор-мального обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет вопросу о после-довательности в обучении. Он указывает на необходимость учитывать законо-мерности психофизического развития ребёнка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. «При пении главную роль играют музыкальный голос и музыкаль-ный слух, развивающийся медленнее способности мышления и, при исключи-тельности метода, не сообразующегося с этим естественным развитием музы-кальности, может случится, что мы будем давать непосильную работу слуху или голосу ребёнка………»13)
Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», кото-рая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».
По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспита-нии эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:
1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение
2. Волю
3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки
Весь курс занятий Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте, и обучение с голоса - рекомендует начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей.
Навык различения высоты советует развивать сначала на сравнительно большом интервале, например, квинты.
Также отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя, так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные уп-ражнения следует начинать с пения гласной «а», за гласной «а» - «е», «и», «у», «ы», «я», «ё», «ю».
Для развития дыхания рекомендует специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратиться в привычку, в умение, инстинкт.
Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким, ко-торым содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурно-сти гармонию. Наиболее подходящим репертуаром Зарин считает церковные и народные песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов.
Автор даёт подробные методические указания к разучиванию песни:
1. Не затягивать надолго разучивание.
2. Брать посильный репертуар.
3. Знакомство с содержанием текста.
4. Учитель сам исполняет песню.
5. Показ строения песни: одинаковые и различные фразы.
6. Указать, где брать дыхание.
7. Разучивание текста первой мелодической фразы.
8. Разбор направления движения мелодия.
9. Изображение мелодии графически.
10. Разбор ритмического рисунка.
Первый период охватывает у Зарина 22 урока, с 23 урока, считает, что может быть начато изучение нотной грамоты.
Изучать песни Д. Н. Зарин, как и А. Н. Карасев, советует в порядке нарас-тания количества звуков. Большинство рекомендуемых Зариным песен заимст-вовано им из «Школьного сборника этнографической комиссии», некоторые песни даны с пометкой: «В педагогических целях – упрощена».
Более решительным выражением новых педагогических тенденций явля-ется «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике» Александра Леонтьевича Маслова.
Автор описывает различные эксперименты. Он призывает к методиче-ским исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он тре-бует сочетания новых методов со старыми, проверенными опытом.
Маслов считает, что школьное пение по преимуществу должно быть хо-ровым, несмотря на то, что в частности ставит себе задачей индивидуальное развитие ребенка. Также Маслов говорит о том, что хоровое пение – это основ-ной вид школьной работы по музыке. При этом считает, что введение усилен-ного изучения нотной грамоты легко может убить в ребенке, как музыкально чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Нотная грамота, как таковая в начальной школе, должна являться лишь вспомогательным сред-ством при обучении. Главная ценность его методики - в стимулировании твор-ческого потенциала детей.
Рекомендует уделять большое внимание развитию творческих способно-стей детей. Маслов считает, что творческая деятельность может проявиться:
1. В исполнении заученных песен на свой лад.
2. В единоличном сочинении мелодии на данный текст.
3. В совместном сочинении песен на заданный или свой текст.
4. В написании окончания
к данному четырехтактному
5. В написании мелодии на заданный текст или ритм.
Творчество детей он видел
в исполнительской
Он провел специальное исследование, в результате чего пришел к выво-ду, что у всех физически здоровых детей, есть музыкальный слух, развитый в разной мере. Фальшивое пение обусловлено следующими причинами:
1. Ограниченный диапазон голоса (2-3 звука).
2. Смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, и значительно реже – вверх).
3. Отсутствие координации между слухом и голосом.
4. Недостаточная острота
слуха, отсутствие певческих
В целом исследование А. Л.
Маслова имело большое
В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы: охраны детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки. Проблема привития вокальных хоровых навыков в эти годы или вовсе не затра-гивалась или рассматривалась противоречиво, непоследовательно.
Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА
- факультет музыки -
К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А
Тема:
«Первоначальные навыки
школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».
Руководитель: профессор Раабен Л. Н.
Исполнитель: студентка 4-го курса 2 гр. д/о Матюхина И. А.
Санкт-Петербург
1. Вступление……………………………………………………
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в
конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа
с детскими голосами в
……………………………………………………….………………….
- значение хорового пения как процесса формирования творческих
способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного
возраста в музыкально-
обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс…………………………………………………………………
2-3 классы………………………………………………………………
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации
по подбору песенного
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
5. СНОСКИ………………………………………………………………
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная
система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт
благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.
Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению
начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу
не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного
плана.
Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о
преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к
тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К
счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях,
такие средства находились.
«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники,
будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их
учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них
чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей
степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда
особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»1).