Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
совершенствование необходимых навыков…»14).
Подобно Д. Б. Кабалевскому, она создает свою программу, в которой
большое внимание уделяется развитию навыков хорового пения у школьников.
В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших
школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно
рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М.
Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.
Проанализировав целый ряд работ, я вычленила то, что, на мой взгляд,
является действительно важным. На базе прочитанной литературы у меня
сформировалось свое субъективное представление о том, какими знаниями
должен овладеть педагог, прежде чем впервые открыть дверь в класс музыки.
РАБОТА С ДЕТСКИМИ ГОЛОСАМИ В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ БОРИСА БОЧЕВА (БОЛГАРИЯ)
Рассматривать проблему работы с певческими навыками автора побудили
исследования в области хорового пения. При работе с детьми Борис Бочев
обнаружил, что дети интуитивно справляются с интонационным материалом –
запоминают, воспроизводят, отличают, анализируют, интерпретируют, но при
этом не обладают почти никакими певческими навыками. На основе этих
исследований Б. Бочев разработал методику работу над элементарными вокально-
хоровыми навыками.
Автор говорит о том, что из 45-ти минутного урока всегда 35-40 минут
отдает пению хором и индивидуально, а это обстоятельство почти
автоматически заставляет детей петь тихо, иначе дети не могут выдержать
напряжения.
В методике освещены главные требования, предъявляемые к детям:
1. Сравнительно тихое пение, без напряженности, без крика. Это пение
контролируется не только слухом, но и по внешним признакам – у детей,
поющих напряженно и громко, выдаются вены на шее, появляются морщины на
лбу, лица морщатся, краснеют, а некоторые из темпераментных крикунов даже
потеют от напряжения.
2. Пение с округлым звучанием. Направлено на борьбу против открытого пения
с «режущим звучанием», которое всегда приводит к быстрой усталости, к
понижению интонации при продолжительном пении, к сужению диапазона, а в
некоторых случаях к хронической сиплости голоса.
3. На каждом уроке – пение с закрытым ртом (ммм…). Это автор делает в целях
приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, что
способствует облагораживанию звучания, создания мягкости в пении.
Перед началом
занятий, при первом
себя таблицу, в которую заносит данные о каждом ученике:
1. Звукоизвлечение – легко или с усилием.
2. Состояние голоса – чистый, светлый, уставший, сиплый и т. д.
3. Объем голоса по всему его протяжению.
4. Качество тембра – светлый, звонкий, бесцветный.
5. Сила голоса.
6. Особенности темперамента – скромный, активный и т. д.
В результате анализа литературных источников, я сделала следующие
выводы: практически все труды, посвященные музыкальному воспитанию детей,
представляют обобщения собственного опыта их авторов. В этой литературе
отражены лучшие черты детского хорового исполнительства, использовавшегося
в практике. О распевности, выразительности и красоте звучания упоминалось
лишь в связи с церковным пением.
ЗНАЧЕНИЯ ХОРОВОГО
ПЕНИЯ, КАК ПРОЦЕССА
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской
деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему
и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их
мировоззрения, формированию будущей личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии
достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное
исполнение произведений
должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому
выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и
умениями.
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание
учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное
восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой,
даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность
школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных
особенностей и
здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать
голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они
невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.
Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника,
небольшой: ми1- соль1, фа1- ля1.Следовательно, в качестве материала для
пения на первых занятиях, следует использовать несложные, весьма
ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры.
Постепенно
диапазон песенных миниатюр
песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных
фрагментах лада.
В каждой
песне первоклассники
с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации
слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
У второклассников
наиболее естественно голос
си1. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия.
В то же время он определяется возможностями голосовых связок, который ещё
довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях следует добиваться
ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.
К концу
второго года обучения
укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в
зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается
в диапазоне ре1-ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой
октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряжённо.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём
диапазоне до1-ре2(ми2).
Сила голоса у детей 6-ти, 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них
наиболее типичным будет
использование умеренных
и mF. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних
звуках диапазона и тихого - на верхних. Частое использование высоких звуков
диапазона говорит о неудобной тесситуре.
У младших школьников происходит становление характерных качеств
певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно
находиться в центре внимания учителя.
Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности
является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который
осваивается в определённой системе и последовательности.
Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных
особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при
формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих
способностей.
ПРОБЛЕМА
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-
ОБОБЩЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА.
В своей работе я опиралась на изучение большинства доступных мне
исследований в области методики вокального воспитания детей. Хотелось бы
отметить статьи и очерки С. Гладкой, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л.
Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других
педагогов, которые помогли мне в работе над данной темой.
В предлагаемой
квалификационной работе я
моменты своей работы с детским хором.
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Для
меня главная цель- развитие личности ребёнка, его эмоционального мира,
зарождение и развитие эстетического чувства. На мой взгляд, певческая
деятельность - наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети
хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого
голоса, сделать процесс обучения интересным для них.
В статье Г. Урбановича «Певческий голос учителя» довольно подробно
разбирается, какими вокальными навыками должен обладать преподаватель
музыки.
В своём очерке он пишет о том, что голос является главным орудием
учителя: «В задачу учителя входит не только умение петь, но и а умение петь
так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и
без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном
инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием
тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и,
наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...»15)
Когда дети приходят ко мне в сентябре, после прослушивания, в
специальной тетради я делаю запись о каждом ребёнке. Пока один поёт - все
остальные - слушают.
|Фамилия, |класс |Интонация |Ритм |диапазон |Особенности |
|Имя | |(баллы) |(баллы) | |характера |
|Иванов Саша|1 а |5(4,3) |4(5,3) |А-С2 |Необщительный|
| | |почти гудок| | |, |
| | | | | |общительный, |
| | | | | |внимательный,|
| | | | | |рассеянный и |
| | | | | |т.д. |
Естественно,
что эти записи не
часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное,
бросающееся в глаза.
Во время
прослушивания прошу ребёнка
спеть любую песенку. Один
очень редко два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок
не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько
детских «шлягеров» из репертуара детского сада.
При выполнении
данного задания проверяются
держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в
которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).
Проверка
ритмического чувства
прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.
Изначально
предлагаю наипростейший,
Затем усложняю:
Либо:
Далее на уроках продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-
ритмических движениях. В работе используются методы, предложенные Л. Г.
Дмитриевым и Н. М. Черноиваненко:
1. Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками
над головой, за спиной и т.д., затем притопами с простейшими движениями
на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
2. Ученики получают задание: Прохлопать или проговорить ритмический
рисунок, переданные движением. Сначала выразительный ритмический мотив в
движении показывает учитель, затем ученик, а остальной класс передаёт его
хлопками.
3. Класс делится на 3 группы, которые одновременно делают следующее: 1
группа: прохлопывает простой ритм:
2 группа - простукивает
карандашом немного
3 группа - прохлопывает усложнённый ритм:
В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребёнок может
прочувствовать каждый из вышеуказанных ритмов и в то же время здесь
закладываются зачатки ритмического ансамбля.
Благодаря
данным приёмам, у ребёнка
не устают потому, что обучение проходит в форме игры.
Что касается
первого прослушивания, то
и, естественно, не всегда объективны.